Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
11 июля 2008 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Нарочно зла не учинял4 июля по первому каналу российского телевидения прошел повторный показ юбилейного творческого вечера Эльдара Рязанова, посвященного его 80-летию. Второй раз смотрел и второй раз от души хохотал и радовался телевизионной встрече с этим уникальным и ярким явлением нашей жизни. Кинорежиссер, снявший фильмы, ставшие, говоря современным языком, культовыми, которые мы с удовольствием смотрим не одно десятилетие и по многу раз. Поэт, сочиняющий философские, с глубоким подтекстом стихи, которые становятся замечательными песнями в его же кинолентах. А еще он - актер, писатель, драматург, художник, педагог, блистательный телеведущий популярнейшей некогда "Кинопанорамы", автор и ведущий захватывающих "Парижских тайн". А главное - просто добрый и мудрый человек. Глядя на этого успешного и очень ироничного кинодеятеля, трудно поверить, что 62 года назад кинорежиссер Григорий Козинцев, уже тогда считавшийся классиком советского кинематографа, на курсе которого во ВГИКе учился самый юный из студентов курса 18-летний Рязанов, отчаявшись добиться от него чего-нибудь путного, сказал ему в конце второго года обучения: "Знаете, дорогой Элик, нам все-таки придется с вами расстаться. Мы вас отчисляем из института. Вы слишком молоды". Абсолютно случайно, в силу необъяснимых недоразумений поступивший во ВГИК Рязанов, успевший к этому времени совершенно забыть, что всю сознательную жизнь мечтал стать моряком, и теперь страстно желавший закончить ВГИК, чтобы снимать кинофильмы, в отчаянии возразил: "Но ведь когда вы меня принимали, я был на два года моложе. Вы могли бы это заметить тогда". Озабоченно почесавшему затылок мэтру советского кино ничего не оставалось, как согласиться с неотразимой логикой бездарного, как ему тогда казалось, студента и махнуть рукой: - Что ж поделаешь! Черт с вами, учитесь дальше! Это решение оказалось спасительным благом для миллионов советских кинозрителей и советской кинокомедии. Секрет всеобщей зрительской и читательской любви к Рязанову сформулировал писатель Василий Аксенов: "Эльдар Рязанов принадлежит к тому небольшому числу артистов, что думают не столько о самовыражении, сколько о том, чтобы облегчить жизнь сограждан, иными словами, он принадлежит к самой высокой традиции Ренессанса". Думаю, Аксенов определил одну из важных составляющих тайны успеха фильмов Рязанова и притягательности его личности. В наш прагматичный, жесткий и жестокий век он наделен заразительной тягой к позитиву и распространяет эту веру в лучший исход далеко от себя: "У природы нет плохой погоды! Всякая погода - благодать", "Когда на сердце ветрено, то незачем печалиться", "Но снова прорастет трава сквозь все преграды и напасти", "Если утром где-то заболело, радуйся тому, что ты живой". Особое место Эльдара Рязанова в российской культуре вообще и в кинематографе в частности объясняется во многом тем, что ему удавалось во всех обстоятельствах и при всех властях оставаться самим собой. Он не работал на потребу официальной идеологии, не бежал, задрав штаны, претворять в жизнь исторические решения очередного партийного съезда, не суетился по поводу своевременно вызревшего постановления ЦК. Отказ от всякой конъюнктурности, от лент "на злобу дня" и стал главной причиной того, что его фильмы десятилетиями не сходят с телеэкрана, находят понимание и душевный отклик уже у детей и внуков тех зрителей, которые подростками и молодыми людьми смотрели "Карнавальную ночь", "Иронию судьбы", "Берегись автомобиля" или "О бедном гусаре замолвите слово". Дитя своего времени, своей эпохи, Рязанов, конечно же, не избежал ошибок и заблуждений, свойственных многим его современникам. Но в отличие от многих он находил в себе мужество признаваться в этом. Так, в одной из статей он признавался: "Раньше я был убежден, что ради свободы ничего не жалко. Что она бесценна. Что рухнет коммунистический режим и начнется расцвет. А свобода пришла очень странная. Не свобода, а вольница. Можно жульничать, обманывать, убивать. Но свобода, ради которой убивают, может, и не стоит того, чтобы люди бедствовали, чтобы все связи порвались, чтобы распался Союз? Это не утверждение, это сомнение, которого раньше не было". И еще один фрагмент из его откровений. Привожу его, впрочем, как и первый, по той простой причине, что эти мысли очень близки мне, над этим я сам немало размышляю и полностью солидарен с позицией Эльдара Александровича: "Я всегда считал, что цензура не нужна. Но она не нужна обществу, где знают, что такое моральные ценности. Там цензура есть в каждом творце - она называется простым словом совесть. А у нас огромное количество бессовестных людей сейчас почему-то решили, что имеют право разговаривать с народом и навязывать ему свое миропонимание". В качестве заголовка этих заметок взята строчка из его исповедального стихотворения. Написано оно было незадолго до 60-летия автора. Согласитесь, надо прожить достойную жизнь, чтобы заявить: "Хоть я и не за все ручаюсь, - нарочно зла не учинял". Перед тем как взяться за перо, я знал, какое стихотворение Рязанова предложу читателям. Но вот открыл сборник, и началась борьба. И то достойно, и другое, и третье. После нелегких внутренних раздоров остановился на этом. Мы отпускаем тормоза... Кругом весна, в глазах раздолье! К нам собираются друзья, а мы готовимся к застолью. Да будет день - из лучших дней! Пусть все из нас его запомнят. Мы в гости ждем своих друзей и отворяем окна комнат. Мы накрываем длинный стол, сердца и двери открываем. У нас сегодня торжество: Мы ничего не отмечаем. По кухне, где колдуешь ты, гуляет запах угощенья. Бутылки жаждут пустоты, закуски ждут уничтоженья! И вот друзья приходят в дом, добры их лица и прекрасны, глаза их светятся умом, а языки небезопасны. А я давно хочу сказать - и тут не ошибусь, наверно, - что если судят по друзьям, то мы талантливы безмерно. Да, если мерить по друзьям, то мы с тобой в большом порядке; нас упрекнуть ни в чем нельзя, нас миновали недостатки. О, если по друзьям судить, То человечий род - чудесен!.. А нам наш день нельзя прожить без пересудов, шуток, песен. Беспечно, как дымок, клубясь, беседа наша побежала, и почему-то на себя никто не тянет одеяла. Стреляют пробки в потолок, снуют меж нами биотоки. Здесь совместимостей поток, в друзьях и сила, и истоки. Подарку-дню пришел конец, и гости уезжать собрались. Незримой нежностью сердец мы между делом обменялись. И вот друзья умчались вдаль, как удаляется эпоха... Остались легкая печаль И мысль, что и вдвоем - неплохо! Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/23687/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007