Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
4 июля 2008 | ПОЛИТИКА |
Живучая заразаГазета "Аалам" в своих последних номерах дала развернутую картину выдвиженцев из южных регионов страны. Причем, дабы поднять их процентный уровень, настолько перестаралась, что часть крупных функционеров, выходцев с севера, представлены как южане. Но если оппозиционная газета взялась показать соотношение выходцев с юга и севера, то будь добра идти до конца и опубликуй перечень кадров также с севера. Кому нужна такая избирательность газеты? Где родился, какого ты роду-племени - все это так важно у нас в стране. И это в начале XXI века! Целые партии и движения создаются также на земляческой основе. В период руководства республикой выдающегося государственного деятеля и ярчайшей личности Исхака Раззакова было немало сделано для сплочения нации, воспитания национальных кадров и интеллигенции в духе внутрикыргызского интернационализма, нетерпимости к проявлениям местничества. По свидетельству современников, раззаковские кадры отличались высокой порядочностью, честностью, отсутствием любых проявлений консерватизма и местничества. Подбор кадров осуществлялся на основе их деловых и профессиональных качеств. Для подтягивания южных регионов к уровню более развитых в социально-экономическом развитии севера страны туда направлялись учителя, врачи, инженеры. Шел активный процесс упрочения экономического, политического и духовного единства нации. Такова была атмосфера, созданная в республике лидером нации Исхаком Раззаковым. Лидеры же Кыргызстана последних десятилетий деликатно обходили вниманием вопросы местничества. Затронь они эту тему чуточку, и град вполне объективных обвинений посыпался бы наверняка в их собственный адрес. И это понятно. Последние десятилетия кыргызской истории стали поистине годами ренессанса кыргызского трайбализма, активно инспирируемого властными структурами и прежде всего руководителями страны. Местничество было возведено в ранг государственной политики. Незаметно возрождались родоплеменные отношения. И это на закате ХХ века, века атома и покорения космоса. Эта типично кыргызская зараза глубоко проникла и в среду интеллигенции. Об этом все знали. Молчали на публике. Разговоры велись только на кухне... Хотя все знали, кто из какого рода, откуда и почему он выдвинулся. Так продолжалось несколько последних десятилетий. Я помню времена, когда почти все ректоры фрунзенских вузов были выходцами из одного племени. Министры, руководители районов назначались исходя из родоплеменной принадлежности. В это же время отдельные регионы не были даже чуточку представлены в эшелонах власти. Например, в аппаратах министерств представителей юга страны, а это более половины кыргызского населения, насчитывалось едва каких-то 5-10 % от числа всех сотрудников. Такое положение было также в вузах и научных учреждениях. Диспропорция в кадрах вела к дальнейшему отставанию в экономическом и социально-культурном развитии южных областей. Чиновничьи десанты, направляемые в южные области с севера страны, в большинстве своем были озабочены укреплением материального положения. Это способствовало расширению коррупции в сфере партийных и иных чиновников. В те годы без блата продвинуться по службе, поступить в вуз, защитить диссертацию стало практически невозможно. Коррупция стала сестрой, сподвижницей местничества. Центробежные силы негативных проявлений в обществе в годы застоя автоматически перенесли все проявления трайбализма на годы суверенитета, пришедшиеся на период правления страной просвещенным и европейски продвинутым президентом - академиком А. Акаевым. Его просвещенность ничуть не помешала расцвету местничества. Более того, местничество в его эпоху дополнительно получило семейно-клановую окраску, поэтому стало еще более трудновыводимым и живучим. Проявления местничества наиболее широко распространены в вузах, научной среде. Проведите, например, анализ профессорско-преподавательского состава и студентов в Бишкекском экономическом университете. И без детального изучения бросается в глаза обилие земляков ректора. А в юридической академии ректор, два проректора, почти все деканы - из одного региона. Можно смело ставить вопрос о переносе этой академии в Чаек. Спросите у любого ученого, сколько он подготовил аспирантов и откуда? И вы узнаете, что большинство из них - его земляки. Местничество активно проявляется в ходе выборов руководителей учреждений, вузов, других коллективов. Так, выборы ректора Ошского университета стали ярким свидетельством этого, и таких примеров немало. С местничеством мы вроде бы даже свыклись как с обычным, само собой разумеющимся явлением. У нас в ходу вполне официальные термины "региональная политика", "региональные интересы", "региональная элита", которые в определенной мере легализуют названные процессы и даже придают им оттенок закономерности. Новоявленные "вожди" племен и родов, целых регионов курируют кадровый рост своих сородичей-земляков, негативно влияя на состояние кадрового потенциала в целом по стране. Живучесть местничества объясняется крайне невысоким уровнем политической культуры масс, преобладанием сельского населения, приехавшего в город, проникновением люмпенской психологии в среду чиновничьего аппарата и самой интеллигенции. "Советская власть не смогла в короткие сроки искоренить такой живучий и веками складывающийся феномен, как трайбализм, который на протяжении всего советского периода истории Кыргызстана продолжал сказываться и в государственных, и в личных отношениях между кыргызами. Родоплеменная структура общества дошла и до наших дней. Не учитывая ее, невозможно ни понять происходящие в нашем обществе процессы, ни решить те или иные насущные задачи", - с горечью пишет академик В. Плоских. Борьба с местничеством будет только тогда эффективной, когда она будет предметной, с конкретизацией его проявлений и принятыми по ним решительными мерами пресечения. Поэтому весьма отрадно, что президент страны К. Бакиев с высокой трибуны публично заявил о необходимости пресекать факты выдвижения кадров из земляческих и родоплеменных соображений, призвал руководителей решительно вести профилактику трайбализма. Учитывая масштабы негативного воздействия местничества на развитие и безопасность общества, возможно, следует предусмотреть даже введение соответствующей статьи в Уголовный кодекс за преступления подобного рода. Ведь это действительно преступление. Амангельди БАЙСЕИТОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/23632/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007