Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
6 июня 2008 | ПЕРСОНЫ |
Нурбек СЕРКЕБАЕВ: Музыка для меня витаминХороший слух и богатая фантазия дали ему возможность стать лучшим среди молодых музыкантов, исполняющих фольклорно-этнографические произведения. В свои двадцать с небольшим этот иссык-кульский паренек успел побывать на фестивалях в Москве, Болгарии и США. Помимо учебы в Кыргызской национальной консерватории молодой виртуоз преподает музыку в детском театре "Оомат" при сельском лицее № 43 и музицирует в компании с умуралиевцами из "Саамала". - Нурбек, как пришла идея взять в руки кыл-кыяк? - У нас семья музыкальная. Родители познакомились в Куренкеевке. Вместе окончили консерваторию. Сейчас преподают в музыкальной школе в селе Боконбаево. Меня с братьями тоже приобщили к музыке. С восьми лет все четверо посещали занятия. Все играем на комузе. Один всерьез увлекся гитарой. Сейчас он выпускник-куренкеевец. Продолжать образование будет в консерватории. Я увлекся игрой на традиционных инструментах не так давно. После окончания средней школы поступил на двухгодичные подготовительные курсы при консерватории, там и услышал игру профессиональных фольклористов. В то время народниками руководил Бакыт Чытырбаев - профессиональный скрипач-теоретик, много лет отдавший изучению традиционной кыргызской музыки. Сейчас он трудится на дому. Я один из его учеников. Занимаемся по системе "устат-шакирт" - "от мастера к ученику". Почти у всех народов Центральной Азии существует такая передача музыкального наследия. Знания передаются от отца сыну или дочери. Или еще вариант: ребенка отдают учиться у известного мастера. Мне повезло вдвойне: отец - признанный дастанчи, мама тоже хорошо поет. Также я знаком с нашими известными знатоками инструментов Нурланом Нышановым и Акылом Касаболотовым. - Удается держать планку, поставленную родителями и учителями? - В консерватории до сих пор помнят отца. Когда поступал, ко мне был особый интерес. Не иссяк он и сейчас - я единственный студент, играющий на кыл-кыяке. Есть комузисты, виртуозы темир-ооз-комуза и жигач-ооз-комуза. Много студентов на отделении вокала и эстрады. Но кыл-кыяк - инструмент особый. Он изготавливается из урючного дерева. Исполненные на нем мелодии дают особую подпитку: музыка действует на меня, как витамины. Кроме того, возможности кыяка внушительны. Если в древние времена с его помощью музыкант рассказывал о великих торжествах и горестях, то сегодня инструмент модернизировали. Он стал ведущим в фольклорном оркестре: кыргызская скрипка имитирует не только многоголосье животного мира, но и помогает музыканту в самовыражении. И здесь главное - найти "вкус" мелодий. - Как происходит такой поиск? - Разучивание новой композиции начинается с истории ее создания. Мастер перед исполнением делает экскурс в прошлое, это дает пищу для размышлений. Например, перед работой в спектаклях "Жаныл Мырза" и "Эр-Туштук" я с удовольствием прочитал эти эпосы. - Расскажи подробнее о работе в театре. Как все началось? - Как-то в консерваторию пришли артисты "Сахны". Им был нужен музыкант-фольклорист. Мое исполнение им понравилось. Предложили сотрудничать. Недавно состоялась премьера "Эр-Туштука". На этот раз над музыкальным фоном спектакля работал с ребятами из театрального училища при Кыргызском национальном театре драмы имени Абдумомунова. Многие из них до этого не слышали живого звучания кыл-кыяка. Сейчас все поголовно рэпперы или любители попсы. Вообще я считаю, что электронная музыка наносит вред человеку. Я сам еле избавился от этой халтуры. Сейчас слушаю джаз, записи европейских классиков и диски с кыргызским фольклором, скопированным с виниловых пластинок. - Как друзья относятся к твоему увлечению? - Положительно. Они разделяют мнение, что эта музыка сближает с природой. Если раньше многие из них считали, что пора завязывать с пережитками прошлого, то сейчас все иначе. Брат тоже долгое время играл на гитаре современные хиты. Сейчас ушел с головой в классику. С удовольствием составляет мне и родителям компанию, когда отправляемся на очередной фольклорный фестиваль. Он неплохо играет на комузе. - Кстати, о вашем семейном ансамбле "Кут". Расскажи, как прошли гастроли в четырех штатах США. - За двадцать пять дней мы дали восемь концертов в малых городах Вайоминга, Монтаны, Юты и Невады. Послушать кыргызский фольклор пришли даже дети. Американские ковбои тоже не остались в долгу: играли на скрипках, гитарах и барабанах, банджо. До сих пор не верится, что побывали за океаном. - Не устаешь от такого жизненного ритма? - Нисколько. Я твердо решил, что музыка для меня - это главное. Дело здесь не в погоне за хорошим заработком. Не секрет, что кыргызский фольклор становится все более популярным в международных организациях. Я играю для того, чтобы понять, что чувствовали композиторы, создавая произведения. - Что ты испытываешь, ставя спектакли вместе с воспитанниками лицея № 43? Насколько мне известно, на счету маленьких театралов не одна постановка. - Работа с детьми увлекательна. Сельские мальчишки и девчонки целиком отдаются делу. За два года мы поставили немало спектаклей и концертных номеров. Родители всегда в восторге. Никто и не предполагал, что будущие фермеры, швеи и повара еще в придачу и артисты. Многие ребята приехали в село Жаны-Жер Сокулукского района издалека. Театральная самодеятельность для них в новинку. - А как обстоят дела с саамаловцами? - Музыканты этого ансамбля настоящие профессионалы. Лирические и бытовые песни, а также произведения Молдобасанова, Малдыбаева и Куренкеева в их исполнении понятны каждому. Их концерты дают возможность прикоснуться к национальной культуре. Я горжусь, что в этом есть и моя заслуга. Они не только поют и играют, но и исследуют фольклорное наследие. Стараются возродить почти забытые жанры. Я не понаслышке знаком со старыми мелодиями. Выступления моего дедушки - известного в нашем селе дастанчи - не раз вызывали похвалу благодарных слушателей-каджисайцев. Фото Владимира ВОРОНИНА. Надежда ПОПОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/23234/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007