Распечатать: Таалайбек БАПАНОВ: Мы должны быть в классе “А” РаспечататьОставить комментарий: Таалайбек БАПАНОВ: Мы должны быть в классе “А” Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Таалайбек БАПАНОВ: Мы должны быть в классе “А” Посмотреть комментарии

13 мая 2008

ПЕРСОНЫ

Таалайбек БАПАНОВ: Мы должны быть в классе “А”

    Возрождению "кыргызского чуда" могут послужить продюсерские способности молодых кинематографистов. Продумывая заранее прокатные судьбы своих картин, режиссеры обезопасят их от забвения отечественными зрителями и дадут возможность выйти в свет за рубежом. Такой формулой успеха поделился продюсер полнометражного игрового фильма "Плач матери о манкурте", получившего известность благодаря участию КР в ряде международных фестивалей, председатель Союза кинематографистов КР Таалайбек БАПАНОВ.

    - Таалайбек Дуйшенбекович, четыре года назад вы впервые вступили сразу в две должности - председателя Союза кинематографистов и продюсера фильма "Плач матери о манкурте" режиссера Бакыта Карагулова. С чем связан такой живой интерес к кино?

    - Он у меня с детства. Восьмилетним мальчуганом не пропускал ни одного фильма в единственном сельском клубе, находившемся в четырех километрах от дома. После окончания университета решил посвятить себя кинематографу. С 1992 года в течение десяти лет я работал  экономистом в Госкино. Помимо курирования киностудии, различных проверок и составления смет я постоянно находился в контакте с кинематографистами. Но тогда я был далек от кинопроизводства. Оказавшись в команде Карагулова, я понял, сколь сложен этот процесс. Два года режиссер искал деньги для своего фильма. Сценарий к ленте "Плач матери о манкурте" был написан отечественным кинодраматургом и режиссером Маратом Сарулу по роману Чингиза Айтматова "И дольше века длится день". Тогда народному писателю исполнилось семьдесят пять, этот факт и побудил меня спродюсировать картину. Конечно, я рисковал, но фильм вышел согласно графику. Премьера состоялась в столичном кинотеатре "Россия". Отзывы зрителей были самые положительные. Что касается международных кинофорумов, то мы участвовали в конкурсной программе "Киношока" в Анапе. На Каннском кинофестивале и фестивале в Смоленске я презентовал картину. Кроме того, недавно Бакыт Карагулов принял участие в фестивале в Австрии.

    - И что дала фильму такая география кинофорумов?

    - Многое. Например, российские прокатчики выразили желание активно сотрудничать. В скором времени "Плач матери о манкурте" увидят во всех регионах России. Для этого мы планируем доработать фильм: доснять некоторые эпизоды, смонтировать их и только тогда запустить в прокат. Также появится возможность увидеть "Плач..." у жителей соседних республик. К концу года, как раз к юбилею Чингиза Айтматова, зрителям телеканала "Мир" покажут обновленную версию фильма.

    - Получается, первый блин не стал для вас комом. Тогда с чем связано ваше новое увлечение - продюсирование короткометражных фильмов?

    - Работать с нашими кинематографистами для меня удовольствие. В прошлом году режиссер Эркин Рыспаев дал почитать сценарий фильма "Кукуруза". До этого я был уже знаком с его работами. Талантливый мастер, у которого всегда полно идей, и "Кукуруза" не стала исключением. В десятиминутной короткометражке задеты актуальные проблемы сегодняшнего общества, что непременно вызовет реакцию зрителя. Вообще наши режиссеры держат руку на пульсе жизни. Недавно в Доме кино Гульбара Толомушова и Эрнест Абдыжапаров провели кинофестиваль "Малый Киностан", где состоялся просмотр короткометражных фильмов молодых авторов. Тематика работ была разнообразна, но всех объединяет одно - стремление быть понятыми зрителем. Признаюсь, после этого киносеанса мой оптимизм в отношении развития отечественного кино заметно окреп. Кроме того, продюсировать такие ленты намного выгоднее в том плане, что есть возможность приглядеться к творческому потенциалу автора. На мой взгляд, короткометражные фильмы являются стартовой площадкой для любого кинематографиста. Презентуя свою работу, каждый участник "Малого Киностана" высказывался о планах на будущее. Все собираются продолжать в том же духе. Радует, что молодежь не только умеет снимать, но и уже наловчилась находить финансы для реализации своих проектов.

    - Значит, старшему поколению есть чему поучиться у молодежи, ведь многие режиссеры не ставят целью окупить свой фильм?

    - Да, и одним из них является Эрнест Абдыжапаров. Он не раз признавался, что, работая над "Сельской управой" и "Боз салкын", его команда не стремилась заработать. И таких кинематографистов у нас немало. Здесь сказывается советская школа, ведь ведущие творческие кадры нашего кино - выпускники ВГИКа. Во времена Советского Союза финансированию кинопроизводства уделялось серьезное внимание, и неспроста. Киноиндустрия входила в тройку лидеров по самоокупаемости. Сейчас отечественный кинематограф постоянно недополучает средства, выделенные из госбюджета. Не стоит скрывать, что наше положение оставляет желать лучшего. Одно радует, что понемногу государство начинает вспоминать о роли кинематографа в жизни общества. В сентябре прошлого года был успешно проведен I Иссык-Кульский кинофестиваль стран - участниц ШОС, где второй по значимости приз - "Серебряный тундук" - был отдан отечественной картине "Боз салкын". А в ноябре на свой профессиональный праздник наши кинематографисты получили государственные награды из рук экс-госсекретаря Адахана Мадумарова. Мы, в свою очередь, подарили ему первый экземпляр книги Владимира Михайлова "Кинолента памяти". Теперь ждем случая вручить президенту Курманбеку Бакиеву.

    - А чем зацепил вас Владимир Михайлов?

    - Я благодарен судьбе за то, что мне удалось познакомиться с творчеством этого талантливого киноведа. В течение тридцати лет Владимир Михайлов работал над книгой, а когда она была практически готова, у него не оказалось средств на ее издание. Когда рукопись оказалась у меня, я понял, что держу в руках уникальное творение. Михайлов много лет проработал на киностудиях "Центрнаучфильм", "Киргизфильм" и в Гостелерадио Киргизской ССР и не понаслышке знает историю становления кыргызского кинематографа. Так я оказался причастным к книге, финансировав выход в свет "Киноленты памяти", где описана целая эпоха развития нашего киноискусства, в том числе и рождение "кыргызского чуда".

    - Человек, с именем которого связана эта страница нашего кино, - народный писатель Чингиз Айтматов. Как кинематографисты собираются поздравлять мэтра отечественной прозы с грядущим юбилеем?

    - Планов уйма. Самое главное, сделать хотя бы косметический ремонт здания Дома кино, ведь своих гостей Чингиз Торекулович будет принимать именно там. Что касается проведения праздничных мероприятий, то опыт в этом направлении есть. За время моего председательства в Союзе кинематографистов мы успешно реализовали несколько культурных проектов. Например, прошлым летом прошел международный кинофестиваль авторского кино "Киностан", где участвовали известные эксперты и кинокритики из Европы и Азии. Плоды "Киностана" не заставили себя долго ждать. Две короткометражные ленты молодых кинематографистов были отобраны для участия в Каннском кинофестивале. Это если говорить о подготовке масштабных мероприятий. Что касается юбилеев, то и здесь постараемся не сесть в лужу. Три года назад мы праздновали шестидесятилетие Победы в Великой Отечественной войне, в связи с чем совместно с Посольством России был организован кинофестиваль на военную тематику. Также состоялась премьера фильма "Маска", посвященная семидесятилетию народного писателя  КР Мара Байджиева. Помимо этого в Доме кино регулярно проходят вечера, посвященные творчеству наших кинематографистов.

    - А как обстоят дела с налаживанием связей с зарубежными коллегами? Недавно президент "Кыргызкино" Замир Эралиев сообщил, что индийские кинематографисты намерены принять участие в нашем кинофестивале, который состоится в Чолпон-Ате этим летом. Также они предлагают запустить совместный индийско-кыргызский кинопроект. Ваше мнение по этому поводу?

    - Специалисты Болливуда далеко не первые, кто предлагает сотрудничество. У нас в стране кроме живописной природы есть еще и большое количество талантливых, но, к сожалению, невостребованных режиссеров и актеров. Иностранные коллеги со своими техническими и технологическими возможностями могут помочь нам двигаться вперед. Но для того чтобы нас знали в лицо, нужно стараться создавать "выездные" фильмы, которые соответствовали бы уровню кинофестивалей класса "А". Если в советское время картинам наших режиссеров удавалось попасть в этот разряд, то фильмы среднего поколения кинематографистов довольствуются только классом "Б". Это не говорит о том, что авторы стали менее талантливы, нет. На мой взгляд, причина кроется в другом - в недостатке финансирования отечественного кино. Немногочисленное участие наших киношников в международных кинофорумах - еще одна беда. Сейчас у них практически нет возможности пообщаться с зарубежными коллегами, чтобы поделиться знаниями и опытом. Вновь ходят слухи о том, что "Кыргызкино" передадут в ведение Министерства культуры и информации. На мой взгляд, такие меры не принесут пользы отечественному кинематографу. В который раз можно наступать на одни и те же грабли? Известно, что кино - это специфическая отрасль, требующая определенного подхода. У Минкультуры и без нас хватает проблем. В девяностых годах мне пришлось быть свидетелем пятого присоединения Госкино к культурному ведомству. Тогда это негативно отразилось на отечественной киноиндустрии: упала тематическая планка, в режиссуру пришли дилетанты. Киноструктура должна быть отдельной организацией, финансирование которой значилось бы отдельным пунктом в бюджете страны. Кроме того, при "Кыргызкино" есть коллегия, занимающаяся курированием не только производства, но и контролем киносети. Что касается последней, то как раз здесь и нужны реформы. Государственные субсидии на ремонт кинотеатров и клубов позволят заняться прокатом фильмов наших режиссеров. Отечественные зрители много слышат о картинах, созданных за последние пятнадцать лет, но не имеют возможности посмотреть их. Вот в этом направлении мы и должны двигаться.

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Надежда ПОПОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/22878/


Распечатать: Таалайбек БАПАНОВ: Мы должны быть в классе “А” РаспечататьОставить комментарий: Таалайбек БАПАНОВ: Мы должны быть в классе “А” Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Таалайбек БАПАНОВ: Мы должны быть в классе “А” Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007