Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
18 марта 2008 | ПЕРСОНЫ |
Джекшен Алымкулов: Стоят дворцы, дома, вокзалы и заводские корпуса — могу назвать вам адресаСтроитель и дорожник Джекшен Алымкулов сожалеет об одном: не успел построить для города современный Дворец спорта с катком и аквапарком. Зато в его послужном списке Кантский цементно-шиферный, Исторический музей, аэропорт "Манас", десятки жилых домов, мосты, путепроводы, памятники, километры республиканских и столичных дорог. - Я - доморощенный киргиз, но не кыргыз, - рассказывает 70-летний ветеран. - Родился в мартовское воскресенье 1938 года во фрунзенском роддоме № 1 и считаю себя коренным горожанином. Отец мой вырос в колхозе "Большевик" возле Кара-Балты, окончил в Самарканде кооперативно-экономический институт, за несколько лет до войны познакомился с мамой, родили шестерых детей, я второй по счету. В республиканском филиале Госплана СССР папа вырос от рядового экономиста до первого заместителя председателя. Он был в числе организаторов республиканского Госплана, руководил ЦСУ. Время было смутное: планы спускались жесткие и на местах повсеместно занимались приписками. Отец страшно переживал, дважды писал докладные первому секретарю ЦК КП Киргизии Турдакуну Усубалиеву о приписках, но тот отреагировал неожиданно, отправив отца на пенсию в 50 лет. Назначили ему 120 рублей как пенсионеру союзного значения, и через три года, в 1953-м, от переживаний он скончался. С именем моим связан ряд ассоциаций. Родители назвали меня, рожденного в воскресенье, Джекшеном. Но мой отец всю жизнь дружил с Казы Дикамбаевым и его женой Капитолиной Львовной, которая называла меня Сергеем. Так второе имя и осталось со мной, жена всю жизнь зовет меня так. Я не был сынком номенклатуры: родители воспитывали скромным, жили мы небогато - восьмером на 200-рублевую зарплату отца. Потом, когда он стал первым замом в Госплане, ему повысили оклад до 450, стало полегче. Но зато я выделялся крутым нравом. Всю войну жили мы на пересечении нынешней улицы Жибек Жолу и Краснооктябрьской в одноэтажной времянке, оттуда я пошел сначала в 27-ю школу, потом перевелся в так называемую "хулиганскую" десятую школу в Кузнечной крепости. Дрались много, научился там хорошо играть в карты, альчики. А в восьмом классе перешел уже в элитную школу № 6 на Дзержинке. Учился всяко - на тройки-четверки. Когда оканчивал десятый класс, у нас была классная руководительница Тамара Сергеевна Кулиева, сейчас ей уже под девяносто. Недавно мы с одноклассником Тураром Койчуевым ездили в "Асанбай" поздравлять ее с Новым годом. После школы я хотел стать гидротехником, поступал в Московский институт водного хозяйства, но не прошел по конкурсу. Отец посоветовал взять справку, как я сдал экзамены, и по возвращении меня приняли в Политехнический институт на отделение "Промышленное и гражданское строительство". Когда окончил в 1961 году, уже шло строительство Токтогульской ГЭС и разворачивалось Кантского цементно-шиферного комбината. Токтогулка была всесоюзной комсомольской стройкой, а КЦШК - республиканской. Я попал на республиканский объект, был мастером, прорабом, закладывал фундаменты асбестоцементного и шиферного цехов, благодарен судьбе, что стоял у истоков. Наша стройка была побратимом Токтогулки, ее комсоргом был тогда Мырза Капаров. Активные комсомольцы, мы устраивали с ними соцсоревнования, спортивные состязания. Через пять лет ушел в систему Минавтошосдора и работал там по 1992 год. Прошел от старшего прораба до начальника фрунзенского "СМУ ТТ" и замминистра. За эти годы построили мы грузовую автобазу № 1, пассажирский автопарк № 3, легковую автобазу, начали строительство автовокзала в Кара-Балте. Много было жилых объектов - по Первомайской - Киевской, в центре, у Южных ворот города. Строил подземные переходы возле Центрального гастронома и завода им. Ленина, путепровод по улице Белинского, вычислительный центр Госплана, новый автовокзал, здание института "Дортранспроект", кольцевую дорогу вокруг Бишкека, которую, правда, не закончили - должны были выйти к Панфиловке, а дошли до Военно-Антоновки. Принимал участие в строительстве вспомогательных служб аэропорта "Манас", а за дорогу к аэропорту меня среди семи соавторов в 1983 году наградили Государственной премией. Строили мы и кошары, и здания райкомов партии. В 1984 году закончили новую площадь Ала-Тоо, построили Исторический музей, поставили памятник. В том же году, к шестидесятилетию Кыргызстана, закончили и площадь Победы. Много, помню, было сложностей с подвалами на новой площади. Памятник Ленину, ныне монумент Эркиндик, находится над бывшими подземными гаражами КГБ. Мы ездили за опытом перепланировки в Ташкент, сделали два туннеля, подземные залы, откуда правительство должно выходить на трибуну во время демонстраций. Но с наступлением дождей вода стала просачиваться в подвалы, приходилось постоянно ремонтировать подземную кровлю и наземное покрытие. - Построили мы и мост через Чу в Кичи-Кемине, двухуровневую развязку у кольцевой дороги на пересечении с ведущей в аэропорт, известный массивный монумент на выезде из города в ту сторону. В Нарыне строили объекты, в Ат-Баши. Объем работ у нас был таким же, как в Минстрое, - доволен заслуженный строитель республики. Много было у строптивого Джекшена и сложностей, проблем с руководством республики, потому что часто требовали нарушить технические нормы в угоду экономии средств и для ускорения темпов строительства. "Я был неуживчивым, спорил, ругался, за это меня пару раз снимали с работы, потом восстанавливали. Были сложности и с дорогой в Орто-Сай, руководство требовало построить ее в кратчайшие сроки", - вспоминает он. После землетрясения в армянском Спитаке Д. Алымкулов восстанавливал город и возмущался плохим качеством строительства там. - Помню, как много было нападок на Усубалиева за новую площадь, большие затраты на Дом правительства, мраморную облицовку и т. д. Но зато столица преобразилась и приобрела цивильный вид. Сейчас строят много и лучше, но такого центра никто еще не построил, не стыдно перед приезжими и жителями. Жаль, что не удалось достроить: планировали возвести каскад фонтанов с двух сторон площади, - сожалеет он. Джекшен Алымкулов с семьей 20 лет живет в построенной им же семи- этажке по улице Фрунзе напротив парка Панфилова. На этом месте были бараки, и как-то взгляд руководства упал на эти "красоты", после чего последовало распоряжение построить красивые дома. "Я даже выговор схватил, строя один из домов, старался улучшить планировку, поднять потолки", - рассказал ветеран. С 1973 по 1992 год он отработал на посту замминистра Минавтошосдора, но "в связи с реорганизацией" министр поменял всех замов, и Алымкулов вернулся в трест "Чуйдортрансстрой", откуда в 1993 году ушел в малое предприятие, потом работал в Министерстве торговли и промышленности, несколько лет, до выхода на пенсию, проработал в системе МЧС. Сейчас работает в республиканском совете ветеранов. Семейное счастье не обошло Джекшена Сыдыгалиевича стороной: в студенческие годы на танцах он высмотрел миниатюрную иссык-кульскую красавицу Людмилу. Поженились, в 1961-м родили сына, в 1966-м и 1978-м - двух дочерей. Жена Людмила Иманбетовна - врач. Сейчас сын живет в Астане, дочери в Бишкеке, у Джекшена с Людмилой два внука и две внучки. Куда только не ездили супруги на курорты и по туристическим маршрутам, в последнем круизе обогнули Европу. Качество нынешнего строительства у ветерана отрасли вызывает и восхищение, и опасения. Он доволен, в частности, дорогой Ош - Бишкек, построенной с применением высоких технологий. - Почему же у нас плохие дороги в столице, ведь их с большой помпой построили нам зарубежные подрядчики всего пять лет назад с гарантией по меньшей мере лет на тридцать? - спросила я строителя. - Московская, Чуйский проспект, Алма-Атинская строились с нарушениями, потому уже потрескались, имеют крупные изъяны. Иноземные горе-мастера не сделали хорошее основание под дорогу, недоложили минеральный порошок в асфальтовую смесь. Зато деньги взяли по высшему прейскуранту. Такие "артисты" были и в наше время. Недавно китайцы построили у нас металлургический цех и делают металлоконструкции для строительства. Мои коллеги утверждают, что металл хрупкий, трескается. Но ведь его используют на строительстве, а где, никто не знает - так и до беды недалеко! Раньше над нами был жесткий контроль, составлялись акты приемки с фамилиями исполнителей всех этапов работ. Непонятно, почему сейчас министерство и контролирующие организации не проверяют столь жестко, как раньше, - бьет тревогу Д. Алымкулов. А если о чем сожалеет Д. Алымкулов, так только о том, что не все планы удалось воплотить в жизнь. Фото Владимира ПИРОГОВА. Елена МЕШКОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/22218/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007