Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
7 марта 2008 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Оттого что на свете есть Женщина!Впервые в этой рубрике речь пойдет о творчестве не одного автора, а многих. Как говорится, случай, положение и обстоятельства обязывают. Газета выходит накануне 8 Марта - дня, когда все сокровенные слова и признания посвящены Женщине.Не погрешу против истины, если скажу, что больше всего стихотворений в мировой поэзии рождены любовью к ней или посвящены ей, единственной - будь то Ева, Беатриче, Лаура, Маргарита, Жанна, Катюша, Патимат или просто Прекрасная Незнакомка. Любовь к тебе вошла мне в плоть и в кровьИ с ними, как вино с водой, смешалась, Как с пряною приправой - померанец Иль с молоком - душистый мед. Трудно поверить, но этим словам более 3300 лет. Обнаружены они были на египетском папирусе около 1330 года до нашей эры. Автор, естественно, неизвестен. А вот мудрое наставление: "Кто из моих земляков не учился любовной науке, Тот мою книгу прочти и, научась, полюби" - принадлежит человеку, жившему на рубеже старого и нового летосчисления. Звали этого человека Публий Овидий Назон. Нам же он больше известен как просто Овидий. Книга его так и называется - "Наука любви". А какой россыпью любовных признаний одарили человечество великие представители ирано-таджикской поэзии, жившие в X-XV веках, и, конечно же, родоначальник этой большой группы, "Адам этих поэтов" Рудаки. О, лик твой - море красоты, где множество щедрот,О, эти зубы - жемчуга и раковина - рот, А брови черные - корабль, на лбу морщины - волны, И омут - подбородок твой, глаза - водоворот! Или всемирно известный и не разгаданный до конца Омар Хайям. Как полон я любви, как чуден милой лик, Как много я б сказал и как мой нем язык. Не странно ль, господи! От жажды изнываю, А тут же предо мной течет живой родник. А вот более поздний величайший суфийский поэт Руми. Не верь, что по тебе я больше не тоскуюИ что отсутствием твоим не огорчен: Вина твоей любви я выпил кадь такую, Что ею вечно был и буду упоен. Эпоха Возрождения породила культ сонета, закрепила его в качестве ведущей жанрово-строфической формы поэзии. Первым обращением к сонету была знаменитая книга Данте Алигьери "Новая жизнь". Однако мастером, который довел эту форму до изысканного блеска, явился Франческо Петрарка. Как страсть мою назвать?Не все равно ли? Важнее, что она в себе несет. Добро? Тогда откуда в сердце лед? А если зло, откуда сладость боли? Во славу своих любимых женщин поэты сочиняли целые венки сонетов. Отдали дань этому жанру Бокаччо и Микеланджело, Тассо и Ронсар, Шекспир и Гете, Бодлер и Верлен... Пушкин даже написал ставший широко известным "Сонет" о сонете. В самом конце XIX и первые два десятилетия XX века русская литература переживала период подъема, период, как бы продолживший традиции пушкинского "золотого века" и названный по аналогии "серебряным веком". Почетное место в эти годы занимал сонет. И все же Серебряный век русской поэзии более известен прекрасными стихотворениями Блока, Гумилева, Ахматовой, Ходасевича, Северянина, Мережковского, Гиппиус, Есенина, Анненского, Сологуба и многих десятков других поэтов. О доблестях, о подвигах, о славеЯ забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной стояло на столе. Под этими словами Блока, написанными ровно сто лет назад, могли бы подписаться многие. Менялись времена, одна эпоха сменяла другую, приходили новые поэты, возникали иные литературные течения, но не менялось поэтическое отношение к женщине. Любимцы муз воспевали красоту, нежность, женственность, преданность и вместе с этим силу, смелость, непреклонность и твердость верных спутниц. Но, увы, сохранялась и сохраняется безрадостная картина для тех, кого Евтушенко назвал "боги добрые семьи", а также "это наша честь и суд". Картина, подмеченная Щипачевым: Жаль не то, что день опять вот прожит,что опять закат разбрызгал краски, - жаль, что столько милых и хороших вянет женщин без любви, без ласки. А разве можно обойти в этом обзоре молчанием мудрого горца из аула Цада Расула Гамзатова. Сколько изумительных строк, навеянных любовью, вышло из-под его пера. И как точно он выразил суть всякого поэта. Я знаю наизусть всего Махмуда,Но вот не понимаю одного: Откуда о любви моей, откуда Узнал он до рожденья моего? Заголовком к данному обзору послужили слова из стихотворения Сельвинского, которое так и называется - "Гимн Женщине". Но ни хищность, ни зависть, ни местьНе сумели мне петлю сплесть, Оттого что на свете есть Женщина! Закончить же это крайне куцее и ограниченное посвящение хочу сонетом Валерия Брюсова "Женщине". * * *Ты - женщина, ты - книга между книг, Ты - свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг. Ты - женщина, ты - ведьмовский напиток! Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик. И славословит бешено средь пыток. Ты - женщина, и этим ты права, От века убрана короной звездной, Ты - в наших безднах образ божества! Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся - от века - на тебя! Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/22073/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007