Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
22 февраля 2008 | ПЕРСОНЫ |
Парламент —не для политических заявленийПосле мартовских событий 2005 года ("революция тюльпанов"), приведших к смене власти в Киргизии, "страна небесных гор" славилась митингами, пикетами, демонстрациями и сменами Конституций. Лишь в августе прошлого года, когда Бишкек принял у себя саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), страна наглядно продемонстрировала всему миру, что бурные страсти остались в прошлом. Конституционная реформа привела к избранию нового парламента. За 16 лет независимости Киргизия не раз меняла форму законодательной власти. Жогорку Кенеш (парламент страны) выбирался то по одномандатным округам, то по смешанной системе одномандатные округа плюс партийные списки), а затем вернулся к одномандатным округам. Парламент четвертого созыва был избран в декабре 2007 года только по партийным спискам - впервые в истории Киргизии. О роли нового парламента в жизни страны, о политической ситуации и приоритетах развития Киргизстана корреспонденту "Росбалта" рассказывает торага (спикер) Жогорку Кенеша Адахан Мадумаров. - Адахан Кимсанбаевич, как вы оцениваете ситуацию в стране сегодня - после завершения конституционной реформы и выборов нового парламента? И какой вам видится роль нового, партийного парламента в развитии Киргизстана? - Киргизстан не первое постсоветское государство, в котором парламентские выборы проводились по партийным спискам. По результатам таких выборов можно судить, как народ оценивает политическую ситуацию. Референдум по принятию новой Конституции и нового Кодекса о выборах, проведенный в октябре прошлого года, стал завершением конституционной реформы. Это было высшее волеизъявление народа. В Киргизстане насчитывается более ста политических партий. И когда шло обсуждение проекта, часто случалось, что какая-то статья не нравилась какой-либо из партий. Высказывалась негативная реакция, были прения. Президент Киргизстана Курманбек Бакиев не раз пытался договориться с партиями и найти взаимоприемлемый консенсус, но этого сделать не удалось. И это бесконечное перетягивание каната между законодательной и исполнительной властью, между парламентом и президентом надоело всем. Наше общество за последние два года настолько устало от политических баталий, демонстраций, митингов и пикетов, что когда президент объезжал регионы страны, то везде народ жестко требовал от главы государства наведения порядка. После этого президент решил вынести на суд народа главный вопрос: по какой Конституции мы будем жить и как дальше нам развиваться. Результаты референдума известны. Народ проголосовал: партийному парламенту - быть! А в декабре прошлого года прошли парламентские выборы - уже по новой Конституции. Я считаю, что представительство трех партий и их процентное соотношение в парламенте - это реальное отражение сегодняшнего настроения нашего народа. На мой взгляд, парламентские выборы оказали благотворное влияние на Киргизстан, поскольку политические баталии поутихли. И оппоненты тоже поняли, что такова была воля народа. Бесконечно прикрываться именем народа теперь они не имеют права, поскольку народ сделал свой выбор. Сейчас в парламенте созданы три фракции: народной партии "Ак Жол" ("Светлый путь"), Партии коммунистов и Социал-демократической партии. Все фракции имеют одинаковые права в соответствии с Законом о регламенте Жогорку Кенеша. У всех равные и пропорциональные представительства. Социал-демократическая партия Киргизстана (СДПК) позиционировала себя как оппозиционная нынешней власти, и мы отдали ей два, считаю, ключевых комитета. В первую очередь - Аграрный комитет, поскольку Киргизстан - аграрно-промышленная страна. Было много недовольства, критики по поводу развития агропромышленного комплекса, перерабатывающей промышленности. Вот теперь, пожалуйста, пусть оппоненты критикуют, руководят, работают, предлагают пути решения проблем в виде законопроектов, программ. Второй комитет в ведении СДПК - это Комитет по образованию и культуре. Есть еще один сектор, играющий важную роль в жизни общества, - социальный. Мы Социальный комитет отдали коммунистам, поскольку у них были лозунги о равноправии. Новая редакция Конституции гласит, что контроль за исполнением законов возложен на парламентские комитеты, и это дает широчайшие полномочия комитетам и депутатам. Бывают разные мнения, разное видение, но выше, чем контроль за исполнением закона, сложно найти полномочия. Сегодня у всех партий, попавших в парламент, есть широчайшие стопроцентные возможности выполнить свои предвыборные обещания. - Ряд других оппозиционных партий, не попавших в парламент, заявляли о создании альтернативного парламента. Недавно лидер партии "Асаба" ("Знамя"), один из лидеров мартовских событий 2005 года Азимбек Бекназаров заявил о создании революционного комитета, целью которого является отставка президента Курманбека Бакиева. В эти же дни США приглашают на молитвенный завтрак не руководство страны, как это было в прежние годы, а представителей именно оппозиции. На ваш взгляд, не является ли это попыткой создать новую революционную ситуацию в Киргизстане? Как вы оцениваете вероятность новых волнений? - Это и есть та самая попытка. Те силы, которые не попали в парламент, чтобы народ до следующих выборов о них не забыл, руководствуются принципом "надо что-то говорить". И чем громче будешь заявлять, тем больше возможности быть услышанным. Это общеизвестные политтехнологии. Но чтобы делать такие громкие заявления, мыслящие политики должны опираться на какую-то часть народа, общества. Ибо у нас, по Конституции, единственным источником власти и носителем суверенитета является народ Киргизстана. Теперь резонен вопрос: если народ уже выразил свое мнение путем референдума, путем выборов, то идти против волеизъявления, мнения, желания народа - не значит ли это идти против ветра? А народ свой выбор сделал, и потому возможности для новых волнений нет. Создавать что-либо свое не запрещено никому, но есть конституционное право. Я как законопослушный гражданин Киргизстана спрашиваю себя: "Зачем?". Ведь все те институты власти, которые должны работать, расписаны в Конституции и описаны их полномочия. Все, чего нет в Конституции, - неконституционно. И хоть десять парламентов создайте, но по какому закону работать? Это уже выход за пределы конституционного поля. Я не сторонник того, чтобы кем-то одним или каким-то институтом была узурпирована власть. А от чьего имени выступают политические группы? От имени народа? У нас, по Конституции, имеют право выступать от имени народа только президент, избранный народом, и парламент, также избранный народом. Остальные могут высказывать свою точку зрения только от имени своей политической партии или групп. И постоянно прикрываться народом - это не делает чести. - В Киргизстане, особенно в моменты накала политической борьбы, можно было услышать, что страна и народ расколоты на север и юг. Прежний парламент, избиравшийся по одномандатным округам, лишь укреплял почву для этих обвинений, поскольку депутаты порой "тянули одеяло" на себя, на свой округ. Как вы считаете, решил ли новый парламент проблему клановости и регионализма? - Безусловно. Потому что в новом парламенте работает партийный принцип и правит дисциплина. Весь Киргизстан - это один округ. За того или иного депутата голосовала вся страна. Конечно же, инерционность мышления еще будет действовать некоторое время, поскольку в парламент попали молодые люди, которые впервые стали депутатами. И, возможно, они еще не осознали, что природа парламента изменилась. Я думаю, что разногласия будут и даже внутри отдельных фракций. Поскольку и заявления, и видение депутата зависят в первую очередь от его политического интеллекта, социальной подготовленности и внутренней культуры. Это дело времени, генералами не рождаются. Но всегда на всех встречах я подчеркивал, что Киргизстан не должен делиться на север и на юг. Мы - одна страна. - Каждый из ваших предшественников на посту спикера боролся за депутатскую дисциплину. С вашим приходом был принят новый регламент, по которому количество выступающих депутатов ограничивается. Был введен ряд других ограничений. Как отнеслись депутаты к этим нововведениям? И как, на ваш взгляд, можно улучшить мнение граждан о работе депутатов? Не звучат ли обвинения в адрес комитетов в том, что они лоббируют чьи-то интересы? Ведь лоббизм и коррупция, пожалуй, явления одного порядка... - Слово "депутат" порой было нарицательным, как и слово "демократ". Любое ограничение будет вызывать негативную реакцию. Вспомните Устав Вооруженных сил. Вам нравился Устав? Но жить и служить приходилось невзирая на мнение. Для Жогорку Кенеша силу устава имеет регламент, который является законом. И в нем есть ограничения. Но упорядочивать и регламентировать работу нужно. Любая организация, любой коллектив, если себя уважает, должен выработать регламент. Многие считают, что если оказались в парламенте, то можно говорить что угодно, без каких-либо ограничений. Но надо же помнить, что ты - государственный муж, ты - государственный служащий, представитель народа. К чему бесконечные заявления? Теперь будет так: если членами фракции являются до 10 депутатов, то слово предоставляется не более чем двоим выступающим. Если от 10 до 20, то не более чем троим. Если от 20 до 30, то не более чем четверым, и так далее. Не будет бесконечной говорильни. Теперь о правительстве. Если раньше кандидатуру премьера предлагал президент, то и правительство считалось президентским. А сейчас, по новой Конституции, кандидатуру премьера предлагает выигравшая партия. Таким образом, правительство стало отчасти парламентским, и парламент несет ответственность. И если ты выбрал и оказал доверие премьеру, то что толку каждый день критиковать и критиковать его? Мы вместе несем ответственность за работу правительства. И народ больше не будут отфутболивать от стороны к стороне: "Вот, мол, мы, парламентарии, хорошие, принимаем хорошие законы, а правительство их не исполняет"; правительство при этом говорит: "Мы вносим хорошие законопроекты, а парламент не хочет их принимать". Мы будем нести солидарную ответственность. И нельзя говорить, что полномочия депутатов урезаны. Я уже сказал о контроле за исполнением закона. Пожалуйста, уважаемый депутат, в комитете проработай, проанализируй, какой закон на каком уровне исполняется. И обвинения в лоббизме не будут звучать. Мы несем солидарную ответственность. - Какие законы будут рассматриваться в парламенте в первую очередь? Каков приоритет в работе Жогорку Кенеша? Что, на ваш взгляд, надо в первую очередь рассмотреть и принять? - Важно всем понять, что трибуна парламента - это не трибуна для политических заявлений. Парламент - не политический орган, не генпрокуратура и не судья. Это законодательный орган, и мы будем заниматься законо- творчеством. Если мы хотим решить социальные проблемы, то должны поднимать экономику, экономические законы. В ближайшее время упор будет сделан на экономические законы. В феврале мы закончим "бородатые" проекты, которые депутаты прошлого созыва за два года так и не смогли принять. Мы должны завершить судебно-правовую реформу. Также в первую очередь будут приниматься законы, направленные на укрепление государственности и обеспечения общественной безопасности и гражданского равноправия. К примеру, президент в своем выступлении отметил, что МВД не имеет права заниматься экономическими вопросами. В Киргизии при МВД было Управление по борьбе с экономическими преступлениями. Сейчас оно расформировано. Теперь мы должны это узаконить. Это и создает равные условия для граждан, чтобы они спокойно занимались предпринимательством, чтобы представители фискальных органов реже появлялись на предприятиях. Сейчас будет узаконено, что они могут только один раз в год проверять бизнесмена, неважно, какого уровня проверка: районного, областного или республиканского. Мы должны принимать эффективные законы, чтобы, опираясь на них, правоохранительные органы могли эффективно работать, дабы народ почувствовал себя в безопасности и спокойствии. Главная забота любого государства - максимально обезопасить народ и граждан. - Вечный вопрос стран СНГ - это поиск национальной идеи, идеологии. В прошлом вы были государственным секретарем Киргизстана, который разрабатывал национальную идеологию страны. Адахан Кимсанбаевич, на ваш взгляд, на кого и на что должен ориентироваться Киргизстан, чтобы получить твердый фундамент как в материальном, так и в духовном плане? - Когда шла работа над идеологией, то было много споров, ведь сколько людей, столько и мнений. В соответствии с указом президента была создана группа по выработке идеологии. Но в ходе работы мы решили, что результаты работы группы мы не будем называть ни "государственной идеологией", ни "национальной идеологией", а назовем их "общегосударственной идеей развития Киргизстана", "общенациональной". Эта идея не предполагает преимуществ для титульной нации. Каждый из нас, проживающих в Киргизстане, должен раз и навсегда понять: "Я - гражданин Киргизстана независимо от национальности. И если я - гражданин Киргизстана, то я должен любить свою страну, поскольку это - моя Родина". У этого государства есть Конституция, есть исторические традиции, и коли ты - гражданин Киргизстана, то должен бережно, с любовью относиться к тому, что было до тебя и что останется после тебя. Это чувство Родины, чувство патриотизма - это огромное чувство. Помните, раньше, где бы мы ни находились, мы говорили: "Мы из Советского Союза!". Не говорили: "Я из Киргизстана (Казахстана, Белоруссии или Армении)". И граждане Киргизстана должны проявить такое же чувство, воспитать в нем своих детей, говоря: "Я - киргизстанец, я - гражданин Киргизстана. Судьба этого государства зависит от меня, и если я хочу, чтобы государство было сильным и процветающим, то в моих силах сделать государство таким, каким я хочу видеть его". И без этого чувства невозможно жить. Если жить философией "рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше", то тогда человек никогда не обретет счастья. Он будет, как перекати-поле: сегодня - здесь, завтра - там. Он не успеет пустить корни. И раз судьбой предначертано жить на этой земле, то пусти корни, живи достойно и процветай. Сделай так, чтобы следующее поколение жило лучше. Вот главное дело, главная идея развития Киргизстана. Подчеркну особо - немаловажно быть равным среди равных. Надо полностью выцарапать из сознания киргизстанцев, что мы якобы хуже, чем другие. Надо избавиться от этого комплекса неполноценности, потому что он мешает развитию нашей страны. В течение 14 лет государственные мужи нам вдалбливали эту идеологию, что мы маленькая страна со скудными ресурсами, что отсутствуют природные запасы нефти и газа. Любая страна богата не ресурсами, а народом. Если великолепный народ, талантливый народ, креативно мыслящее молодое поколение - это богатая страна. Нефть, газ, золото - это вторично. Бесценное богатство страны - это народ, составляющий это государство. И мы постепенно, с большим трудом, но избавляемся от этого комплекса раз и навсегда. Не надо ходить на четвереньках, просить, умолять. Если ты такой умный, если ты такой дерзкий, что способен принять за полтора месяца две Конституции, то почему тогда у тебя не хватает ума придумать, как удвоить, утроить госбюджет? Эту силу мы должны направлять в созидательное русло. - Киргизстан - единственная страна в СНГ, которая решилась полностью избавиться от государственных СМИ. Как идет эта реформа? - Государственные СМИ остались номинально, ведь они не выдерживают дикие рыночные условия. Ведь чтобы печать была рентабельной, она должна быть читаемой. А это зависит от социально-культурного уровня общества. Почему желтая пресса пользуется популярностью? Это дешевка, читая которую, не напрягая мозги, можно повеселиться. Вспомните, ведь народ СССР был самым читающим в мире. А сейчас что творится? Посмотрите, какие фильмы показываются с утра до вечера. Когда российские кинокомпании снимают фильмы, подражая голливудским боевикам, мексиканским сериалам. Могу сказать, это не по нам, согласитесь. Вспомните старые советские фильмы, которые просмотришь и почувствуешь, что после них человек не способен творить зло. Величайшие русские, киргизские, а вместе - советские режиссеры такие эпопеи создавали! Ведь мы воспитывались каждый день, пытаясь быть похожими на тех героев, для которых судьба страны, судьба народа, судьба соседа, друга была всегда выше, дороже, чем своя собственная. А сейчас у нас политика меркантилизма. "Эго" ставится на первое место, культ богатства, силы. Никакие нравственные ценности не культивируются. Иной раз телеведущие c какими словами обращаются к зрителям! Или некоторые "звездочки" что позволяют себе порой на экране! Ведь Дмитрий Сергеевич Лихачев, глядя на которого я, еще будучи студентом, понял, что это - последний русский интеллигент, говорил, что нравственность общества будет падать ровно настолько, насколько будет падать нравственность интеллигенции. А у нас и интеллигенция стала рыночной. - Коснемся международных отношений. В этом году Киргизстан председательствует в СНГ. Как Жогорку Кенеш принимает участие в работе Межпарламентской ассамблеи СНГ? Как вы оцениваете современный уровень российско-киргизстанских отношений и их перспективы? - Это особый разговор. Вы сами отметили уникальность народа Киргизстана. Завещания предков для киргизов намного сильнее, неприкосновеннее, прочнее, чем любая Конституция. А предки нам завещали жить в дружбе, мире с соседями. И если вы посмотрите на эти завещания предков, то увидите, что первым пунктом в них стоит Россия - Российская Федерация. Говоря о двусторонних отношениях, хотелось бы пожелать, чтобы они были более глубокими. Процесс идет, в последнее время наблюдается интенсификация отношений во всех сферах: политической, экономической, гуманитарной. Сотрудничество и дружба углубляются, что меня не только как политика, но и как гражданина Киргизстана очень радует. Россия во внешней политике была, есть и должна оставаться главным направлением, стратегическим направлением. Конечно же, мы не забываем и наших географических соседей. В прошлом году на Иссык-Куле прошло одно очень важное мероприятие - военно-патриотическая игра "Союз-2007", в которой приняли участие ребята из стран-участниц ОДКБ. В этом году такая же игра уже планируется. Мы уже получили предложение от генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи и поддержим его. К нам приедут дети из 7 стран, и они должны общаться и видеть друг друга в разных ситуациях. Ведь вы сами знаете как российский журналист, что российские СМИ больше пишут о том, что происходит в Буркина-Фасо, Танзании, чем о том, что происходит рядом, в странах СНГ. Нам всем надо восстанавливать утраченные связи, возрождать их и помнить главный девиз: "Мы едины и непобедимы". Те группировки, те люди, которые привели к такой разобщенности, сегодня пытаются продолжать такую политику. Я считаю, что это - скрытые враги, которые мешают созданию единого экономического пространства, таможенной зоны. Мы должны убрать все эти искусственные границы, барьеры между государствами. Взгляните на Евросоюз, который, развалив СССР, полностью перенял его модель: единая граница, единая валюта, наднациональный парламент. Сейчас собираются создать наднациональное правительство. Достаточно вспомнить, к чему привела в XI веке раздробленность Киевской Руси - к упадку. И на первом съезде удельных князей договорились, что, по большому счету, делить нечего. Междоусобные войны привели к тому, что то одни господствовали над страной, то другие, а развития не было. Мы должны не изобретать велосипед, а учиться и быть вместе. Александр Евграфов. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/21912/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007