Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
19 февраля 2008 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Гунны пришлиУникальный подарок читателям сделал наш блестящий знаток германской филологии, доктор филологических наук, академик Российской академии педагогических и социальных наук, Нью-Йоркской академии наук, лауреат научной премии Токийского университета Сокка Гаккай профессор Амангельды Бекбалаев. На русском языке в Алматы тиражом 50000 экземпляров вышла в свет его трилогия в четырех томах "Гунны". Этот исторический роман стал ярким событием в литературной, научной жизни нашей страны. Язык мой - труд мой Первая книга романа называется "Баламбер - хан гуннов (371-381 гг.)". Ее аннотация гласит: "Описываются родоплеменной строй, военная организация, места проживания, быт, традиции питания и обычаи гуннских племен (непосредственных предков кыргызов и некоторых других тюркских народов). В 371 г. гунны из племени хайлундуров, переправившись через реку Эдел (Волга), опрокидывают и подчиняют себе ираноязычных аланов и роксоланов... Родственные аланам сарматы срочно откочевывают в земли соседних готов. В 375 г. гунны уже в союзе с аланами и роксоланами обманным маневром завлекают в засаду и уничтожают на реке Эраак (бывший приток Северного Донца) 120-тысячную армию германских остготов, на стороне последних сражаются сарматские воины. Престарелый готский конунг (король) Эрманарих, видя страшное поражение своих войск, добровольно лишает себя жизни, бросившись на острый меч. В 376 г. тумены гуннов и союзных им аланов и роксоланов наголову разбивают на реке Днестр 100-тысячное воинство вестготского конунга Атанариха, который с остатками своих отрядов бежит на территорию Римской империи. В 381 г. хан гуннов Баламбер устанавливает западную границу своего государства в низовьях реки Дунай". Это, собственно, так называемая красная нить книги, увлекательно написанной с доскональным знанием исторического материала, сюжетно четко выстроенной и в тактичных пропорциях сдобренной богатым авторским воображением, уместными элементами творческого домысла и с мастерством искушенного рассказчика. А собственно писателем-романистом Амангельды Бекбалаев стал как раз в силу своей филологической специализации по германистике. Язык, по его мнению, есть идеальная парадигма реальности, адекватно отображающая материальные свойства вещей и объективные отношения социальной жизни людей в прошлом и настоящем. Вот он в своей многолетней научной практике и подметил массу схожего между различными, на первый взгляд, языками, потрясающие соответствия в фонетике готского, гуннского, немецкого, кыргызского языков. И возник замысел книги, в которой бы присутствовал творческий историко-литературный поиск через типологическое сопоставление тюркских, германских и славянских языков. Это было важным для изучения языково-исторических аспектов происхождения и становления кыргызов. Надо сказать, на страницах романа "Гунны" буквально сотни схожих по грамматическим характеристикам и значению слов и словоформ, заимствованных этими народами друг у друга. Эти слова, полагает Бекбалаев, могли быть заимствованы и сохранены в течение семнадцати-восемнадцати веков только в том случае, если они использовались в повседневной жизни народов этих языковых семей. Мало того, подавляющее большинство народов - потомков гуннов - смогли сохранить с тех пор и до наших дней, несмотря на существенные различия в их культурно-историческом развитии, связывающую их общегуннскую нить, которая контрастно выделяет их языковые системы из всех прочих языков мира. А именно: грамматическую агглютинативность языкового строя. Естественно при этом, что итоги сопоставительного художественного обследования языковых семей представляются Бекбалаеву тождественными и приближенными к реальности. Что тут скажешь? Нет никакого сомнения в блестящей эрудированности и компетентности ученого Амангельды Бекбалаева, а богатые возможности жанра историко-художественной трилогии, думается, стали ему только добрым подспорьем в его научных лингвистических озарениях и выкладках. Баламбер и другие Дальше, как говорится, больше, и аппетит приходит во время еды. Работа над романом привела его автора к утверждению: история гуннов есть история и кыргызов, и наоборот. Гунны - предки кыргызов. За всеми этими выкладками - многолетние скрупулезные сопоставления, наблюдения, в том числе и в области археологии. Например, германские и венгерские историко-археологические источники однозначно указывают, что в истории готы и гунны впервые встретились на поле битвы в 375 г. на территории современной Украины в устье реки Северный Донец, где гунны одержали победу. Готы к тому времени уже около трех веков проживали в теперешних южнорусских, украинских и молдавских степях, начиная от Дона и кончая низовьями Дуная. Гунны же появились неожиданно из междуречья Урала и Волги, куда, в свою очередь, перекочевали с Алтая. Восточные готы (остготы) покорились гуннам и вступили с ними в военно-политический союз. А западные (вестготы), разбитые у восточных берегов среднего течения Днестра в битве 376 года, бежали за Дунай под защиту Римской империи. Наиболее известны в истории из всех двенадцати"европейских" гуннских ханов Баламбер (правил 371-381 гг.), Ульдин (399-410 гг.) и Аттила (434-453 гг.). Ульдину и Аттиле посвящены две остальные части трилогии. Именно при Аттиле Гуннская империя, простиравшаяся от Урала до германских низин, достигла наивысшего расцвета и могущества, повелевая в Европе государствами, народами и племенами, вызвав так называемое великое переселение народов. Германские и венгерские историки установили факт принадлежности основной массы гуннских племен к тюркским народам, говорящим на тюркских урало-алтайских языках. А что же древние кыргызы? Известно, что выдающиеся историки Н. Аристов, А. Бернштам, В. Бартольд, а также один из основоположников кыргызского языкознания И. Батманов констатируют факт пятивекового, со второго по шестой век выключительно, отсутствия древнекыргызских племен в Центральной Азии от Алтая до Ала-Тоо. Вот, вот где настоящий простор для романиста! Тут ведь можно смело полагать, что по всем законам социальной жизни и обитания тогдашних кочевых племен кыргызы находились в далеком походе (в Европу)! В отечественной исторической науке, кстати, Лев Гумилев, Нурсултан Назарбаев и Владимир Плоских установили, что гунны являются прямыми предками кыргызов и казахов, историю этих народов нельзя рассматривать и изучать вне связи с историей гуннов. В этом случае объясним факт отсутствия в Центральной Азии во II-VI вв. древнекыргызских племен - ведь это как раз период сверхдальнего похода гуннов в Европу. Радикально Кстати, в отечественной истории высказывается и более радикальная мысль (Т. Чоротегин, С. Омурзаков, А. Бекбалаев): гунны и древние кыргызы не только представляют собой союзно-родственные древнетюркские племена, но и в процессе своего совместного исторического существования слились и составили один гуннско-кыргызский народ. На это указывают, например, те же самые языковые соответствия, изобилующие теперь и в самом романе, а также археологические данные (идентичность, скажем, гуннско-кыргызских захоронений от Алтая до берегов Ла-Манша), исторические сведения германских и венгерских ученых (базирующиеся на объективных документально-текстовых источниках), а также германские предания: древненемецкие "Песнь о битве с гуннами", "Песнь о смерти Эрманариха", "Песнь о гибели бургундов", "Песнь о нибелунгах", "Песнь о Хильдебранте", "Песнь о Дитрихе Бернском", древнескандинавские "Песнь о Кримхильде", "Старшая Эдда", "Песнь о Гудрун", древнеисландские "Песнь об Аттли", "Песнь о Виланде", "Песнь об Одоакре" и др. Итак, начав во втором веке свой поход с Алтая, пройдя с победными боями и подчиняя себе на пути все государства, народы и племена, напоив своих коней из Волги и Дона, Днепра и Днестра, Дуная и Рейна, Сены и Луары, Роны и По, Евфрата и Тигра гунны-кыргызы, говорит своим романом Бекбалаев, к концу VI века вернулись на родные земли и обосновались на территории современного Кыргызстана, восстановив прежнюю алтайскую топонимику: Алтай - Ала-Тоо (горы), Чу - Чу (реки), Нарын - Нарын (местности) и др. Что имеем? На презентации трилогии "Гунны" в Бишкеке видные знатоки данной темы Абдыкерим Джолдошбеков, Махмуд Кучуков сошлись во мнении, что уникальность романа - в его фактологии. Выход "Гуннов" в свет - переломный момент в изучении истории кыргызов. Роман - событие в отечественной науке о гуннах и кыргызах, весомый яркий вклад в консолидацию, подъем духовности нашего общества. Как редактор "Гуннов" добавлю следующее. Аристотель, живший в 384-322 гг. до нашей эры, говорил в своей "Поэтике", что в искусстве подразумевается наличие обобщения и художественного вымысла. Историк "говорит о действительно случившемся, поэт - о том, что могло бы случиться. Поэтому поэзия говорит более об общем, история - об единичном". То есть Аристотель подчеркнул познавательную функцию искусства, особое значение в нем типизации и художественного вымысла. Роман "Гунны" Амангельды Бекбалаева как явление, смею утверждать, художественной литературы при всей своей исторической подоплеке несет в себе и строго выверенную долю авторского домысла, переосмысления известных науке фактов. Трилогия - это его собственный творческий взгляд на дела давно минувших дней. Думаю, трилогия "Гунны" дает ее автору полное право претендовать на вступление в ряды Национального Союза писателей страны. А ведающему нашими госпремиями в области литературы и искусства известному драматургу Бексултану Жакиеву есть о чем подумать после, естественно, прочтения "Гуннов". Творческий подвиг Амангельды Бекбалаева вполне достоин этой нашей высшей госнаграды за литературный труд. Александр НИКИТЕНКО. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/21847/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007