Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
14 декабря 2007 | СКАНДАЛЫ |
Полная PISAКыргызстанские старшеклассники показали самые плохие результаты в международном тестировании PISA по чтению, математике и естественным наукам, проводимом под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Результаты шокируют. Конечно, мы понимали, что в стране, где элементарно не хватает учителей, где значительная часть детей учится по старым учебникам, а то и вовсе без них, где всерьез предлагается перенести сроки начала учебного года, чтобы дать возможность детям работать в поле, результаты не могли быть высокими. Но все же общество не было готово к тому, что образование в Кыргызстане во всех трех группах будет признано наихудшим. Но тем не менее это так. И теперь нам в кратчайший срок необходимо ответить на извечные вопросы интеллигенции: "Кто виноват?", а главное, "Что делать?". А судьи кто? PISA считается самым авторитетным международным рейтингом уровня знаний учащихся средних школ разных стран. Это тестирование ОЭСР проводит раз в три года среди 15-летних школьников. В последнем тестировании приняли участие 400 тысяч детей из 57 государств. В Кыргызстане в исследование включились шесть тысяч учащихся из 201 образовательного учреждения, которые были определены методом случайной выборки. Подчеркнем, что PISA - это не олимпиады, на которые отправляется специально подготовленная элита. Это скорее частая сеть, которая забрасывается почти во всех регионах страны и позволяет захватить довольно внушительное число участников, что дает возможность получить представление об общем образовательном уровне подростков. Школяры имеют право отказаться. Но таких бывают единицы - интересно все-таки. Исследование PISA можно назвать достоверным, но не всегда исчерпывающим и однозначным. Дело в том, что при сдаче теста нужно продемонстрировать не академические знания, усвоенные за время учебы, а умения и навыки, которые позволят добиться успеха в жизни. Кто последний? Мы за вами Самыми умными (по сумме результатов) признаны финские школьники. В категориях "чтение" и "математика" они показали второй результат. В группе сильнейших оказались также представители Гонконга, Канады, Кореи, Новой Зеландии и еще пятнадцати стран. На постсоветском пространстве лучший результат продемонстрировали ученики из Эстонии. Считают и читают эстонцы на твердую "пятерку". Естественно, что в этом блоке не нужно было прочитать энное количество слов в минуту, а затем пересказать прочитанное. Проверялась способность ребенка анализировать тексты разных видов и жанров. Россия (которая участвует в этом тестировании третий раз) оказалась на 35-м месте. По математике, например, она уступила Азербайджану, правда, обогнав на одну позицию США. Всего же в тестировании PISA-2006 приняли участие шесть бывших советских республик: Латвия, Литва, Эстония, Россия, Азербайджан и Кыргызстан. Зри в корень Результаты PISA всегда обсуждаются очень горячо. Первоначально подводятся итоги внутри каждой страны, затем составляется международный рейтинг. Дата его оглашения устанавливается специально. До этого времени результаты держатся в секрете. Однако в этом году в Европе произошла утечка информации. Шум это вызвало чрезвычайный. Впрочем, искать виновных не стали. Все отвлеклись собственно на результаты. Немцы, которые получили "неуд" на тестировании, сказали, что "PISA подводит образование под единый стандарт, способствует духовному и интеллектуальному обнищанию". Педагоги Великобритании попытались объяснить разгневанному обществу, почему они из группы "отличников" по результатам предыдущего тестирования скатились к аутсайдерам. В Швеции общественность накинулась на министра образования: почему их школьники не в первой десятке по математике? В Японии правительство оправдывалось перед народом за то, что японские дети получили не очень хорошие результаты по чтению при том, что в культуре иероглифов поголовная грамотность - не роскошь, а необходимость. Педагогическое общество России еще в 2000 году, когда страна впервые приняла участие в такой проверке, разделилось на две части. Одни утверждали, что "эти иностранцы ничего не понимают в нашем лучшем в мире образовании", и вообще "они не то тестируют, что надо, а надо то, чему учим мы!". Вторые начали активно обсуждать: что не так в российской педагогике и программах? Думаю, что эти проблемы в целом схожи в России и Кыргызстане. - Большинство россиян полагают: если ребенок учится на пятерки, он и в жизни будет отличником. А это, к сожалению, далеко не так, - считает директор образовательных программ Центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук, заслуженный учитель РФ Анатолий Каспржак. - Мы привыкли, что вся информация, в том числе и в учебниках, подается на блюдечке с голубой каемочкой. Главное выделено в рамочку или жирным шрифтом, все несущественные подробности отброшены. Так вот, когда у наших школьников в условии задачи чего-то чуть-чуть не хватает, они теряются. Так получилось на тестировании, когда для ответа на вопрос нужно было привлечь дополнительную информацию из жизни или из другой сферы знаний. Наши школьники не настроены применять свои знания в жизни. Они учатся в основном для получения аттестата и сдачи экзаменов в вуз. В голове клише: "Школа - одно, а жизнь - совершенно другое". И это абсолютно у всех, даже у учащихся из самых элитных московских школ, показавших результаты существенно выше мировых тестов. Россияне пришли к выводу, что главная проблема их школы такова: "Мы считаем, что все, что нужно знать школьнику, написано в учебнике. Мы не учим думать над условием. Мы не учим думать над текстом. Мы не учим думать вообще, кроме как в предписанных учебником рамках. Наших детей не учат рассуждать и не учат обсуждать. Сомневаться в интеллектуальном авторитете Классика, Учебника, Учителя запрещено". Компетентно - Для меня эти результаты не стали шокирующей неожиданностью, - говорит и. о. министра образования и науки КР Ишенгуль Болжурова. - Еще в 2000 году ЮНЕСКО проводила среди наших школьников тестирование по математике, биологии и литературе. И уже тогда результаты были низкими. За семь лет ситуация только усугубилась. В этих условиях наша главная задача на ближайшее время - принять кардинальные меры, чтобы поднять качество образования. Мы уже договорились с администрацией президента страны вынести образовательные вопросы на обсуждение Совета безопасности, поскольку от того, как мы проведем образовательную реформу, зависит будущее государства. Сейчас я срочно создаю комиссию, которая подготовит список проблем, требующих неотложного решения. И надеюсь, что государство, имея профицит бюджета два миллиарда сомов, обратит внимание на школу. Конечно, сегодня об образовании много говорится. Вообще у нас только младенцы не считают себя экспертами в этой области. Но дальше разговоров дело почему-то не идет. Естественно, что результаты тестирования PISA мы еще долго будем обсуждать. Мы должны получить результаты в географическом разрезе, по языку обучения (тестировались ученики русских, кыргызских и узбекских школ), по комплектности и другим признакам. Когда мы получим все эти сведения, то при содействии международных доноров приступим к разработке пошаговой программы по преодолению кризиса. Мы должны признать, что ситуация в средней школе складывается аховая. Мы не должны успокаивать себя разговорами, что "наши дети умные, просто мы их учим другому". Наши дети действительно крайне невежественны. У них нет привычки читать и самостоятельно мыслить. И моя основная задача как министра образования - изменить ситуацию. Что дальше Когда Кыргызстан принимал решение участвовать в тестировании, чиновники от образования не ставили перед собой цель шокировать общественность. Главной задачей было оценить достижения наших учащихся с позиции современных приоритетов в области школьного образования. Выявить слабые звенья в системе образования и обратить на них особое внимание. Что ж, тестирование показало, что пробелов у нас больше, чем достижений. Сумеем ли мы использовать результаты исследования для определения стратегии развития школы в Кыргызстане? Сделаем ли научно обоснованные и созидательные для образовательной политики выводы? Есть надежда. И уже к следующему тестированию мы сумеем подняться в рейтинге. Ведь, например, Россия по сравнению с прошлыми результатами улучшила свои показатели по математике на семь пунктов. Наталья ТИМИРБАЕВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/21131/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007