Распечатать: Мавр сделал свое дело, мавр может уходить? РаспечататьОставить комментарий: Мавр сделал свое дело, мавр может уходить? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Мавр сделал свое дело, мавр может уходить? Посмотреть комментарии

4 декабря 2007

ОБЩЕСТВО

Мавр сделал свое дело, мавр может уходить?

    Главным событием минувшей недели стала в какой-то мере прогнозируемая и в то же время неожиданная для многих отставка и.о. премьер-министра Алмазбека Атамбаева. Неожиданность, как и в случае с роспуском парламента, в сроках, в поспешности.

    Сидя ноябрьским вечером перед экраном телевизора и наблюдая за трогательной сценой прощания главы государства с и.о. главы правительства, я думал: вот уж поистине история учит тому, что ничему не учит.

    В вопросах кадровой политики, и особенно в отношении к премьер-министрам, Курманбек Бакиев один к одному повторяет действия своего предшественника на посту президента.

    Но не в этом суть. Слушая дифирамбы К. Бакиева в адрес теперь уже экс-премьер-министра, я не мог освободиться от навязчивой мысли: если Атамбаев был так хорош на посту главы правительства, если президент увидел в нем "человека и руководителя, который болеет душой прежде всего не за высокий пост, а за свою страну", если президент считает, что не ошибся в выборе, то чем же вызвана эта отставка?

    Хорошо, допустим, что Атамбаев выполнил две основные задачи, которые ставил перед собой, заступая на пост первого министра страны: довел до конца конституционную реформу и наладил стабильную работу экономики. Но неужели жизнь на этом останавливается, неужто Кыргызстану уже не нужен премьер, болеющий душой за страну? Или тут сработал принцип: мавр сделал свое дело, мавр может уходить?

    Совершенно не склонен полагать, что должности, какими бы высокими или низкими они ни были, даются пожизненно, раз и навсегда. Рано или поздно человек должен оставить свой пост. Но в то же время я вовсе не думаю, что 8-9 месяцев - срок вполне достаточный для того, чтобы человек в полной мере раскрылся в ранге главы правительства и до конца исчерпал свой деловой и творческий потенциал.

    Все мы являемся живыми свидетелями того, что, возглавив правительство в крайне тревожный период в общественно-политической жизни страны, Атамбаев помог привести в равновесие шаткую политическую конструкцию, внес серьезный вклад в установление, а затем и сохранение стабильности. В значительной мере его трезвая и взвешенная деятельность, его открытость и честность позволили успокоить, ввести в нормальное русло неуемные страсти лидеров оппозиции.

    Разумеется, те, кто внимательно наблюдал за деятельностью премьер-министра Алмазбека Атамбаева, его публичными выступлениями, не могли не заметить, как не хватает ему порой дипломатической гибкости, как чересчур откровенно бравировал он тем, что не держится за должность и власть, открыто заявлял о своих симпатиях и антипатиях. Порой бывал не по возрасту ершист, не всегда и не во всем соглашался с тем, что исходило из администрации президента.

    Конечно же, кое-кому из власть имущих это было не по нутру. Однако, пользуясь расхожим выражением, замечу: премьер-министр не червонец, чтобы всем нравиться. Возможно, президенту удобнее работать с теми, кто ни в чем ему не перечит. Но ведь в таком деле, как государственное управление, быть может, как нигде справедлив закон физики: опираться можно только на то, что сопротивляется.

    Думаю, что несомненный авторитет А. Атамбаева, которым он пользовался, будучи главой правительства, - это не только его личный, но и общественный капитал. И задача общества, и в первую очередь президента страны, распорядиться этим капиталом разумно, к общей пользе, а не в угоду каким бы то ни было корпоративным или групповым интересам.

    16 лет независимости Кыргызстана показали, что частая смена премьер-министров, персоналий в пирамиде власти не укрепляет страну, а лишь выдает чью-то нервозность, отсутствие генеральной линии в кадровой политике. Опыт, как исторический, так и наш собственный, учит: там, где начинается кадровая чехарда, заканчивается власть. За примерами далеко ходить не нужно. Увлекаться этими крайними мерами опасно. Кадровая политика - это обоюдоострый меч. Лихое размахивание им вызывает соответствующую ответную реакцию у тех, кого этот меч задел.

    Спору нет. Власть обязана проявить власть, если налицо неспособность того или иного должностного лица справиться с порученным делом. Но у нас все эти годы происходили кадровые выдвижения, перемещения и задвижки, не поддающиеся объяснению с точки зрения логики и здравого смысла.

    И еще одно наблюдение. Не знаю, хотел ли президент отставкой Атамбаева преподнести наглядный урок тому, кто придет ему на смену в кресле премьер-министра, но если преемник Алмазбека Шаршеновича окажется более покладистым, а попросту говоря струсит, то велика вероятность того, что стране, большинству кыргызстанцев, а в конечном счете и самому президенту через какое-то время будет тяжелее.

    Мысль моя проста. Кадровое движение неизбежно и совершенно необходимо. Тут двух мнений быть не может. Вопрос лишь в том, каким правилам это движение подчиняется, какими нормами и течениями управляется. Логичным должно быть не только назначение на высокий пост, но и отстранение от него. Критерием тут могут быть, как мне кажется, лишь реальные общественные потребности, подлинные интересы общества. В данном случае смещение Атамбаева, на мой взгляд, не вполне согласуется с потребностями общества да и с элементарной логикой.

    Уж коль зашел разговор на эту тему, вспомним недавнюю попытку направить первым секретарем Посольства Кыргызстана в Великобритании Осмонакуна Ибраимова.

    Меня, как, впрочем, думаю, и многих рядовых кыргызстанцев, заинтересовал вопрос: чем же экс-госсекретарь администрации Акаева заслужил такое доверие новой власти? И все же любознательность подобного рода отступает перед недоумением: как же так, человек, который был, можно сказать, рекламным агентом, рупором и проводником политики первого президента, той самой политики, что привела страну к тяжелым экономическим и политическим последствиям, и в новых, казалось бы, условиях направляется дипломатическим представителем новой власти и новой линии в одну из наиболее авторитетных стран Европы. Или я серьезно заблуждаюсь и власть у нас, как и ее линия, остались старыми?

    Вынужден обратиться к этому примеру и назвать конкретное имя только для подтверждения собственной позиции и убедительности разговора. Честное слово, в этих сугубо субъективных заметках менее всего хотел бы кого-то обидеть, помешать служебному продвижению. Просто мне важно понять, какими мотивами руководствуются, что движет влиятельными персонами в коридорах власти, когда они подбирают и назначают людей на ключевые, важные для жизни и развития государства должности. Что от этих решений, от такой вот кадровой политики выигрывают страна и общество и выигрывают ли вообще?

    Хотелось бы знать об этом с большей степенью достоверности, нежели та, что достигается путем дедукции и логических догадок.

    Завершая данные заметки, считаю необходимым сказать еще вот о чем. Из любой ситуации политик должен уметь выходить с достойным лицом. Думаю, Алмазбеку Атамбаеву это удалось. Он со спокойным достоинством принял отставку и этим сохранил свое лицо.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/21016/


Распечатать: Мавр сделал свое дело, мавр может уходить? РаспечататьОставить комментарий: Мавр сделал свое дело, мавр может уходить? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Мавр сделал свое дело, мавр может уходить? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007