Распечатать: Не испОРТить бы РаспечататьОставить комментарий: Не испОРТить бы Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не испОРТить бы Посмотреть комментарии

30 октября 2007

КАРЬЕРА

Не испОРТить бы

    Когда в 2002 году в Кыргызстане было впервые проведено общереспубликанское тестирование (ОРТ), старшеклассники и их родители вздохнули с облегчением: наконец-то в стране появился проект, который дает всем абитуриентам равные возможности поступить в высшие учебные заведения республики. За пять лет тестирование прошли более 150 тысяч абитуриентов. Более 25 тысяч из них получили государственный грант. Причем так называемыми студентами-бюджетниками стали молодые люди из всех регионов республики. Например, в этом году золотые сертификаты были вручены не только столичным ребятам, но и выпускникам школ Канта, Джалал-Абада, Оша, сел Тюп Иссык-Кульской и Кочкор-Ата Джалал-Абадской областей. Студентами престижных вузов стали выпускники и сельских школ. Это ли не лучший аргумент в защиту общереспубликанского тестирования?

    ОРТ учло интересы всех сторон - учеников,  родителей, представителей вузов. "Общереспубликанское тестирование - один из самых лучших проектов в нашей стране, - написала абитуриентка Юлия Палькина, размышляя совсем о других процессах. - Я знаю, что говорю - я трижды прокляла его, пока писала, но нельзя было ни уйти, ни перенести все на позже, ни просто выйти погулять, пока остальные пишут раздел. Но трижды я поняла, как выигрышна эта затея. Если ты умеешь думать, ты сумеешь выбрать правильную комбинацию и найти правильный ответ".

    Еще один факт, который единогласно подтверждают ректоры вузов: 87 процентов поступивших на бюджетные места по результатам теста успешно справляются с учебой и практически никогда не числятся в списках академических задолжников.

    Однако и у самого крупного антикоррупционного проекта в области образования нашлись ярые противники. И вот что удивительно, активнее всего выступает против организация, которая, казалось бы, должна всеми силами поддерживать ОРТ - аппарат омбудсмена.

    Сначала правозащитники заявили, что школьникам из глубинки неудобно добираться до места сдачи тестирования. Однако им быстренько растолковали, что, напротив, с введением ОРТ школьники из самых отдаленных районов наконец получили возможность сдавать экзамены по месту жительства. Для этого по всей республике было открыто 90 центров тестирования. А ведь раньше абитуриент с периферии был вынужден ехать в Бишкек (или областной центр), чтобы пройти вступительные испытания, а значит, тратить дополнительные немалые средства.

     Чему учат в школе

     Подумав немного, неугомонный аппарат омбудсмена заявил, что тестирование слишком сложно для большинства выпускников.

    - В наших школах главный упор делается на то, чтобы дать ученику всесторонние знания и навыки, а за основу взята практика советской средней школы. Вопросы, предложенные АКСЕЛС, в наших школах не практикуются и не изучаются. Поэтому имеют место случаи, когда выпускники, окончившие школу с отличием, получают по результатам общереспубликанского тестирования низкие баллы, - сетовал акыйкатчы Турсунбай Бакир уулу.

    Однако министр образования и науки КР Каныбек Осмоналиев считает, что "мы не можем снижать планку. Конечно, тест будет совершенствоваться и изменяться в соответствии с требованиями времени. Но совершенствоваться, а не упрощаться".

    Да, как правильно подметил омбудсмен, ОРТ проверяет не только сумму знаний, полученных в школе. Однако именно это специалисты считают главным достижением ОРТ.

    - Я поступал в университет после сельской школы, - много раз рассказывал ректор МГУ, профессор Виктор Садовничий. - Многих вещей я просто не знал. Но мне дали шанс продемонстрировать свои аналитические способности. Если бы мне нужно было показать, чему меня научили в школе, то я бы точно получил "два". И на одного академика было бы меньше.

     Именно поэтому ОРТ проверяет способность абитуриента анализировать и самостоятельно мыслить. Наши школы этому не учат? Тогда омбудсмену следует ратовать за серьезную реформу среднего образования. ОРТ здесь ни при чем. А что касается утверждения, что "большинство школьников не могут ответить на вопросы ОРТ", то возьму на себя смелость напомнить защитникам прав человека, что задача вступительных испытаний - выбрать тех, кто может учиться в высшем учебном заведении, то есть лучших. А следовательно, вопросы теста не должны подгоняться под пресловутое большинство.

    Мани в чужом

    кармане

     Исчерпав редкие доводы по поводу несовершенства тестов, работники аппарата решили разыграть козырную, как им кажется, карту: обвинили Центр оценки в образовании и методов обучения (который проводит ОРТ) в финансовых нарушениях. "Стоимость тестирования и регистрации сильно завышена", - заявили они.

    - ОРТ является дотационным проектом, - не устает объяснять директор центра Инна Валькова. - Финансовую помощь нам оказывает Агентство США по международному развитию (USAID). В этом году оно выделило 80 тысяч долларов. Кроме того, стоимость регистрационного взноса на общереспубликанское тестирование утверждена на совете попечителей ЦООМО, обсуждена с администрацией президента КР, Министерством образования и науки и согласована с Государственным комитетом по антимонопольной политике. Конечно, мы можем сократить количество центров и таким образом снизить расходы на проведение тестирования. Но тогда затраты школьников, проживающих в отдаленных районах, только вырастут. А что касается вопроса, на что идут средства, то нас ежегодно проверяют налоговые органы и Комитет по антимонопольной политике. А все желающие могут ознакомиться с нашим отчетом о проведении тестирования на сайте www.testing.kg.

    Казалось бы, ответ получен, но аппарат омбудсмена не собирается сдаваться. Совсем недавно заместитель омбудсмена Таалайбек Кошоков заявил, что "ЦООМО монополизировал процесс проведения общереспубликанского тестирования в Кыргызстане. В таком важном деле, как проведение общереспубликанского тестирования, необходимо проведение тендера, иначе оно незаконно".

    Остается удивляться, почему, следуя этой логике, аппарат омбудсмена не возмущен тем, что, скажем, такой важный вопрос, как определение финансово-денежной политики страны решает Национальный банк?

    Впрочем, действительно, почему бы не сделать ОРТ предметом для конкурентной борьбы? Можно даже пойти дальше и создать в республике несколько центров, которые будут проводить это самое тестирование. В конце концов, демократическая страна мы или нет? Вот только боюсь, что АКСЕЛС, финансирующая проведение ОРТ в нашей республике, поддерживает именно ЦООМО. Никаким другим организациям заокеанские доноры не намерены платить ни цента.

    Конечно, желание наших чиновников самим распределять средства, выделенные международной организацией, вполне понятно. Однако, что дяденьки из-за бугра уже давно поняли: чтобы их деньги попали по назначению, нужно самим контролировать использование средств. В противном случае все попытки реформировать нашу систему образования начнут пробуксовывать. Вот только почему этого не понимает аппарат омбудсмена? Или работники этого ведомства действуют по принципу прокукарекали, а там хоть не рассветай? 

    Наталья ТИМИРБАЕВА.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/20559/


Распечатать: Не испОРТить бы РаспечататьОставить комментарий: Не испОРТить бы Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не испОРТить бы Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007