Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
6 июля 2007 | ОБЩЕСТВО |
Одна памятная встречаНа днях, перебирая свои бумаги, нашел короткую, сделанную наспех заметку в записной книжке: "Ребята! Давайте скажем спасибо Алиаскару и Алешке за то, что они собрали нас на отдых на Иссык-Куле, и мы радуемся по этому поводу, радуемся тому, что хорошая жизнь пошла - просто живем, работаем, детей растим. С радостью общаемся друг с другом, с людьми, не делая различий, кто ты, какого роду-племени, какое положение занимаешь, богат ты или беден. Нам с детства внушили и привили сознание: все люди равны, нет для нас ни белых, ни черных, ни цветных...". Эта заметка всколыхнула, оживила в памяти яркие страницы лета 1981 года. Мы, семь однокашников, выпускников Ташкентского финансово-экономического института, собрались на Иссык-Куле, чтобы отметить 30-летие нашего выпуска. Семь бывших студентов представляли пять национальностей. Все занимали видное место в обществе. Были среди нас вице-президент Академии наук, министр финансов республики, проректор института, два доктора и два кандидата экономических наук... Привыкшие за десятилетия к почтительному к собственной персоне обращению, здесь мы как бы вновь превратились в юных студентов, обращались друг к другу по именам, а то и прозвищам, закрепившимся в студенческой среде. Словом, через 30 лет мы как бы вновь окунулись в не очень сытую и денежную студенческую молодость. Кстати, и столы накрывали сами, угощая друг друга блюдами кыргызской, русской, узбекской, украинской, корейской кухни. Увы, время быстротечно. И почти уже никого нет в живых из той семерки. А памятная заметка в записной книжке - это первый тост после нашей 30-летней разлуки. Алиаскар - это тогдашний министр финансов Киргизии Токтоналиев, Алешка - это автор данных строк, тогда начальник управления Минфина республики, а ныне - 82-летний пенсионер. В те далекие уже годы никто из нас и в мыслях не допускал, что кто-то может разрушить Советский Союз, развалить, расколоть его на 15 суверенных государств, что пройдет каких-нибудь 10-12 лет, и все мы окажемся по отношению друг к другу иностранцами, разбежимся по отдельным квартирам, отгородимся друг от друга границами, армиями, валютой, президентами. Сегодня же словосочетание "после развала СССР" стало широкоупотребляемым, привычным. Распад великой страны сопровождался невиданным в истории по своим масштабам, наглости и вероломству ограблением народа. Экономическая мощь государства, созданная многими поколениями советских людей, в одночасье была разграблена. Миллионы вчера еще безбедно и зажиточно живших граждан оказались за чертой бедности. Великий венецианец средневековья вывел гениальную по простоте формулу бухгалтерского учета, согласно которой если в одном месте убывает, то непременно в другом столько же прибывает, и наоборот. Этот принцип со всей наглядностью проявился на всем пространстве бывшего СССР. За счет обнищания миллионов одних граждан тысячи других чудовищно обогатились, по мановению волшебной палочки стали олигархами. Они сегодня правят бал, определяют ход жизни. Вот и у нас, в Кыргызстане, споры граждан вокруг Жогорку Кенеша заходят лишь о том, наполовину или на две трети он состоит из состоятельных предпринимателей, имеющих определенное понятие о политике, но не имеющих должного образования, соответствующего уровня нравственности и забывших о таких понятиях, как честь и совесть. Буквально через год после окончания Великой Отечественной войны в СССР была отменена карточная система обеспечения продуктами, а уже через три года экономика, разрушенная невиданной по масштабам войной, достигла довоенного уровня. У нас же вот уже проходит 16 год свободы и независимости, а Кыргызстан никак не может оправиться от последствий развала. Экономика в глубоком кризисе, не можем достичь и половины советского производства ВВП, про уровень безработицы и жизни большинства населения вообще лучше умолчать. Гостеприимный кыргызский народ даже в самых отдаленных селах раньше потчевал гостя, пока готовится главное блюдо, чаем с хлебом и сахаром, каймаком, изюмом, курагой, фисташками, а сейчас стал буквально хлебосольным. Гостя встречают только чаем с хлебом и солью. Тогда, на незабываемой встрече, мой однокашник, узбек по национальности, произносил тост на русском языке. На языке общедоступном, понятном для всех. Тогда мы как-то не замечали, что владеем великим достоянием. Оно высветилось на фоне, когда в некоторых государствах постоветского пространства стали ограничивать русский язык, закрывать русские школы. В XX просвещенном веке было два случая сожжения книг: в фашистской Германии в 30-е годы и в конце века в отдельных государствах бывшего СССР сжигали книги на русском языке. А ведь многие благодаря владению этим языком стали видными деятелями государства, науки и культуры. Был очевидцем, как в 60-е годы выбирали председателя колхоза-миллионера "Москва". Когда представитель обкома партии предложил обкомовскую кандидатуру на должность председателя, то общее собрание отвергло ее, потребовав: "Дайте нам директора РТС Сорокина". Так его избрали председателем. Через год по делам службы вновь посетил колхоз. Мне сказали, что Сорокин мотается по хозяйству. Поймать его можно в правлении только на вечерней оперативке. На вечерней, а точнее, ночной оперативке собралось все руководство колхоза, человек двадцать. Сорокин то похвалит одного, то взгреет другого, то загнет какую-нибудь прибаутку. Все это на чистом кыргызском языке. Как-то на семейном торжестве мой коллега Садыкжан Касымов оживленно вел беседу с моей сестрой, учительницей русского языка в узбекской школе. Сначала они говорили на узбекском языке, потом перешли на русский. Я спросил: - Садыкжан, почему ты с узбекского перешел на русский? - Ты знаешь, в узбекском языке литературный несколько отличается от обыденного разговорного. Это отличие состоит в том, что литературный - прежде всего вежливая форма общения между людьми. Твоя сестра со мной общалась изысканно в вежливой форме узбекского языка. Мне стало стыдно за свой корявый узбекский, и потому я первым перешел на русский. Так что язык - сугубо добровольное явление. Язык любой нации живет своей самостоятельной жизнью независимо от желания отдельных личностей или отдельных групп людей. Оставьте его как есть, не надо его насаждать и не надо ограничивать, тем более запрещать. Ниспровергаются, искажаются, пересматриваются понятия общечеловеческих ценностей. Культ денег возведен до вершин стремлений. В то же время ниспровергнуты понятия патриотизма, любви к родине, нравственной чистоты. В обществе зарождаются в угрожающем масштабе киллеры, рэкетеры, коррупционеры, организованные преступные группы. В кино главным сюжетом стали низменные качества человека, беспрестанно афишируются убийства, измены, предательство, бандитизм, мошенничество, подлость. Дошли до того, что телеведущая во всеуслышание перед многомиллионной аудиторией заявляет: "Я люблю секс, я им занималась, занимаюсь и буду заниматься". Даже отъявленный матерщинник, нахал не скажет такое на всю страну. Теперь она ведет на Первом канале свою программу... "Без комплексов". Пошлость остается пошлостью, как ни прикрывай ее бескомплексностью или натурщиной. В иных кинофильмах постельная эротическая сцена занимает большое место. Становится неудобно семьей смотреть такие картины. Обострилась межнациональная рознь. В одном месте постсоветского пространства убивают за то, что ты светловолосый, в другом - 10-летнюю девочку за то, что она таджичка. В мирное время миллионы людей стали беженцами, вынужденными мигрантами. Нам бы опомниться, остановиться. Ведь это так противоестественно человеческой сути. Возмутительны и нечестны попытки вину за обострение межнациональной розни, территориальных конфликтов сваливать на бывший Советский Союз. Что необходимо, чтобы быть всегда везде честным, справедливым? Пустяк. Не забрасывать врожденное чувство доброты, честности, справедливости далеко на задворки, в сложнейший лабиринт человеческой души. Вот такие думы навеяла случайно найденная заметка в старой записной книжке. Эта заметка всколыхнула, оживила в памяти яркие страницы лета 1981 года. Мы, семь однокашников, выпускников Ташкентского финансово-экономического института, собрались на Иссык-Куле, чтобы отметить 30-летие нашего выпуска. Семь бывших студентов представляли пять национальностей. Все занимали видное место в обществе. Были среди нас вице-президент Академии наук, министр финансов республики, проректор института, два доктора и два кандидата экономических наук... Привыкшие за десятилетия к почтительному к собственной персоне обращению, здесь мы как бы вновь превратились в юных студентов, обращались друг к другу по именам, а то и прозвищам, закрепившимся в студенческой среде. Словом, через 30 лет мы как бы вновь окунулись в не очень сытую и денежную студенческую молодость. Кстати, и столы накрывали сами, угощая друг друга блюдами кыргызской, русской, узбекской, украинской, корейской кухни. Увы, время быстротечно. И почти уже никого нет в живых из той семерки. А памятная заметка в записной книжке - это первый тост после нашей 30-летней разлуки. Алиаскар - это тогдашний министр финансов Киргизии Токтоналиев, Алешка - это автор данных строк, тогда начальник управления Минфина республики, а ныне - 82-летний пенсионер. В те далекие уже годы никто из нас и в мыслях не допускал, что кто-то может разрушить Советский Союз, развалить, расколоть его на 15 суверенных государств, что пройдет каких-нибудь 10-12 лет, и все мы окажемся по отношению друг к другу иностранцами, разбежимся по отдельным квартирам, отгородимся друг от друга границами, армиями, валютой, президентами. Сегодня же словосочетание "после развала СССР" стало широкоупотребляемым, привычным. Распад великой страны сопровождался невиданным в истории по своим масштабам, наглости и вероломству ограблением народа. Экономическая мощь государства, созданная многими поколениями советских людей, в одночасье была разграблена. Миллионы вчера еще безбедно и зажиточно живших граждан оказались за чертой бедности. Великий венецианец средневековья вывел гениальную по простоте формулу бухгалтерского учета, согласно которой если в одном месте убывает, то непременно в другом столько же прибывает, и наоборот. Этот принцип со всей наглядностью проявился на всем пространстве бывшего СССР. За счет обнищания миллионов одних граждан тысячи других чудовищно обогатились, по мановению волшебной палочки стали олигархами. Они сегодня правят бал, определяют ход жизни. Вот и у нас, в Кыргызстане, споры граждан вокруг Жогорку Кенеша заходят лишь о том, наполовину или на две трети он состоит из состоятельных предпринимателей, имеющих определенное понятие о политике, но не имеющих должного образования, соответствующего уровня нравственности и забывших о таких понятиях, как честь и совесть. Буквально через год после окончания Великой Отечественной войны в СССР была отменена карточная система обеспечения продуктами, а уже через три года экономика, разрушенная невиданной по масштабам войной, достигла довоенного уровня. У нас же вот уже проходит 16 год свободы и независимости, а Кыргызстан никак не может оправиться от последствий развала. Экономика в глубоком кризисе, не можем достичь и половины советского производства ВВП, про уровень безработицы и жизни большинства населения вообще лучше умолчать. Гостеприимный кыргызский народ даже в самых отдаленных селах раньше потчевал гостя, пока готовится главное блюдо, чаем с хлебом и сахаром, каймаком, изюмом, курагой, фисташками, а сейчас стал буквально хлебосольным. Гостя встречают только чаем с хлебом и солью. Тогда, на незабываемой встрече, мой однокашник, узбек по национальности, произносил тост на русском языке. На языке общедоступном, понятном для всех. Тогда мы как-то не замечали, что владеем великим достоянием. Оно высветилось на фоне, когда в некоторых государствах постоветского пространства стали ограничивать русский язык, закрывать русские школы. В XX просвещенном веке было два случая сожжения книг: в фашистской Германии в 30-е годы и в конце века в отдельных государствах бывшего СССР сжигали книги на русском языке. А ведь многие благодаря владению этим языком стали видными деятелями государства, науки и культуры. Был очевидцем, как в 60-е годы выбирали председателя колхоза-миллионера "Москва". Когда представитель обкома партии предложил обкомовскую кандидатуру на должность председателя, то общее собрание отвергло ее, потребовав: "Дайте нам директора РТС Сорокина". Так его избрали председателем. Через год по делам службы вновь посетил колхоз. Мне сказали, что Сорокин мотается по хозяйству. Поймать его можно в правлении только на вечерней оперативке. На вечерней, а точнее, ночной оперативке собралось все руководство колхоза, человек двадцать. Сорокин то похвалит одного, то взгреет другого, то загнет какую-нибудь прибаутку. Все это на чистом кыргызском языке. Как-то на семейном торжестве мой коллега Садыкжан Касымов оживленно вел беседу с моей сестрой, учительницей русского языка в узбекской школе. Сначала они говорили на узбекском языке, потом перешли на русский. Я спросил: - Садыкжан, почему ты с узбекского перешел на русский? - Ты знаешь, в узбекском языке литературный несколько отличается от обыденного разговорного. Это отличие состоит в том, что литературный - прежде всего вежливая форма общения между людьми. Твоя сестра со мной общалась изысканно в вежливой форме узбекского языка. Мне стало стыдно за свой корявый узбекский, и потому я первым перешел на русский. Так что язык - сугубо добровольное явление. Язык любой нации живет своей самостоятельной жизнью независимо от желания отдельных личностей или отдельных групп людей. Оставьте его как есть, не надо его насаждать и не надо ограничивать, тем более запрещать. Ниспровергаются, искажаются, пересматриваются понятия общечеловеческих ценностей. Культ денег возведен до вершин стремлений. В то же время ниспровергнуты понятия патриотизма, любви к родине, нравственной чистоты. В обществе зарождаются в угрожающем масштабе киллеры, рэкетеры, коррупционеры, организованные преступные группы. В кино главным сюжетом стали низменные качества человека, беспрестанно афишируются убийства, измены, предательство, бандитизм, мошенничество, подлость. Дошли до того, что телеведущая во всеуслышание перед многомиллионной аудиторией заявляет: "Я люблю секс, я им занималась, занимаюсь и буду заниматься". Даже отъявленный матерщинник, нахал не скажет такое на всю страну. Теперь она ведет на Первом канале свою программу... "Без комплексов". Пошлость остается пошлостью, как ни прикрывай ее бескомплексностью или натурщиной. В иных кинофильмах постельная эротическая сцена занимает большое место. Становится неудобно семьей смотреть такие картины. Обострилась межнациональная рознь. В одном месте постсоветского пространства убивают за то, что ты светловолосый, в другом - 10-летнюю девочку за то, что она таджичка. В мирное время миллионы людей стали беженцами, вынужденными мигрантами. Нам бы опомниться, остановиться. Ведь это так противоестественно человеческой сути. Возмутительны и нечестны попытки вину за обострение межнациональной розни, территориальных конфликтов сваливать на бывший Советский Союз. Что необходимо, чтобы быть всегда везде честным, справедливым? Пустяк. Не забрасывать врожденное чувство доброты, честности, справедливости далеко на задворки, в сложнейший лабиринт человеческой души. Вот такие думы навеяла случайно найденная заметка в старой записной книжке. Алексей КИМ, пенсионер. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/19134/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007