О бедном учителе замолвите слово
В одном из интервью последнего времени президент Курманбек Бакиев говорил, что в ходе недавней поездки в Кочкорский район он прямо спрашивал учителей, почувствовали ли они повышение заработной платы, на что те отвечали: спасибо, мы это реально почувствовали.
Наверное, глава государства встречался с тактичными учителями. А быть может, и просто запуганными, думающими: скажи президенту правду, потом греха не оберешься. Что ж, попробуем оценить ситуацию с позиций Нацстаткомитета, сказать то, что не сказали президенту сами учителя.
За 2006 год средняя заработная плата в Кыргызстане увеличилась на 19 % и составила 3059 сомов. Но если у работников финансовых органов она достигла 11322 сомов, то в сельском, охотничьем и лесном хозяйстве — 1328. Разрыв между максимальным и минимальным уровнем оплаты труда по отраслям превысил 8,5 раза.
Кстати, не очень далеко ушли от сельских тружеников работники здравоохранения и сферы социальных услуг — 1747 сомов и, увы, образования — 1950 сомов. И хотя в течение года зарплату врачам, учителям, работникам науки и культуры повышали несколько раз, средняя зарплата в сфере образования возросла за год на 20,5 % при, напомню, среднем росте по стране 19 %.
Наглядной иллюстрацией того, как расширяется имущественное неравенство, служит динамика роста средней оплаты труда. Скажем, в здравоохранении и в сфере социальных услуг она увеличилась за год на 26,2 %, тогда как в секторе финансовой деятельности — на 16,8. Жаль только, что 26,2 % роста зарплаты медиков и социальных работников — это всего лишь 363 сома, тогда как 16,8 % у финансистов — 1628 сомов. Или, к примеру, у работников образования, а также занятых производством и распределением электроэнергии, газа и воды индекс годового роста зарплаты одинаков — 20,5. Но вот у первых в денежном выражении он составил 331 сом, а у вторых — 911, чуть ли не втрое больше. И если средняя зарплата по республике увеличилась на 489 сомов, то в системе образования, как уже отмечено, на 331. Иными словами, предпринимаемые правительством шаги по увеличению заработной платы людям, занятым в здравоохранении, образовании, социальной сфере, явно недостаточны. Об этом убедительнее всего говорит то, что средние ее размеры сильно отстают от величины минимального потребительского бюджета как на трудоспособного кыргызстанца (2817 сомов), так и на среднестатистическую душу населения (2528). Более того, они уступают даже МПБ пенсионера (2181) и ребенка (2135).
Напрашивается вывод: повышать заработную плату врачам, учителям, работникам социальной сферы, науки, культуры следует не просто, скажем, на 25—30 %, а с учетом общей тенденции роста средней зарплаты по стране, чтобы и без того заметно отстающие в уровне оплаты труда бюджетники не отставали еще больше.
Одно слово — столица
Если разрыв в годовом росте средней зарплаты по отраслям разительный — от 89,8 % в рыболовстве и рыбоводстве до 2,4 % в гостиничном и ресторанном бизнесе, то по регионам наблюдается едва ли не полное совпадение позиций. Максимальный рост был достигнут в г. Оше — 19,5 % и минимальный отмечен в Баткенской и Чуйской областях — 16 %. А вот что касается реального денежного выражения, то здесь согласия уже не наблюдается, хотя и нет такого контраста, как по отраслям.
Наибольшая средняя зарплата, естественно, в г. Бишкеке — 4484 сома при годовом росте 17,4 %. Минимальная в Ошской (без учета города Оша) области — 1538, рост 18,5 %. Разрыв между потолком и полом — 2,9 раза. В идущих на предпоследнем месте Баткенской и Таласской областях средняя зарплата составляла в прошлом году 1934 сома.
Кроме г. Бишкека средняя зарплата превышала среднедушевой прожиточный минимум в г. Оше — 2924 сома, в Чуйской области — 2919, Нарынской — 2560 и Джалал–Абадской — 2530 сомов.
Кстати, Джалал–Абадская область по итогам года вышла на второе место в республике по росту средней зарплаты — 18,8 %, но в то же время она заняла первую строчку в списке по уровню общей инфляции — 9 % и росту цен на продовольствие — 16,9 %. На 10,2 % подорожали за год пищевые продукты в Ошской области, на 9,6 — в Таласской, на 9 — в Нарынской, на 8,6 — в Баткенской. Замечу, что в целом по республике рост цен на продовольствие составил в 2006 г. 6,7 %, а в Бишкеке — 3,8.
Непродовольственные товары более всего подорожали на юге страны. В Баткенской области — на 7,5, в Ошской — на 7 и в Джалал–Абадской — на 6,5 %. Тогда как по республике цены на них выросли на 5,1 и в Бишкеке — на 4,1 %.
Зная все это, вряд ли мы удивимся большой разнице оборота торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования между двумя столицами. В прошлом году этот оборот составил в Бишкеке 61220 млн. сомов, увеличившись за год на 20,8 %, тогда как в Оше он вырос на 14,9, достигнув 9449 млн. А самый низкий оборот оказался, разумеется, в Нарынской области — 1101 млн. сомов.
Думаю, интересно сопоставить и такие цифры. Указанный торговый и ремонтный оборот в Бишкеке значительно превосходит суммарный оборот на всей остальной территории Кыргызстана — 45440 млн. сомов.
Торгово–ремонтный оборот на среднестатистического кыргызстанца составил за минувший год 20149 сомов. Самым низким на душу населения он оказался в Нарынской области — 4104 сома. Крайне ограничена возможность удовлетворять свои запросы и потребности у жителей Ошской и Баткенской областей — 5210 и 5218 сомов соответственно. Немного получше ситуация в Джалал–Абадской и Таласской областях — 7177 и 7549 сомов. Здесь периферии остается лишь позавидовать горожанам Бишкека — 73653 и Оша — 37276 сомов.
В свое время, чтобы завоевать симпатии южан и привлечь их на свою сторону, заработать политические дивиденды, Аскар Акаев, будучи главой государства, придал Ошу статус южной столицы Кыргызстана. Уже тогда многие трезвомыслящие люди расценили этот ход как откровенный популистский и конъюнктурный трюк. Так оно и получилось. Объявив Ош южной столицей, президент и правительство не сделали затем ровным счетом ничего, чтобы присвоение этого звания второму по величине и значимости городу республики но оказалось пустой формальностью.
К сожалению, это отношение власти к южной столице не изменилось и поныне. О чем свидетельствует статистика. Если в прошлом году инвестиции в основной капитал по Бишкеку составили 5531 млн. сомов, то по Ошу — 281 млн. Замечу, что меньше было инвестировано только в Нарынской области — 204 млн. сомов.
Возьмем другой момент. В прошлом году в северной столице автобусами, большими и маленькими, муниципальными и частными, было перевезено 425 млн. пассажиров, а в южной — 40 млн. И это при том, что численность населения в Бишкеке лишь в 3,3 раза превышает ошскую.
Обращает на себя внимание и то, что за год объем услуг гостиниц и ресторанов увеличился на 26,4 %, достигнув 3,675 млн. сомов. Из них 76,6 % приходится на долю ресторанов. Факт, в общем–то, отрадный, поскольку свидетельствует о повышении качества жизни если не всех слоев населения, то хотя бы какой–то ее части. Безусловно, определенную роль тут сыграл и небывалый прежде наплыв в республику интуристов, но нельзя не учитывать и то, что выросли доходы наших граждан.
При крайне невысоком на общереспубликанском фоне уровне жизни, тем не менее более бесшабашными в трате денег на развлечения и увеселения становятся нарынцы. Их расходы на гостиницы и рестораны подскочили за год на 84 %. Не очень сильно отстали от них жители Джалал–Абадской области, где аналогичные траты выросли на 72,6 %. А вот расходы тружеников Золотой долины на эти цели увеличились на 34,8 %, что позволило джалалабадцам переместиться в республиканской табели о рангах по данному показателю на третье место после бишкекчан и ошан. В общей сложности джалалабадцы израсходовали на гостиницы и рестораны 224 млн. сомов, тогда как чуйцы — 179 млн.
Впрочем, тут следует иметь в виду, что многие граждане Чуйской области немалую часть средств, предназначенных на эти цели, предпочитают оставлять в гостиницах и ресторанах Бишкека, где качество услуг на порядок выше и размах иной, да и куража побольше.
Вячеслав ТИМИРБАЕВ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/17956/