Набат по “Кристаллу” не скоро умолкнет
Депутаты вернулись к ситуации, сложившейся вокруг ГАО “Кристалл”. Как известно, Ташкумырский завод по производству кремниевой продукции был продан судебным исполнителем за 1,7 миллиона сомов.
И это несмотря на то, что парламент принял постановление о запрете продавать государственную собственность за долги, пока не будут найдены ответы: кому выгодно за бесценок отдавать на сторону уникальный завод, кто стоит за этой сомнительной операцией, почему правительство не сделало ничего, чтобы оспорить решения судов? Это было сделано вопреки распоряжению Курманбека Бакиева о приостановлении продажи завода, вышедшему за несколько дней до объявления тендера.
И все–таки он состоялся. И это более всего возмущает общественность, словно в Кыргызстане нет президентской, высшей исполнительной власти, законодательной, а лишь одна судебная. Суд решил, значит, так тому и быть, посчитали чиновники и поспешили выполнять его вердикт, не задумываясь о последствиях, не подвергая решение сомнению, проявляя при этом редкую и завидную прыть.
Выступить записались 19 человек. Все они получили возможность кто с трибуны, кто с места сказать правительству в лице первого вице–премьер–министра Данияра Усенова все, что они думают по поводу нового скандала, в котором, как всегда, замешаны чиновники.
Вечный оппонент Усенова Темир Сариев, перечисляя список объектов, ушедших на сторону, — месторождения золота Андаш и Джеруй, Кантский цементно–шиферный комбинат, а также “Кристалл” и Хайдарканский ртутный комбинат, которые в качестве залога должны были продать с молотка, говорил о порочной практике разбазаривания государственного имущества. Он не преминул еще раз напомнить об обещании, данном сразу после мартовских событий, увеличить доходную часть бюджета до 40 миллиардов сомов. “Где деньги?” — вопрошал депутат. — Почему правительство до сих пор не представило бюджет с внесенными в него поправками? И тут же, не дожидаясь ответа, сделал вывод: так происходит потому, что это выгодно “Белому дому”.
Эстафету разоблачений подхватил О. Текебаев, который причину сотрясающих Кыргызстан коррупционных скандалов видит в плохой кадровой политике. Он предложил руководителям страны начать “чистку снизу”.
Депутат Раимкулов уверен, что ни в коем случае нельзя отдавать “Кристалл”, который может производить не только поликремний, спрос на который в мире растет, но и из отходов производства так необходимые сельскому хозяйству азотные удобрения. И завод не надо строить. Парламентарий рассказал, что в свое время с подобными проектами водил к президенту Акаеву иностранных инвесторов, готовых вкладывать в экономику республики свои капиталы. Однако ни удобрения, ни поликремний прежнюю власть, похоже, тогда не интересовали. Он считает, что сегодня, для того чтобы предприятие заработало, нужно продумать целый комплекс мер по оказанию помощи “Кристаллу”. Налоговые льготы, например. Если правительство давало их Кумтору, то почему нельзя пойти навстречу отечественному производителю?
Вопрос, кто виноват в этой афере, а то, что история с “Кристаллом” — очередная афера, мало кто сомневается, витал с самого начала. Однако ни в стенах парламента, ни на заседании правительства определенные лица, причастные к конфликту, не высвечивались. И вот вчера впервые из уст депутата Исы Омуркулова прозвучало имя человека, стоявшего, как выразился оратор, “у истоков дела”: глава Госфиннадзора, а в те годы доверенное лицо фармацевтической компании, которая поставляла лекарства, что шли в счет уплаты узбекского газа, Юруслан Тойчубеков.
Оценка его роли в этой истории, а также заместителей министров и министров промышленности и других чиновников, которые руководили отраслью в то время, наверное, еще будет дана. По крайней мере, сейчас парламентарии ставят вопрос об определении степени вины каждого. Другое дело, захочет ли правительство очертить круг виновных? И хватит ли воли наказать? Люди–то все свои.
Народные избранники говорили много и не всегда по существу — о “Кристалле”. Больше всех знал о ситуации, конечно же, Болот Шерниязов. Он сообщил интересные подробности, как правительство собиралось исправить свои ошибки. В качестве примера привел черновой вариант постановления, в котором в одном из пунктов говорилось, что “правительство принудили” продать “Кристалл”. И еще один важный момент: в конце документа ряду ведомств, в том числе Минфину, Госкомимущества, Министерству промышленности, энергетики и топливных ресурсов, рекомендовалось провести переговоры с победителем тендера.
— Так, значит, правительство признает законность торгов? — недоуменно спрашивал Шерниязов, обращаясь к членам правительства.
Его комитет подготовил постановление о незаконной продаже 100 процентов акций ГАО “Кристалл”, где говорится: “Генеральной прокуратуре привлечь к ответственности круг лиц, причастных к незаконной реализации ценных бумаг предприятия, имеющего стратегическое значение для экономической безопасности страны. Правительству рекомендовано принять меры в отношении руководителей министерств и ведомств за неисполнение распоряжения президента. Верховному суду пересмотреть дело о взыскании с Министерства промышленности и торговли суммы задолженности в пользу адвокатской конторы “Шервуд и МакКензи”. МВД ускорить производство по уголовному делу в отношении ПКФ “АРЕХ”, провести служебное расследование по факту утери 20 томов уголовного дела”. И последним пунктом стоял вопрос о выражении недоверия первому вице–премер–министру Данияру Усенову.
Как сообщила позже пресс– служба Жогорку Кенеша, депутаты по всем пунктам, за исключением последнего, проголосовали за. Сегодня тайным голосованием они будут выяснять, кто за недоверие Усенову, а кто против.
Лариса ЛИ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/17779/