Сунниты и шииты
До того как американцы еще не вторглись в Ирак, мы понаслышке знали о религиозных течениях шиитов и суннитов в этой стране, которые вроде бы мирно уживались в одном доме. Как только разворошили этот улей, в стране разразилась гражданская война. Не могли бы вы коротко рассказать о шиитах и суннитах, что они исповедуют и почему воюют друг с другом? Это ведь один народ. И самое главное, в Кыргызстане тоже есть шииты и сунниты? Не грозит ли нам в будущем повторение истории в сопредельном государстве?
А. Антипов, г. Бишкек.
На этот вопрос мы попросили ответить главного специалиста Госагентства по делам религий Жаныбека БОТОЕВА.
Сунниты — последователи наиболее многочисленного направления в исламе. Шииты — последователи второго по числу направления, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али и его потомков. В отличие от шиитов сунниты не признают возможности посредничества между Богом и людьми после смерти пророка, отрицают идею об особой природе Али — двоюродного брата “посланника Аллаха” Мухаммеда.
Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитвы и т.д. Сунниты делают особый акцент на следовании сунне (поступкам и высказываниям) пророка. Многие не понимают расхождений между суннитами и шиитами. Но разница существует.
В настоящее время религиозные и исторические суннитско–шиитские противоречия служат питательной средой для межобщинных конфликтов в странах их совместного проживания, провоцируемых фанатичными элементами обеих сторон.
В период совершения хаджа около 50 духовных лидеров иракских шиитов и суннитов подписали в Мекке совместный документ, направленный против вражды между мусульманами в Ираке. Выработкой этого документа завершилась работа двухдневной конференции иракского примирения, проводимой под эгидой Организации исламской конференции.
В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских странах. На территории Кыргызстана в Бишкеке действует одна шиитская мечеть. В нашей стране между суннитами и шиитами конфликтных ситуаций нет. Руководители этих двух направлений мусульманства тесно работают с прихожанами и региональными властями для разрешения проблем. Сегодня необходимо находить общие точки соприкосновения для разработки так называемого кодекса поведения, регулирующего отношения между уже существующими в стране различными религиозными течениями и объединениями, в том числе запрещающего вербовку среди мусульманского и христианского населения. То есть в стране нужна не только межконфессиональная терпимость, а взаимоуважение и сотрудничество между конфессиями и государством.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/17465/