Вода, ты жизнь! Но только не для жителей Тору–Айгыра
У каждого века есть свое средневековье. Этот афоризм вспомнился в селе Тору–Айгыр, затерявшемся в горах близ Иссык–Куля. До озера всего–то чуть больше четырех километров, а люди живут так, как жили их предки столетия назад.
— Не подумайте, что наши места забыты Всевышним, — говорит жительница Тору–Айгыра Аралгуль Сапарбекова. — Когда–то в этом селе родились знаменитый певец Булат Минжилкиев и великий хирург Иса Ахунбаев. Но они и представить себе не могли, что в двадцать первом веке их земляки будут чувствовать себя, как на необитаемом острове. Ведь нас уже столько лет никто не слышит!
Еще десять лет назад в Тору–Айгыре вышли из строя водопроводные сети. Все это время сельчане бились головами о непробиваемые стены многочисленных государственных инстанций. Обращались и в авторитетные международные организации. Но так и не попали в проекты. Собственных денег на восстановление водопровода у людей нет. В селе пятьсот домов, и каждая семья выживает как может. Работы ни у кого нет, и держатся люди в основном за счет своего хозяйства. Ближайших соседей по Иссык–Кульскому району кормит туризм. А сюда сроду никто не заезжает: до озера далеко, да и условия жизни далеки от цивилизованных.
— Воду приходится брать из сая, который протекает рядом с селом, — сетует Сайракан Карымбаева. — Здесь же пьет домашний скот, и вода в нем грязная, коричневого цвета, но другого выхода у нас нет. Утро начинается с похода на речку: полкилометра туда, столько же обратно, вот и зарядка! У меня десятимесячные двойняшки, и я постоянно боюсь за их здоровье. Впрочем, кишечными недугами у нас страдают все, и чаще всего дети. Ведь ребятишки не ждут, пока родители вскипятят принесенную воду…
В Тору–Айгыре имеется две скважины, насос на одной не работает вообще, а на другой еле дышит. Единственный действующий насос включают в сутки всего на два часа, и возле него выстраивается длинная очередь, но чистой живительной влаги успевают набрать единицы.
— В местном айыл окмоту только разводят руками: потерпите, подождите, что–нибудь придумаем, — продолжает Аралгуль Сапарбекова. — Правда, в прошлом году власти действительно выделили нам немного денег, мы тоже собрали свои сбережения, и набралось 70 тысяч сомов. Эти деньги мы передали в иссык–кульскую гидрологическую партию, но очередь до нас пока не дошла.
Таких сел сегодня в Кыргызстане сотни. Всемирный банк и Азиатский банк развития выделили для проведения водопровода в отдаленных селах 70 миллионов долларов, и в 2007 году этими проектами будет охвачено более тысячи населенных пунктов. Но вот далеко не все попали в заветный список. Этот вопрос недавно поднимался и в парламенте. Депутат Рашид Тагаев говорил, что долгие годы под маркой программы “Чистая вода” расхищались гигантские суммы денег, и эта программа, увы, не достигла ожидаемых результатов.
Меж тем, по данным Минздрава, каждый год от острых кишечных инфекций в стране умирают более 200 детей до трех лет. Главная причина — отсутствие чистой питьевой воды. Обеспечение сельских жителей питьевой водой, считают медики, позволит увеличить продолжительность их жизни в среднем на семь лет. Только жители Тору–Айгыра ничего не знают про эти выкладки.
Елена СКОРОДУМОВА.
Фото автора.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/17462/