Распечатать: Так ли низка инфляция, как ее малюют? РаспечататьОставить комментарий: Так ли низка инфляция, как ее малюют? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Так ли низка инфляция, как ее малюют? Посмотреть комментарии

6 февраля 2007

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Так ли низка инфляция, как ее малюют?

    Ежегодные рекордно низкие показатели инфляции в Кыргызстане (гораздо ниже, чем в России, Казахстане, в большинстве других стран СНГ) если кого и радуют, то, пожалуй, лишь правительство и работников Минэкономфина. Население же республики эти цифры радуют мало.
    Чтобы понять, почему кыргызстанцы не разделяют оптимизма власти, попробуем взглянуть на проблему инфляции шире. Начнем хотя бы с того, что в прошлом году импорт у нас достиг 1685,6 миллиона долларов США, превзойдя экспорт на 966 млн. Иными словами, на каждый доллар, вырученный на внешнем рынке, Кыргызстан расходовал 2,34 доллара на покупки на том же самом базаре. Но мы же видим, что цены на мировом рынке ни в долларах, ни в евро меньше не становятся. Напротив, они год от года повышаются.
    Цены на нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы, лес, минеральные продукты и товары химической промышленности, энергоносители, продовольствие безудержно растут. А поскольку все это за неимением своего наша республика вынуждена ввозить, то все производимые у нас товары, прямо или косвенно связанные с импортируемой продукцией, становятся дороже. Как нам при этом удается сохранять столь низкий уровень инфляции, для меня остается загадкой. По моим наблюдениям, в 2006 году инфляция в стране была значительно выше официально объявленных 5,1 процента.
    Подвергаю сомнению методы исчисления нашего Нацстаткомитета еще и вот почему. По официальным статистическим данным, за 2002—2004 годы суммарная инфляция составила в Кыргызстане 11,1, а в России — 40,1 процента, или в 3,6 раза выше. Но вот в 2002 г. один российский рубль стоил 1,5 сома, а в 2004 — 1,48. То есть за этот период сом “потяжелел” по отношению к рублю всего лишь на 1,4 процента.
    Беспрецедентный за все годы независимости республики скачок отрицательного сальдо во внешнеторговых отношениях свидетельствует: правительство поощряет бесперспективный челночный бизнес и зарубежного товаропроизводителя.
    С одной стороны, официальные данные Нацстаткомитета об уровне инфляции в прошлом году требуют от нас известной доли скептицизма и недоверия, а с другой — наводят на мысль о крайне низких издержках производства отечественных предприятий. Проще говоря, индустрия у нас находится все еще в серьезном упадке.
    Усыпляя себя и общественность искусственно заниженными показателями роста потребительских цен, правительство тем самым изначально как бы отказывается от борьбы с инфляцией через развитие промышленности, становление эффективного производства, чтобы максимально переложить потребительский спрос с импортных на отечественные товары. Все 15 лет независимости недостаток внутреннего производства компенсируется импортом. В результате за 1992—2006 годы отрицательное сальдо внешней торговли превысило три миллиарда долларов.
    Все первые 14 лет независимости Кыргызстана бюджетная политика правительства была нацелена не на модернизацию экономики, не на ее оживление, не на решение актуальных и важных хозяйственных задач, а на сдерживание социальных расходов и роста зарплаты ради удержания в узде инфляции. Борьба с нею стала самоцелью. Проще говоря, в ущерб злободневным проблемам экономики правительство сосредоточило главное внимание на решении статистической задачи — не допустить роста инфляции.
    В результате республика, имея одни из лучших показателей инфляции, оказалась на одном из последних мест в СНГ по размерам средней зарплаты и пенсии, уровню жизни населения. Не в последнюю очередь именно это стало причиной мартовской революции.
    К сожалению, и новое правительство пошло по той же самой дорожке. Два года мы наблюдаем те же самые приемы, не исключая подкрепление сома валютными инъекциями МВФ и Всемирного банка. Но ведь, как показывает наш собственный опыт, благополучие это иллюзорное, построено оно не на прочном фундаменте сильной отечественной экономики, в первую очередь развитой промышленности и широко разветвленной сферы услуг, а на зыбучих песках займов, грантов, гумпомощи и крайне медленно растущем благосостоянии граждан.
    Сдерживание инфляции монетарным способом, за счет кредитов МВФ и ВБ, в конечном счете лишь осложнило макроэкономическую ситуацию в стране. Совершенно очевидно, что дальше так продолжаться не должно. Республика и без того потеряла на этом слишком много средств и времени. Новому правительству необходимо переводить борьбу с инфляцией в русло четкого определения приоритетов инвестирования. Деньги надо не просто тратить, а заставить их работать на экономику. К сожалению, все годы суверенитета Кыргызстана наука эта давалась правительству плохо.
    Что дальше?
    В Кыргызстане, как, впрочем, и во всем мире, наибольший “вклад” в рост цен вносят галопирующие тарифы на услуги ЖКХ, на энергоносители, а также неуклонно дорожающие основные виды продовольствия.
    Вот и в этом году с 1 января Кыргызстан стал платить Узбекистану за тысячу кубометров газа 100 долларов вместо прежних 55. Кое–кто поначалу пытался перевести этот шаг соседей в плоскость политических отношений, хотя в действительности это чисто экономический вопрос. В бизнесе, как известно, друзей нет, есть только партнеры. И надо просто понять позицию газовиков Узбекистана, которые не желают торговать себе в убыток.
    Безусловно, такое значительное повышение тарифа на газ — это удар как по экономике нашей страны, так и по уровню жизни населения, особенно малообеспеченных граждан. Но выход у нас один. В этой ситуации нам надо делать правильные выводы и заботиться о более рациональном и экономном расходовании теплоэнергии вообще и газа в частности.
    А еще надо менять психологию, привыкать сполна платить за потребляемую энергию во всех ее видах, будь то тепло, газ или электричество.
    Рост потребительских цен больнее всего бьет по малоимущим, по тем, у кого низкие доходы. Самый простой пример. С первого января тариф для населения за кубометр газа вырос с 3,6 до 5,7 сома. Если семья потребляет в месяц 15 кубов, то ее расходы возрастут с 54 до 85,5 сома. Рост 31,5 сома для семьи с месячным доходом 6300 сомов — это минус из бюджета 0,5 процента, а для пенсионера с пенсией 1260 сомов — 2,5.
    В связи с этим считаю нужным сказать вот о чем. 23 января в нашей газете было опубликовано интервью председателя Соцфонда республики Ольги Лавровой “Рост пенсий все же не опережает инфляцию”.
    Едва ли не на следующий день в редакцию пришло письмо О. Лавровой, в котором сообщалось, что заголовок интервью неверно информирует читателя об истинном положении дел, поскольку уровень инфляции составил в 2005 г. 4,9 % и в 2006 — 5,9, тогда как пенсии в эти два года росли в среднем на 10 %.
    К сожалению, не могу согласиться с уважаемой Ольгой Владимировной. Ведь одно дело — пятипроцентная инфляция для тех, кто получает среднемесячную зарплату 3000 сомов, и несколько другое — для среднего пенсионера с пенсией в 800 сомов. Главное же — в другом. Средняя пенсия в 2006 г. выросла на 10, а вот прожиточный минимум пенсионера — на 46,1 процента.
    Однако дело не только в цифрах статкомитета. Не следует сбрасывать со счета объективные и субъективные ощущения пожилых граждан. А они не прогрессируют.
    При всяком очередном повышении цен на теплоэнергию, электричество или газ правительство неизменно затрагивает тему адресной помощи малообеспеченным категориям граждан. Но бюджет государства не безразмерный. И все же, думаю, деньги на такую адресную поддержку найти можно. Надо только заставить платить сполна за энергоносители владельцев бань и саун, кафе, ресторанов, пекарен, обитателей хижин Царского Села. Общеизвестно, что самые злостные неплательщики — они. Не секрет также, что уходить в тень им помогают сами работники энерго- и газораспределительных компаний. Обращение к таким химеричным абстракциям, как сознательность, порядочность, совесть, наивно и смешно. Нужны строгие и четкие императивы права, как это заведено в цивилизованном мире. А еще строгий контроль за их соблюдением.
    Надо полагать, с утверждением нового правительства у депутатов Жогорку Кенеша появится больше свободного от шествий и митингов времени для разработки и принятия жизненно важных законов. Во всяком случае, мы, их избиратели, вправе ждать этого.
    Нельзя не учитывать и то, что толчком для роста инфляции могут послужить дополнительные бюджетные и внебюджетные расходы, связанные с обещанными президентом Курманбеком Бакиевым повышениями с 1 июля т. г. зарплат некоторым бюджетникам, с ликвидацией последствий кочкорского и баткенского землетрясений, а также с проведением в Бишкеке саммита ШОС.
    Очень хотел бы оказаться плохим пророком, но, к сожалению, первые шаги Азима Исабекова в качестве премьер–министра, его предложения о реструктуризации министерств и госкомитетов оптимизма и надежд на заметное улучшение дел в экономике страны в 2007 г. не вселяют.
    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/17138/


Распечатать: Так ли низка инфляция, как ее малюют? РаспечататьОставить комментарий: Так ли низка инфляция, как ее малюют? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Так ли низка инфляция, как ее малюют? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007