Начинается битва за правительство
Политическую жизнь Кыргызстана спокойной не назовешь. В ближайшее время, а может быть сегодня, парламент начнет утрясать новую структуру правительства. Уже сейчас ясно, что грядут жесткие споры, ибо точки зрения “Белого дома” и депутатского корпуса по ряду позиций резко расходятся.
Пока же известно, что накануне структуру правительства утвердил президент Курманбек Бакиев и передал документ в Жогорку Кенеш. В нынешнем варианте есть существенные отличия от предыдущего проекта. Например, предлагается создать ряд новых министерств — Министерство энергетики и топливных ресурсов, Министерство экономического развития и торговли. Предлагается также вновь создать Государственное агентство по молодежной политике, Государственное агентство по туризму.
Есть и другие новшества. В частности, первый вице–премьер должен одновременно руководить еще и Министерством экономического развития и торговли. Предполагается также, что теперь будет как минимум пять государственных комитетов — по миграции и занятости, госимущества, по налогам и сборам, таможенный.
Но самое “крутое” нововведение — преобразование Службы нацбезопасности в Государственный комитет по национальной безопасности. И уже вчера нардепы говорили, что оно наверняка вызовет больше всего дебатов.
Какие же конкретно министерства предлагается утвердить в новом правительстве? Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Министерство сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство чрезвычайных ситуаций, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство труда и социальной защиты, Министерство энергетики и топливных ресурсов. К слову, появление последнего палата поддерживает. В энергетике проблем не счесть, и решать их нужно незамедлительно.
В проекте также сказано, что в составе правительства Кыргызстана работают премьер–министр, первый вице–премьер–министр, он же министр экономического развития и торговли. Предполагается наличие двух вице–премьер–министров и руководителя аппарата правительства.
Предлагается создать при правительстве государственные агентства: по архитектуре и строительству; по физической культуре и спорту; по делам религий; по регистрации прав на недвижимое имущество; по молодежной политике; архивное; по геологии и минеральным ресурсам; по туризму; финансовой полиции.
Парламентарии восприняли проект неоднозначно и сразу сказали, что в документе есть спорные моменты. Номанжан Аркабаев считает, что предлагаемая структура слишком громоздка, а мы живем в маленьком государстве, где нет необходимости держать столь огромную армию чиновников:
— Управление должно быть компактным. Даже такая держава, как Россия, и то идет по пути объединения ведомств. Скажем, Минтруда там соединено со здравоохранением, а у нас Министерство образования все же лучше соединить с Минкультуры. Или другой момент. Зачем светскому государству Госагентство по делам религий? Достаточно комиссии.
Понятно, что отечественные медики вряд ли захотят объединяться с представителями совсем другой сферы, а представители образования — с работниками культуры. Так что дискуссии на этот счет будут горячими.
Акматбек Келдибеков и вовсе убежден, что такой проект не сможет обеспечить желанного прорыва в национальной экономике. А Раимбек Мамыров уверен, что нашему бюджету трудно будет тянуть на себе такое количество организаций:
— В прежнем варианте министерств и ведомств было гораздо меньше, а сейчас предлагается увеличить их число. Но есть ли в этом смысл? Минфин вполне можно объединить с таможней и налоговой службой, а Госкомимущества надо объединить с Министерством экономики и развития.
А кто–то из народных избранников высказал мнение: неважно, сколько будет ведомств, важно, кто в них будет работать. Стране нужны профессиональные управленцы, только тогда можно будет говорить о движении вперед. Парламентарии также говорят, что в предложенной структуре неясным остался важный вопрос: в состав какого органа войдут такие бюджетообразующие предприятия, как “Кыргызалтын”, и ряд других. К тому же в состав не включены и некоторые госучреждения, в том числе и Служба финансовой разведки.
Одним словом, сколько депутатов, столько и мнений. Вчера они практически весь день заседали во фракциях, комитетах и комиссиях.
Елена СКОРОДУМОВА.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/17136/