У кого больше воли — у правительства или НПО?
В минувшую пятницу, за два дня до начала пешего хода против вступления страны в инициативу ХИПИК, объявленного гражданским сектором, по приглашению Минэкономфина состоялся круглый стол. Тема — списание внешнего долга.
Кипятка и в без того горячую проблему подлило заявление Феликса Кулова, который сообщил президенту Всемирного банка Полу Вольфовицу, что отзывает свою подпись под письмом от 28 декабря 2006 года.
Свой шаг Кулов мотивировал тем, что он, возглавляя исполнительную власть, “взял на себя персональную ответственность за выработанные условия нашего участия в данной программе и гарантии их реализации”. Он ясно высказался, что, для того чтобы выполнить все триггеры в случае вступления в программу, потребуется политическая воля и заявление о личной ответственности главы правительства.
В связи с этим заявлением у участников встречи возникло много вопросов относительно самого письма Всемирному банку и МВФ от 28 декабря прошлого года. Насколько оно легитимно, пытали они министра Акылбека Жапарова и его заместителя Азамата Дикамбаева. И действительно непонятно, как могут доноры опираться на документ, который подписали и.о. премьер–министра, и.о. министра экономики и финансов и председатель правления Нацбанка. Из трех высокопоставленных лиц Феликс Кулов уже ни за что не отвечает, неизвестна судьба Акылбека Жапарова: новый кабинет министров еще не сформирован. Из тройки только Марат Алапаев легитимно действующий глава центробанка.
Круглый стол собрал много людей, в основном представителей движений и НПО. От правительства выступали только два чиновника Минэкономфина. При таком раскладе сил обсуждения как такового не было. Общественные организации все больше напирали, обвиняли и даже оскорбляли оппонентов. Некоторые, задав вопрос и не дослушав ответ на него, вставали и покидали зал. Вели себя в точности как некоторые народные избранники в парламенте!
Отрадно, что дискутировать пришло много молодежи. Правда, и среди их лидеров больше было “прокуроров”, поставивших перед собой цель “прижать к стенке” главных инициаторов вступления в ХИПИК, нежели тех, кто хотел бы разобраться, что делать с внешним долгом, коли мы не принимаем предложение многосторонних кредиторов.
Прозвучали и дельные предложения по снижению долгового бремени. В первую очередь они связаны с уменьшением расходов на госаппарат, более активной работой по возврату кредитов, выданных под гарантию правительства, привлечению к ответственности тех, кто имел доступ к бюджетным средствам и не контролировал использование заемных денег и грантов.
Стороны разошлись каждая при своем убеждении. А вчера состоялся пеший ход “антиХИПИК”. По времени он совпал с обсуждением кандидатуры Азима Исабекова на пост премьер–министра. Кстати, хватит ли у него смелости взять на себя ответственность за ХИПИК? Сможет ли он проявить политическую волю — отказаться от программы МВФ и ВБ либо дать согласие на ее реализацию?
Лариса ЛИ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/17094/