За HIPC или как?
В последнее время в СМИ развернулась полемика о том, вступать Кыргызстану в HIPC (ХИПИК) или нет. Слышала, что HIPC — это некая программа по списанию внешнего долга страны. Дайте, пожалуйста, расшифровку аббревиатуры HIPC и поподробнее объясните, что собой представляет эта программа.
Е. Кушнарева, г. Ош.
С этим вопросом редакция обратилась в Министерство финансов республики и получила следующий ответ.
Что такое инициатива HIPC
Долговая инициатива HIPC (в переводе с английского — “бедные страны с высоким уровнем долга”) предложена МВФ и Всемирным банком в целях снижения бремени долга в беднейших странах в 1996 году. В 1999 году данная инициатива была пересмотрена и расширена. Данная инициатива представляет собой механизм комплексного облегчения бремени внешнего долга со стороны как международных финансовых институтов (Всемирный валютный фонд), так и двусторонних кредиторов страны–заемщика. Участие в инициативе носит добровольный характер как для заемщика, так и для кредитора.
Причиной возникновения инициативы HIPC явилось желание международных финансовых организаций внести вклад в сокращение бедности.
Процедура реализации HIPC
Инициатива HIPC предполагает стандартную процедуру реализации: установление приемлемости страны, стадию принятия решения и стадию завершения.
1. Установление приемлемости страны
Для вступления в инициативу HIPC выделяют качественные и количественные критерии.
Качественные критерии: страна–заемщик получает высокольготные заимствования Международной ассоциации развития (МАР, группа Всемирного банка), реализует программу структурных преобразований ПРГФ и испытывает проблему неустойчивости долга даже после применения традиционных механизмов долгового ослабления.
Количественные критерии: долговые индикаторы превышают пороговые значения:
— соотношение чистой приведенной стоимости долга к экспорту — 150% и/или
— соотношение чистой приведенной стоимости долга к доходам — 250%.
В случае если первый коэффициент страны ниже 150%, но второй показатель превышает пороговый уровень, то дополнительно рассматриваются следующие коэффициенты:
— соотношение экспорта к ВВП составляет по крайней мере 30%;
— соотношение доходов к ВВП составляет как минимум 15%.
На основе количественных и качественных показателей МВФ и ВБ проводят анализ устойчивости долга страны. В случае соответствия качественных показателей, а также превышения долговых индикаторов вышеприведенных пороговых показателей страна включается в список стран, приемлемых для оказания помощи в рамках инициативы HIPC. Данный список выносится на рассмотрение советов директоров МВФ и ВБ, которые принимают решение об его утверждении.
2. Стадия принятия решения
На данном этапе МВФ и ВБ проводят переговоры с правительством по условиям (триггеры) по вступлению в инициативу HIPC. В случае достижения договоренности МВФ, ВБ и правительство подписывают официальный документ, оговаривающий объемы сокращения долга и триггеры, а также объемы промежуточной помощи, которая будет предоставляться кредиторами на добровольной основе.
Особенности стадии принятия решения:
1) расчет предоставления облегчения долга основывается на достижении уровня устойчивости долга, то есть объемы сокращения долга позволяют достичь пороговых показателей и не превышать их;
2) период между стадией принятия решения и стадией завершения зависит от выполнения страной условий и занимает в среднем 3 года.
3. Стадия завершения
На данном этапе предоставляется необусловленное сокращение долга, то есть никаких дополнительных условий для сокращения долга со стороны кредитора не предъявляется. Стадия завершения определяется на основе успешных результатов определенных триггеров, поддержания макроэкономической стабильности и реализации ПРГФ по крайней мере в течение года.
Особенность облегчения долга в рамках инициативы HIPC — финансовый эффект от облегчения долга имеет не единовременный, а долгосрочный характер. Таким образом, сокращение долга в рамках инициативы НIРС происходит по мере наступления сроков обязательств.
Участие Кыргызской Республики в инициативе HIРС
26 апреля 2006 года советы директоров МВФ и Всемирного банка на основе соответствующих индикаторов официально определили приемлемость Кыргызской Республики для вступления в инициативу НIРС.
Условиями для вступления Кыргызской Республики в инициативу HIРС являются:
• поддержание макроэкономической стабильности и реализация программы ПРГФ по крайней мере в течение одного года;
• принятие и реализация Стратегии развития страны (СРС);
• разумное управление внешним долгом;
• осуществление реформ в следующих секторах экономики:
— управление государственными финансами и государственное управление,
— социальный сектор,
— энергетический сектор,
— горнодобывающая отрасль.
Участие Кыргызской Республики в инициативе НIРС даст возможность сократить объем платежей по внешнему долгу, по различным оценкам, на сумму от 250 до 395 млн. долларов США, в зависимости от готовности донорского сообщества поддержать Кыргызскую Республику в рамках инициативы HIРС.
Также необходимо отметить, что Кыргызская Республика на момент успешного завершения инициативы НIРС автоматически классифицируется как страна, имеющая право на списание долгов по инициативе MDRI. Дополнительное списание внешнего долга республики в рамках данной инициативы составит, по предварительным расчетам, порядка 520 млн. долларов США.
Справка. Инициатива MDRI (в переводе с английского — “Инициатива сокращения многостороннего долга”) обеспечивает стопроцентное списание долга тремя многосторонними финансовыми институтами (МВФ, ВБ, АБР) странам с низким уровнем дохода.
Таким образом, совокупное списание долга, по предварительным расчетам, может составить от 770 до 915 млн. долларов США.
Помимо прямого влияния на снижение долгового бремени, участие Кыргызской Республики в инициативах НIРС и MDRI может оказать позитивное влияние на ряд макроэкономических показателей. В частности, ежегодное сокращение платежей по внешнему долгу благоприятно скажется на платежном балансе и международных валютных резервах страны. Кроме того, снизится давление на фискальный дефицит, высвободятся дополнительные финансовые ресурсы, которые можно будет направить на ряд приоритетных для экономики республики направлений. Положительные результаты по реформам станут катализатором экономического развития. А также может быть улучшена прозрачность (транспарентность), которая сопровождает страны, реализующие программы международных институтов.
Геннадий ХОЛКИН.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16899/