Новый вариант парламент зарубил
Кажется, у народных избранников сильно сдают нервы: во всяком случае, вчера на заседании палаты вновь и вновь звучали призывы “внести ясность в подвешенное состояние”. Некоторые парламентарии били себя в грудь и уверяли, что не боятся роспуска Жогорку Кенеша и готовы идти на новые выборы. Не без труда удалось войти–таки в рабочее русло и начать обсуждение многострадальной Конституции, которое, впрочем, закончилось ничем.
Но сначала парламент, по обыкновению, долго спорил, каким вопросом заняться в первую очередь. То ли утверждением судей, то ли новой редакцией Основного закона. Накануне в Жогорку Кенеш были приглашены более ста кандидатов в судьи, которые вот уже сколько времени ожидают решения своей судьбы. И они пришли, как примерные ученики, чтобы пройти сквозь депутатское сито. Однако депутаты не могли определиться битый час, успев опять переругаться между собой. Отличился Омурбек Текебаев, который повздорил с Искандаром Гайпкуловым.
В конце концов Ахматбек Келдибеков, Камчыбек Ташиев, Улугбек Ормонов предложили поставить вопрос на голосование. Тем более что председатель Комитета по конституционному законодательству, государственному устройству и законности Исхак Масалиев сообщил, что его комитет в выходные дни проект новой редакции Конституции уже рассмотрел. А вот члены движения “За реформы!” были категорически против и заявили, что парламент не должен идти на поводу у нескольких персон. Если нас распустят, говорили они, то пусть хотя бы судебная ветвь власти продолжит работу, поэтому нужно все бросить и заниматься проблемами Фемиды. Темир Сариев, в свою очередь, заявил, что включение вопроса в повестку дня антиконституционно, поскольку в текст проекта Конституции, внесенного в парламент, не могут вноситься изменения. Выступил против и Болот Марипов, который заметил, что спешка в таком важном вопросе ни к чему:
— Я не понимаю, куда мы торопимся. Необходимо провести экспертизу, ведь наверняка в проекте имеются и другие неясности и противоречия.
Тем не менее голосование показало, что парламент готов в первую очередь заняться все же Конституцией, ведь, как убежден депкорпус, на карту поставлена судьба страны. Надо сказать, в минувшую пятницу в палате уже состоялись дебаты по этому поводу, и весьма жесткие. Речь шла о поправках, которые касались нескольких моментов. Каких именно? У главы государства будет право назначать акимов районов и губернаторов областей, а также руководителей МВД, СНБ, МИД и Министерства обороны. Конституция принимается парламентом и через референдум. Это главное. Однако в пятницу этот вариант не прошел и был отправлен на доработку.
А вчера Исхак Масалиев объяснил все те изменения, которые вошли в новый проект. Он рассказал, что в минувшие выходные разработчики проекта встречались с главой государства и с работниками юридического отдела администрации президента. Были уточнены вопросы по некоторым позициям.
— Кто–то высказывает упреки, что это президентский проект, но я скажу, что это проект абсолютно депутатский, — подчеркнул Масалиев.
По его словам, проект во многом изменился, в том числе и в части полномочий президента. Теперь, например, президент может назначать референдум по изменению Конституции только с согласия половины состава Жогорку Кенеша. Формирование правительства будет происходить по схеме: депутаты предлагают кандидатуру премьер–министра, президент утверждает его, потом премьер–министр вносит кандидатуры членов правительства, президент утверждает. Механизм отставки правительства будет таким: парламент оказывает правительству недоверие, также возможен тот вариант, что президент самостоятельно отправляет кабинет министров в отставку. В проекте исключено положение, согласно которому президент назначает глав министерств иностранных дел и чрезвычайных ситуаций.
Спикер Марат Султанов предложил исключить из новой редакции статью, согласно которой президент может распустить парламент. Глава палаты предложил оставить только положение, по которому парламент может самораспуститься. Прозвучало также предложение Сооронбая Жеенбекова закрепить в новой редакции Конституции норму о кворуме в палате:
— Нужно внести пункт о том, что парламент может начать работу, если в зале заседаний присутствуют 38 и более депутатов.
И все же обновленный вариант Конституции не прошел. Тайное голосование показало, что за новый проект ратуют 45 нардепов. А по закону Конституцию положено принимать тремя четвертями голосов, то есть 51 голосом. Таким образом, вопрос по Конституции закрыт и Кыргызстан будет жить по тому документу, который был принят в ноябре этого года. Сегодня депутаты намерены заняться утверждением судей. А как сложится парламентское будущее, можно только гадать.
Елена СКОРОДУМОВА.
А в это время
Заявление партии “Ар-Намыс” в связи с политическим кризисом в Кыргызстане:
“8 ноября 2006 года Жогорку Кенешем КР была принята новая редакция Конституции Кыргызской Республики, предусматривающая, что парламент республики состоит из 90 депутатов, избираемых по пропорционально-мажоритарной системе. При этом не менее 50 процентов из них избираются по партийным спискам. Это положение является одним из самых прогрессивных в истории Кыргызстана.
Однако после отставки правительства КР в стране сложилась ситуация, при которой сформировать новое правительство с участием действующего парламента невозможно. Нынешний парламент, состоящий из 75 депутатских мест, сформирован по мажоритарной системе и принимает решения большинством в 38 голосов, в то время как по действующей Конституции КР Жогорку Кенеш должен состоять из 90 депутатов, а решения его легитимны при 46 голосах. Главу исполнительной ветви власти могут предложить только депутаты, избранные по партийным спискам, после чего премьер-министр совместно с президентом формируют правительство и представляют на утверждение парламенту.
Группа депутатов ЖК КР на прошлой неделе внесла в парламент еще один вариант новой редакции Конституции, который, как им представляется, может устранить противоречия в Основном законе и парламенте. Таким образом, мы считаем, что главная задача части парламентариев заключается не в поддержке интересов государства и народа, а только в сохранении своих мандатов.
Подобные противоречия и недостатки невозможно устранить, не изменив Жогорку Кенеш КР в соответствии с действующей Конституцией. Это признают и сами депутаты, которые в своем заявлении, подписанном 55 парламентариями и спикером Жогорку Кенеша, прямо указали, что оказались в правовом тупике. Фактически это означает признание собственной конституционной недееспособности.
В этих условиях президент Кыргызстана как гарант Конституции обязан принять все меры по обеспечению единства государственной системы, стабильного, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, взять на себя ответственность и организовать выборы Жогорку Кенеша КР в ближайшее время в соответствии с нормами действующей Конституции КР”.
24 kg.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16724/