Анонимно и добровольно
Исправительная колония № 47, в которой мы побывали, имеет особый статус. Здесь добровольно лечатся нарко- и алкозависимые заключенные. Желающих стать пациентами очень много, и это хорошо, потому что на свободе нынешний осужденный, прошедший лечение, будет менее опасным для общества.
На территории колонии находится центральная больница, а при ней наркологический центр, включающий реабилитационное отделение “Атлантис”. Психотерапевты, врачи ведут жесткий отбор больных осужденных со всех региональных колоний республики для лечения в этой больнице. Те, кто попал в этот центр, проходят оздоровление посредством известной успешной 12–шаговой программы (освобождение от нарко- и алкозависимости), действующей на базе “Атлантиса”. Реализовала “Атлантис” Программа предотвращения наркотиков в Центральной Азии (КАДАП), финансируемая Евросоюзом.
Благодаря оказанной помощи ЕС здание центра преобразилось — сделан капитальный ремонт, завезена добротная мебель. В таких условиях живут и слушают лекции заключенные.
— Теперь люди, находящиеся в стационаре, довольны. А до этого делали только косметические ремонты. Были рваные матрацы, отсутствовали подушки. Палату посмотрите, — пригласил начальник ИК № 47 полковник Жакшылык Токтосунов.
За курс реабилитации слушатели получают важную информацию о методах лечения туберкулеза, алкоголизма, наркомании, ВИЧ–инфекции, БППП (болезней, передающихся половым путем). После этого они возвращаются в зоны и делятся знаниями с осужденными.
— Больница рассчитана на 350 коек, из них 150 — для лечения нарко- и алкопотребителей, — рассказывает Токтосунов. — Оказываем всю медицинскую помощь, начиная от операционной и заканчивая психологической.
— Программа “Атлантис” очень эффективная. В ее основу входят практически все реабилитационные методы, — говорит начальник наркологического центра, директор “Атлантиса” Дамира Акматова.
Те, кто прошел курс, по желанию могут работать волонтерами по системе “Равный равному”.
— Понятно, что я как медицинский работник не смогу подействовать на сознание больного, — говорит Дамира Акматова. — Буду говорить о том, что наркотики — это плохо и прочее, — зависимые задумаются и скажут, что я этой проблемы не испытываю и не знаю ничего. Слушать не станут. Другое дело, когда занятия проводят свои же люди — их не обманешь, появляется доверие.
Занятия 24 зависимых проходят каждый день (кроме выходных) с 9 утра до 5 вечера. Полуторачасовой перерыв на обед, два перерыва по 15 минут и лекции, лекции, которые читают два консультанта — один бывший алкопотребитель, другой наркозависимый.
— По какому принципу проходит отбор пациентов?
— Желающих излечиться очень много. В первую очередь, конечно, нужно сильное желание самого больного. Мы не принимаем хронических больных, так как они физически не смогут посещать занятия, не берем лиц старше 65 лет, также с плохим зрением.
Производства в этой колонии нет. Но талантов среди заключенных масса. Стихи, рисунки, рассказы посылают в бюллетень “Арка”, который издает Комиссия образования в области алкоголизма и других видов зависимости Фонда имени Стефана Батория (Польша, город Варшава).
Мы осмотрели столовую, поднялись на второй этаж центра, где в одном из классов велось занятие по программе “12 шагов”. Люди с интересом сидели за партами и записывали в тетрадки непрописные истины. Плакат на стене гласил: “Дорога в десять тысяч миль начинается с первого шага”. Доступно лекцию читал улыбчивый доброжелательный Бахтияр.
— Помогает вам лекция? — спрашивали журналисты.
— Не сидели бы, если б не помогало, — ответили слушатели.
— На меня подействовало, — сказал Дмитрий, сидевший на героине несколько лет. — Третий месяц участвую в программе, и мне помогает. Я изменился. Появился психологический разбор. Берем какую–то проблему и пытаемся вместе в группе побороть зависимость. Развиваемся духовно.
Группа анонимная и добровольная — это единственно правильный метод.
— Пользуюсь своими собственными ресурсами, — продолжает разговор Сергей, — чтобы обходиться без наркотиков в критическом состоянии на каком–то промежутке жизни. Раньше думали, что наркотики — это физическое влечение, а на самом деле — это еще и часть социальной духовной жизни. По отдельности добиться ничего нельзя, только в совокупности. Главное, осознать, что сам ты от этого не уйдешь… Психотерапевты, врачи учат нас, каким способом можно заменить употребление наркотиков. Самое основное — это желание. Я здесь пять месяцев, дошел до одиннадцатого шага.
— Вообще это не просто программа, а смысл жизни, — заявил другой наркозависимый. — Наркоман по этой программе будет идти всю жизнь, постоянно, шаг за шагом, может вернуться к первому и так далее, но будет двигаться только вперед. В групповой терапии познает себя. Сам он не может признаться в чем–то определенном, лишь в группе, где находятся такие же, как и он. В этом и заключается смысл.
— А что вы будете делать, когда окажетесь на свободе?
— Там тоже есть такие группы. Если ты хочешь, то всегда найдешь себе такого же собеседника, который страдает или страдал этим.
Юлия СУШКОВА.
Фото Владимира ПИРОГОВА.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16627/