Cпоткнулся о правосудие
Экологический воз застрял в судебно–бюрократических проволочках
Прочитав статью “К плохому хозяину и ноги не несут” (“МСН”, 12 сентября с.г.), в редакцию пришел человек, который жаждет помочь в улучшении экологии не только в курортном регионе, но и во всей стране. Инженер Юрий Ким рассказал о производстве биореакторов для очистки воды и непромышленных отходов малых
и средних предприятий обслуживания.
Делать эти установки вполне возможно в фирме АО “Кимбек”. Для Ю. Кима решение экологических задач является одним из приоритетов деятельности с 2002 года. Он имеет доверенность на использование российско–украинского патента по очистке сточных вод. С 1995 года он является директором АО “Кимбек” (часть бывшего завода ЭВМ), которое у него в акаевские времена просто отобрали. Теперь он сам себя называет де–юре директором и де–факто безработным. В течение пяти лет его намерения, возможности и планы разбиваются о бюрократический аппарат и несовершенство судебной системы, которая зачастую не в состоянии обеспечить выполнение собственных решений. Противостояние продолжается до сих пор. Фактически, он не просит ни денег, ни помощи, а только восстановления своих попранных прав.
В чем преимущество биореактора? Если в России предельно допустимая концентрация вредных веществ в сточных водах составляет 20 условных единиц, в Европе — 25, то применение упомянутого устройства позволяет получить 5—7 единиц, то есть почти чистую воду. Такие реакторы уже работают на Украине, в России. Ю. Киму удалось заинтересовать этим новшеством Министерство промышленности, торговли и туризма. Он разработал совместно со специалистами министерства бизнес–план по внедрению на Иссык–Куле биореактора. А до этого специалист из Минпрома Марат Кульбаев съездил на Украину и в Россию, чтобы воочию увидеть работу устройства и познакомиться с авторами проекта. С республиканскими же чиновниками экологического профиля диалога не получилось. По словам
Ю. Кима, после посещения Госагентства по экологии МЧС и других ведомств осталось впечатление, что чиновники хотят жить по принципу “чем хуже, тем лучше”.
“Тогда, — рассказывает Юрий Александрович, — мы заинтересовали своей идеей двух директоров — детского оздоровительного центра и кафе — в Чолпон–Ате. Сравните: стоимость очистных сооружений европейского производства для пансионата на 250 человек тянет на 400—500 тысяч евро. Стоимость же наших очистных сооружений — не больше ста тысяч долларов. Для более мелких объектов дешевле. Не забудьте и создаваемые при этом рабочие места. Я уверен, что этими биореакторами (при наличии понимания, а не препятствования) вполне можно за десять лет снабдить не только Иссык–Куль, но и все кемпинги, юрточные городки, приведя очистные сооружения в сфере туризма в цивилизованный вид. Ведь сейчас все стоки фильтруются через песок и в большинстве случаев спускаются в озеро. Но что будет с ним через
5—10 лет?” — беспокоится
Ю. Ким.
Как выглядит биореактор? Это инженерное сооружение, в котором отходы очищаются, обеззараживаются и разделяются при помощи биологических механизмов. Вторичные воды можно использовать для полива, рыбоводства, бассейнов. А объем отходов таков: пансионат на 250 человек в течение года при помощи биореактора будет производить до пяти тонн экологически чистого биогумуса.
Что же мешает внедрению новшества? “Мои условия, — говорит Юрий Ким, — производить необходимое для этих биореакторов оборудование на заводе ЭВМ, где я проработал 32 года”. Он в который раз взывает к Фемиде: почему, несмотря на целый ряд решений суда в его пользу, он так и не восстановлен в правах руководителя акционерной компании?
Имеются по этому поводу и положительные заключения трех комитетов парламента прошлого созыва, и межведомственной комиссии, разбиравшейся с этим делом с июня по август текущего года. Но воз и ныне там. Поставить производство биореакторов мешает неисполнение вынесенных решений руководством АО “Жанар”.
Заключение межведомственной комиссии, между прочим, подтверждает, что “отстранение АО “Кимбек” (а значит, и Ю. Кима от его руководства) от работы в течение пяти лет означает нарушение статьи 16 Конституции КР”. Тем не менее сдвигов пока нет.
В феврале и апреле этого года Минпром отправил в ГКИ письмо, в котором сообщал, что “МПТТ совместно с АО “Кимбек” проведена работа по организации производства биореакторов — устройств по очистке бытовых сточных вод. Технология очистки — самая передовая и экономичная, аналогов подобным устройствам в Кыргызстане нет. Мощность очистки — от 5 до 400 тысяч кубов воды в сутки. Устройство наиболее применимо в санаторно–курортных, детских учреждениях, на дачных участках, в селах и небольших городах, где невозможно подключение к централизованным системам. Производство этого оборудования создаст дополнительные рабочие места для проектировщиков, строителей, экологов, машиностроителей на постоянной основе”. Руководство Минпрома неоднократно просило Госкомимущества “оказать содействие по устранению препятствий в производстве биореакторов”. Был получен ответ, что споры хозяйствующих субъектов должны разбираться в судебном порядке. Формально они правы, но суды–то были, и все стали на сторону Ю. Кима!
Несмотря на абсурдность ситуации, Ю. Ким старается не унывать, надеясь все же в конце концов на торжество закона. А что ему еще делать? Например, у себя дома он создал (как–то надо же выживать!) биологически чистое хозяйство по выращиванию поросят. (Об этом “МСН” сообщала в конце прошлого года.) Применяя научные знания и свое ноу–хау в биоочистке отходов, Юрий Александрович в своем хозяйстве старается не доставлять хлопот соседям запахом и сточными водами.
Он иронизирует: “Многим людям за пять лет я дал заработок: мое дело два года рассматривали в парламенте аж три комитета, два года — аппарат омбудсмена, пять лет над этим работали прокуратура и правоохранительные органы, и все зарплату получали. А пользы никому никакой. А когда я хочу создавать реальные рабочие места, мне не дают этого делать”.
Такая вот экология с политикой.
Елена МЕШКОВА.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16356/