Всеми забытый Сары–Могол
В то далекое время поговаривали, что решение о передаче во временное пользование части Алайской долины горнобадахшанцам санкционировал сам “отец всех народов” И. Сталин. Было это или не было, кто знает. Времени с того момента прошло очень много, и в самом Сары– Моголе выросло 2–3 поколения людей.
Но еще живут старики, которые помнят, как в конце 40–х годов многих жителей Мургабского района разом подняли и погнали через перевал Кызыл–Арт в неизвестные кыргызские земли якобы для летнего откорма колхозного и личного скота. Несмотря на возражения людей, которым, видимо, не сразу объяснили суть этой затеи, она оказалась выигрышным вариантом для этнических кыргызов, затерявшихся среди бесконечных нагромождений Памирских гор без долин.
Дело даже не в том, что союзные органы даже не спросили нашего согласия и отдали соседней стране серединные земли Алайской долины, а в том, что мы после этого на долгие десятилетия забыли о ней, проявили равнодушие к родной земле, ни разу не поинтересовались — используется ли она только для отгонного животноводства. Соседи же заняли 57,8 тыс. га пастбищ — значительную территорию, пересекающую всю Алайскую долину поперек, от Памирского хребта до границы Ноокатского района. Когда–то эта земля была любимой ставкой алайской царицы Курманжан датки.
Прошло около 70 лет, и нет резона осуждать кыргызских руководителей времен союзного подчинения. Но нельзя понять поведение новых чиновников, пришедших к власти на волне независимости. Все другие страны начали освобождать свои территории от других, уточнять линии государственных границ, обращать в свою юрисдикцию все, что осталось от бывшего Союза. Только нам было не до этого — руководство страны захлебывалось от эйфории внезапной независимости, а общество — от безудержной демократии. Никто не собирался заниматься важными государственными делами. Так мы прошляпили многие исконные кыргызские земли, границу, союзные производственные объекты, в том числе магистральные нефтегазопроводы, месторождения углеводородного сырья и другие жизненно важные коммуникации. Руководство Министерства сельского хозяйства, от имени государства ведавшего всеми землями сельскохозяйственного назначения, за 15 лет не нашло времени посетить Сары–Могол и подготовить решение о возврате переданных земель. А госадминистрацию Ошской области все больше занимали юбилейные и другие общенародные показные торжества. Многие помнят, как в августе 1991 года, там, где начинается Алайская долина, была устроена грандиозная тризна по поводу 180–летия Курманжан датки. Представителей международных организаций тогда больше всего удивило количество зарезанных по этому поводу лошадей и баранов. При этом о застарелой проблеме Алайской долины, давно потерявшей свою целостность и былую природную красоту, — никто не вспомнил.
Наблюдая за нашей беспечностью и безразличием, горнобадахшанцы начиная с 50–х годов вместо откорма скота в Алайскую долину начали переселять людей, которые стали поспешно строить примитивные дома. Когда в нарушение кыргызских законов и договоренностей все это началось, наши чиновники даже не пытались остановить процесс самовольного превращения земель в приусадебные и пахотные участки. Со временем в Сары–Моголе появилось 528 жилищ и стали проживать около 3500 граждан другой республики. Но самым вызывающим было то, что внутри территории Кыргызстана образовали сельское управление в лице главы сельского совета и участкового милиционера, таджикский паспортный стол и другие административные органы в составе Мургабского района Таджикистана. Глава сельской управы Сары–Могола стал заместителем акима Мургабского района, после чего никто из местных алайских кыргызов не посмел заходить на территорию этого образования. Создание административной власти Таджикистана на территории Кыргызстана являлось явным нарушением Конституции Кыргызской Республики и норм международного права. Но никто из прежних и новых правителей Кыргызстана, тем более из внешнеполитического ведомства, об этом нигде не заявил, и наплевательское отношение к нам со стороны близких соседей продолжалось. Оно длилось аж до 2002 года, когда правительство приняло постановление о возвращении Кыргызстану земельного участка, находившегося во временном пользовании Мургабского района Таджикистана. Лишь после этого были возвращены под юрисдикцию Кыргызской Республики все земли, сделано описание их границ и 57,8 тыс. га были включены в земельно–учетную документацию Алайского района. Была ликвидирована таджикская сельская управа. Вся паспортно–учетная документация жителей была передана кыргызскому паспортному столу. Провели выборы главы местного самоуправления и создали кыргызский административно–территориальный поселок Сары–Могол. Но все его жители оставались гражданами Таджикистана, хотя были этническими кыргызами. Необходимо было решать проблемы гражданства и получения паспорта. Взяв ответственность на себя, решили 854 жителям, имеющим на руках паспорта СССР образца 1974 года, выдать новые кыргызские паспорта. Люди автоматически становились нашими гражданами. Более 300 лицам, достигшим 16 лет, также выдали новые паспорта. А 471 человек, имевший паспорта Таджикистана, должен был пройти процедуру выхода из гражданства этой страны, а затем получить кыргызское гражданство.
Нельзя не сказать о том настрое, с которым жило многотысячное население Сары–Могола, когда 10 апреля 2003 года наша комиссия приехала туда, чтобы огласить наше решение о возвращении всех земель. Туда же вместе с нами приехала делегация Таджикистана во главе с первым вице–премьер–министром. Накануне нашего приезда был пущен слух о том, что главы двух государств договорились о продлении срока использования сары–могольских земель Таджикистаном еще на 40 лет. Но мы твердо заявили, чтобы они не питали иллюзий на этот счет, и если так будет продолжаться дальше, кыргызские власти применят процедуру незаконного пребывания граждан чужой страны в Кыргызстане.
Затем мы подготовили план первоочередных мероприятий по социально–экономическому обустройству поселка Сары–Могол и придали ему статус правительственного документа. К концу 2004 года многие пункты плана были выполнены. В последующем необходимо построить школу, больницу и поликлинику, автомобильную дорогу, водопровод, реконструировать ирригационные сети, решить вопросы ретрансляции телерадиопередач. Республика должна изыскать ресурсы для этого, чтобы восстановить целостность Алайской долины. Слишком много в кыргызской истории связано с этой землей. Это алайская царица, алайский базар в Ташкенте, алайская порода овец, по этой долине пройдет магистральный транспортный коридор через Иркештам в Китай, автомобильные дороги в таджикский Джергетал и Горный Бадахшан и многое другое. Недра алайской долины хранят немалые богатства. Геологи открыли недалеко от Сары–Могола приличное месторождение каменного угля. Его разработку уже ведут несколько кыргызских фирм с китайскими партнерами, отправляют уголь в Китай через Иркештам, ждут этот уголь мургабцы и джергетальцы в Таджикистане. Только бы нам распорядиться этим богатством по уму, не так, как получилось с Кара–Кечинским разрезом... Недалек день, когда откроется автомагистраль Ош — Сары–Таш — Иркештам, что позволит выйти в Китай и к тихоокеанским берегам. Китай свой участок автомагистрали от Урумчи до Иркештама уже построил и ждет нас. Можно представить, какие объекты появятся в Алайской долине вдоль трассы от Сары–Таша до Иркештама.
К сожалению, у нас не получается, чтобы люди, выдвинутые на высокую государственную работу, могли взять ответственность на себя и действовать решительно и грамотно. Особенно это касается руководителей центральных государственных органов, призванных выступать от имени государства и выражать твердую позицию. Именно безразличная позиция чиновников привела к тому, что в глубине кыргызских территорий со временем образовались анклавы “Сох”, “Чонгара”, “Ворух”, “Шахимардан”, где в общей сложности проживают около 200 тыс. человек. Еще несколько лет и Сары–Могол тоже стал бы таджикским анклавом и занимал бы территорию в 57,8 тыс. га — примерно пятую часть Алайского района. Никто из наших не помнит, с какого времени и на каких условиях сегодня бесплатно используются около 1 млн. га пастбищ во всех районах Ошской, Джалал–
абадской и Баткенской областей соседними странами зимой и летом. Они там давно возвели кошары и другие объекты, развернулись на славу. И никто не скажет, кто дал право айыл окмоту и районным госадминистрациям предоставлять кыргызские земли гражданам других республик. Ведь передача во временное пользование земель — это прерогатива Жогорку Кенеша. Наши соседи, например, тихо выползая из своего села Самаркендек по захвату поймы реки Исфара, только за последние годы продвинулись на 4–5 км. Они уже близки к тому, чтобы соединиться с анклавом “Ворух”, до которого остался всего 1 км. В приграничных территориях Кадамджайского, Лейлекского, Араванского, Аксыйского районов сегодня нет целого места. А где же райакимы, пограничная служба, начальники милиции, прокуроры, госрегистры, айыл окмоту?
В 80–х годах мы официально, решением правительства республики, отвели союзному предприятию 383 га земель для добычи нефти и газа на месторождении “Сох”, “Чонкара–Гальча” и устройства подземного газохранилища “Северный Сох” и других. Эти земли исконно принадлежали Ак–Турпакскому сельскому совету и сейчас числятся в его составе в Кадамджайском районе. Но когда союзное предприятие ликвидировали, указанных документов об отводе земель оказалось недостаточно, чтобы забрать месторождения нефти и газа вместе с нефтевышками, а наши ура–патриоты согласились с предложением соседнего государства отнести уже весь Сохский массив в число спорных территорий. Мы также не утруждаем себя, чтобы забрать магистральные газопроводы, проходящие по нашим южным районам, построенные на союзные деньги и успешно эксплуатируемые до сих пор нашими соседями.
Вот неполный перечень наших деяний за 15–летний период суверенитета. Можно было бы просто промолчать о них. Но я не могу молчать, когда речь идет о сохранении нашей государственности, о незыблемости наших территорий и границ. Речь идет о нашей стране, которую мы хотим сделать процветающей и благополучной.
Базарбай МАМБЕТОВ, заслуженный строитель, Черезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16349/