Слепая месть, или Сказ о том, как лжеадвокат и неджентльмен пошли ва–банк
Увы, сегодня законодательство в Кыргызстане таково, что высокопоставленные чиновники и ушлые лжеадвокаты по обвинению в клевете могут легко упрятать за решетку не только журналистов, но и целый коллектив частного предприятия. Вот яркий тому пример самой новейшей истории.
Ты помнишь, как все начиналось?
7 июля текущего года на страницах “МСН” был опубликован критический материал по проблемам борьбы с коррупцией.
Основным персонажем по одному из эпизодов проходила практикующий “юрист” г–жа Синельникова, которая открыла частное бюро “Адвокат”. Диплом о высшем образовании, якобы выданный ей Тюменским государственным университетом, был поддельным. На основании этой липы она поступила в магистратуру при высшей школе дипломатии и международного права Международного университета Кыргызстана и после окончания вуза стала обладательницей лицензии на право заниматься адвокатской деятельностью.
“МСН” тогда подчеркивала, что милиционеры по факту использования поддельных документов должны были возбудить уголовное дело, МУК и Минобраз аннулировать незаконно полученный диплом, а Минюст безотлагательно отозвать лицензию. Но этого не произошло. Сотрудники правоохранительных органов и Бишкекской прокуратуры уголовное дело благополучно “похоронили”, а Минюст и Минобраз свыше года изображали из себя слепых и глухих.
Парадокс, но дело с мертвой точки не смог сдвинуть и Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, законности, судебно–правовой реформе и правам человека Жогорку Кенеша, рассылая во все инстанции запросы–предписания о принятии мер. Тщетно…
Сила печатного слова
Но в тот же день, когда на страницах “МСН” критический материал увидел свет, министр юстиции М. Кайыпов все–таки подписал приказ, первый пункт которого гласил, цитируем: “Лишить лицензии на право занятия адвокатской деятельностью Синельникову Ирину Анатольевну”.
Спустя две недели аналогичное решение вынес и межрайонный суд Бишкека. Там достаточно скрупулезно разобрались во всех обстоятельствах, установив, что диплом Ш–274410 Тюменского государственного университета на имя И. Синельниковой по специальности экономист промышленности не выдавался. На основании этого суд пришел к выводу, что зачисление будущего “адвоката” в магистратуру Международного университета Кыргызстана прошло с нарушениями законов. Принимать студентов туда должны были только при наличии высшего образования и только по полученной специальности. Поскольку Синельникова не училась в Тюменском государственном университете и не получала юридического образования, то в теории не имела права быть зачисленной в МУК. Но в нашей стране возможно все…
Увы, уровень коррупции в Кыргызстане отнюдь не снижается. Почему? Объясняется все довольно просто. В теории государство начинается с соблюдения буквы закона. С готовности и стремления государственных органов добиваться точного, безукоризненного и единообразного исполнения всеми норм закона. В действительности же все не так. В данном конкретном случае одни госорганы с оглядкой на самый верх после широкой огласки все–таки нашли в себе мужество разобраться с историей лжеадвоката, но отдельные высокопоставленные чиновники продолжили мышиную возню.
Суть в том, что министру юстиции спустя неделю после того, как он подписал вышеозвученный “лицензионный” приказ, клерки Комиссии по делам образования и науки при президенте Кыргызстана дали четко понять, что он явно поспешил. Мол, письма, адресованные руководителям Международного университета Кыргызстана, Национального агентства по антимонопольной политике и развитию конкуренции, с указанием аннулирования диплома будут отозваны как необоснованные.
Чтобы у министра юстиции, заместителя главы Минобраза и директора Нацагентства не возникало лишних вопросов, клерки Комиссии по делам образования и науки при президенте Кыргызстана довольно хлестко щелкнули солидных госмужей, что называется, по носу, письменно дав понять, что “липо–дипломное” дело будет решаться в вышеназванной комиссии.
И неизвестно, куда бы вырулила гнедая, не последуй в “МСН” вторая публикация — “Развращенная вседозволенностью”. В ней автор открыто обратился к главе администрации президента Кыргызстана с просьбой навести порядок в своей вотчине и разобраться со своими “белыми воротничками”, поскольку уже вся страна давно смеется над тем, как в нашем государстве клерки командуют министрами, плюют на решения судов и доказательства, которыми располагают Генпрокуратура и МВД.
Официального ответа, увы, не последовало… Но и “восстановить” через высокопоставленные связи свои аннулированные дипломы всемогущему “адвокату” Синельниковой уже так просто не удалось.
Реакция генпрокурора
При достижении своей цели “юрист”, строчащая заведомо ложные доносы (уголовно наказуемое преступление), И. Синельникова пошла другим путем. Но об этом чуть позже.
В первом материале (“Развращение вседозволенностью”) автор сообщал, что у госпожи Синельниковой случились развод и тяжба по разделу имущества. Напомним, что после того как бывшие супруги не нашли общего языка, на частную клинику несговорчивого экс–мужа посыпались многочисленные необоснованные проверки. Работа ранее преуспевающего предприятия была парализована. Одна из таких проверок с легкой руки лжеадвоката была направлена и из Минздрава. Благо там вскоре разобрались, что Синельникова состряпала жалобу от имени женщины, которая ни сном ни духом не ведала, что обвинила главного врача частной клиники во всех смертных грехах. А когда узнала, что ее сознательно подставили, написала заявление в Генпрокуратуру с требованием привлечь “адвоката” к ответственности. Генпрокуратура же по факту сфабрикованного Синельниковой заведомо ложного доноса никаких мер почему–то не приняла и молчит до сих пор.
В этой связи корреспондент “МСН” на страницах газеты обратился к генпрокурору Камбаралы Конгантиеву, заявив, что удивительные вещи происходят в возглавляемом им высшем надзорном органе. Причем касаются они не только лжедоноса лжеадвоката, но и незаконного использования Синельниковой поддельных документов.
Дело в том, что Генпрокуратура ходатайство о возбуждении уголовного дела в отношении И. Синельниковой оставила без удовлетворения. Причем с такими сногсшибательными формулировками, что, ознакомившись с ними на страницах “МСН”, не один день веселились все юристы нашего государства.
Вторил им и автор этих строк, предлагая кыргызстанцам без всяких сомнений покупать поддельные дипломы, паспорта, удостоверения личности. На протяжении долгих лет смело колотить с помощью фальшивок деньги, калечить судьбы людей. Ведь в тюрьму по изобретенному в нашей Генпрокуратуре ноу–хау за это не посадят.
Утечка информации (внутриведомственная служебная переписка) по этому делу повлекла за собой карательные меры — служебное расследование, поиск и наказание стрелочников. А потом, когда в СМИ просочилась и другая информация по иным делам, Камбаралы Конгантиев все–таки был вынужден дать журналистам ответ. В том числе и корреспонденту “МСН” на его вопрос, не кажется ли господину генпрокурору, что “усердие” некоторых его отдельных подчиненных и давних друзей может привести к тому, что над нашей “борьбой” с коррупцией будет смеяться весь цивилизованный мир.
Суть этого ответа вылилась в нашумевший внутриведомственный приказ, в котором генпрокурор категорически под угрозой увольнения запретил своим сотрудникам передавать без его личного разрешения какую–либо информацию в СМИ. Что ж, вполне исчерпывающе. Но тем не менее мы еще раз вынуждены открыто спросить господина Конгантиева: предстанет ли перед судом за подлог строчившая лжедоносы лжеадвокат? Вопрос этот отнюдь не праздный, поскольку г–жа Синельникова и сегодня не унимается, и с ее легкой руки на скамье подсудимых сидят ни в чем не повинные люди.
Цирк на судебной арене
Не секрет, что “адвокат” Синельникова чувствует себя в зале суда как рыба в воде. Именно через суды она и решила наказать по полной программе своих обидчиков. Причем не в гражданском, а в уголовном порядке.
Нонсенс, но по ее частному заявлению в роли обвиняемых был вынужден предстать перед судом практически весь коллектив частной клиники. Врачи, медсестры, санитарки, администраторы и т. д., безрезультатно добивавшиеся правды во всех государственных структурах на протяжении полутора лет, несколько месяцев, как уголовники, сидели на скамье подсудимых, доказывая теперь уже не госмужам, а судье, что именно лжеадвокат Синельникова не без помощи своего высокопоставленного покровителя парализовала работу (более 20 проверок за год) частной клиники, что ее диплом — фальшивка, как, впрочем, и рабочий стаж, без которого ни один даже настоящий юрист не получит лицензии на право заниматься адвокатской деятельностью. И доказали… Инициированный лжеадвокатом в Первомайском райсуде Бишкека уголовный процесс коллектив частной клиники выиграл.
Уголовному преследованию с легкой руки “адвоката” подвергся и корреспондент “МСН”. И это несмотря на то, что критическая статья, касающаяся частной “адвокатской” практики и нарушений существующего законодательства, была подготовлена и опубликована в полном соответствии с законами Кыргызской Республики, в том числе и с Законом о печати.
Основанием для работы над ней послужило официальное заявление на имя главного редактора газеты “МСН” коллектива стоматологического салона “Витастом”. Исполнительным редактором журналисту, специализирующемуся на тематике организованной преступности и коррупции, было поручено разобраться во всех обстоятельствах существующего конфликта и подготовить материал к печати.
В ходе работы над ним и во время последующих неоднократных встреч с заявителями были записаны их рассказы, а также изучено большое количество официальных документов. На основании этого и была подготовлена критическая статья.
Однозначно, и этот процесс “адвокат” Синельникова проиграла бы. Но в данном случае судебного разбирательства и вовсе не потребовалось. Своим постановлением судья Свердловского районного суда Бишкека З. Термечиков после трехмесячных проволочек уголовное дело в отношении корреспондента “МСН” был вынужден закрыть. Оснований для этого было больше чем достаточно. На назначенные судебные заседания лжеадвокат попросту не являлась. За исключением одного раза. Но и тогда она не смогла внятно объяснить, в чем же конкретно обвиняется журналист, какая из его фраз не соответствует действительности и является клеветой?
Сделав удивленные глазки, г–жа Синельникова тогда заявила судье, что по недогляду из ее частного обвинения–заявления выпала страничка. Судья обязал заявительницу принести “утерянное” на следующий день. Но вынужден был терпеливо ждать “документа” в течение месяца, хотя мог бы принять жесткие меры за неуважение к суду. Так и не дождался…
Сии действия лжеадвоката вполне объяснимы. Синельникова попросту тянула время, с тем чтобы принести в Свердловский райсуд уже готовое решение Первомайского по коллективу “Витастома” (предмет спора один и тот же). А в случае, если решение окажется не в ее пользу, она заготовила ходатайство в Свердловский райсуд о приостановлении рассмотрения уголовного дела в отношении корреспондента “МСН” с мотивировкой: я, мол, обжаловала решение Первомайского по коллективу “Витастома” в Бишкекском городском. Каково?! Это даже больше, чем юридическая безграмотность (сказываются пробелы в образовании). Это издевательство над всеми участниками процесса в Свердловском райсуде и над всей судебной системой.
Дело это, безусловно, далеко от своего завершения. Учитывая темперамент лжеадвоката, процессы после апелляций наверняка будут продолжены и в Бишкекском городском, и Верховном судах. Причем круг участников их день ото дня будет расширяться и расширяться.
Увы, помимо коллектива частной клиники и корреспондента “МСН” в немилость к госпоже Синельниковой попал и заместитель главы Минобраза
К. Осмоналиев. Этот честный и порядочный человек, для которого закон и профессиональная этика госслужащего — главные ориентиры в работе, отказался играть по закулисным “беловоротничковым” правилам и… угодил под суд. На очереди — министр юстиции. Так что, господин Кайыпов, готовьтесь расплатиться с мадам Синельниковой за то, что посмели отобрать у нее лицензию из–за липовых дипломов.
Вот такая–то у нас в стране из–за развращенного вседозволенностью “юриста” происходит чехарда. И никто и ничего этому не хочет противопоставить.
Впрочем, у сверчка “адвоката” есть свой шесток. А прыгать с него высоко и далеко мадам позволяет себе лишь только потому, что имеет в “Белом доме”, скажем так, очень хорошего давнего знакомого. Именно этот друг, выждав, когда мелкоуголовные снаряды в арсенале “адвоката” Синельниковой иссякли, кинул в бой тяжелую артиллерию.
Джентльменское соглашение неджентльмена
В первой публикации “Развращение вседозволенностью” отмечалось, что уличить в незаконных деяниях чиновника высокого полета практически невозможно. Эти “уважаемые” люди всегда остаются в тени. При этом без особых проблем умудряются заставить работать государственную машину на свои корыстные интересы.
С учетом этих факторов и, повторяем, в полном соответствии с Законом о печати и была подготовлена критическая статья, где статс–секретарь Агентства Кыргызской Республики по делам государственной службы Анвар Рыскулбеков ни в коррупции, ни в чем ином не обвинялся. В материале лишь обозначались факты и цитировались официальные документы.
Но тем не менее после того, как статья увидела свет, господин Рыскулбеков со своим адвокатом прибыл в редакцию “МСН” и потребовал опровержения. Мотивировал свои действия он тем, что Генпрокуратура уже отменила постановление следователя Октябрьского ОВД, цитату из которого привел на страницах газеты автор.
В ходе досудебного разбирательства в присутствии адвоката С. Воронцова было заключено джентльменское соглашение. Газета “МСН” дала уточнение о том, что постановление отменено. Но статс–секретарь потребовал и извинений, которые были принесены в опровержении в очередном номере газеты.
Таким образом, все взятые на себя обязательства по джентльменскому соглашению редакция выполнила. Господин же Рыскулбеков — нет, поскольку клятвенно заверял, что в случае выполнения его требований он откажется от каких–либо претензий, включая и уголовное преследование. Но поступил статс–секретарь по–другому. Когда стало ясно, что “адвокат” Синельникова по всем статьям проигрывает, он подал в Первомайский суд собственное заявление. Причем не от имени частного лица, а высокопоставленного государственного чиновника.
Расчет прост: в случае выигрыша можно будет по максимуму укатать на пять лет с конфискацией имущества за решетку частного предпринимателя, 10 сотрудников клиники “Витастом”, а заодно и корреспондента “МСН”, посмевшего рассказать кыргызстанцам о мужестве и борьбе этих людей с лжеадвокатом и ее хорошим знакомым. А сам выигрыш в этом деле сулит неджентльмену Рыскулбекову самым что ни на есть нечестным способом вырванное в редакции “МСН” опровержение (как признание вины в виде принесенных извинений). Кстати, добились отмены постановления не из–за установочной части, откуда взята цитата, а только из–за выводов следователя Октябрьского ОВД не адвокаты г–на Рыскулбекова, а те, кого последний вознамерился отправить за решетку. И тому есть доказательства.
Поданное статс–секретарем в Первомайский райсуд заявление о привлечении к уголовной ответственности коллектива частной клиники и журналиста, как и все предыдущие, похоже, было состряпано в личной адвокатской конторе друга господина Рыскулбекова — во всяком случае, именно из офиса Синельниковой его копия пришла по почте в редакцию “МСН”. Госпожу “адвоката” в очередной раз подвела ее юридическая безграмотность — суд отказался принимать заявление статс–секретаря к рассмотрению из–за грубейших юрошибок.
Впоследствии эти ошибки подчистили и… судебный маховик завертелся. Так что, уважаемые журналисты местных и зарубежных СМИ, правозащитники, представители Общественного фонда Voice of Freedom, проводящие сегодня в Кыргызстане при поддержке Freedom House и USAID широкомасштабную кампанию в знак протеста против уголовного преследования журналистов по статьям о клевете и оскорблении чести и достоинства, добро пожаловать на процесс. Он обещает быть веселым и очень интересным. Хотя, по большому счету, над сложившейся ситуацией нужно не смеяться, а плакать. Поскольку совершенно очевидно, что созданная при режиме Аскара Акаева и действующая по сей день система госуправления, которую при желании можно легко заставить работать и на себя, любимого, давно прогнила насквозь.
А что же государство?
Оно молчит
Удастся ли отмолчаться генпрокурору после третьей публикации — вопрос риторический. Такого же плана и другой, связанный с Комитетом по конституционному законодательству, государственному устройству, законности, судебно–правовой реформе и правам человека Жогорку Кенеша, где долгое время, хотя и без особых результатов, разбирались с лжеадвокатом и ее хорошим знакомым. Ведь заниматься подобными “мелочами” после недавних митингов и последовавших за ними событий парламентариям просто недосуг.
Правда, отреагировало правительство. Но очень своеобразно. Оттуда в ведомство, где трудится г–н Рыскулбеков (статус — заместитель министра), с формулировкой “разобраться” был спущен циркуляр. Разобрались, как и подобает, по–свойски. Члены ведомственной комиссии пришли к выводу, что их руководство в лице статс–секретаря безукоризненно чисто, как белый лебедь.
Пытается выяснить, какую роль во время массированного давления на заместителя министра образования К. Осмоналиева сыграл статс–секретарь А. Рыскулбеков (замглавы Минобраза с высоким давлением сегодня на больничном. Не каждый сможет выдержать подобный натиск), и Комиссия по правам человека при президенте Кыргызстана. Ее председатель Турсунбек Акун заявил, что после изучения имеющихся документов и опроса фигурирующих в этом деле лиц в Комиссию по этике госслужащих будет направлена служебная записка с рекомендацией принять меры. Там тоже будут разбираться…
Нонсенс, но остается только спросить у самого главы государства: “Уважаемый Курманбек Салиевич! Что происходит в стране? Почему лжеюристы, действия которых попадают под статьи Уголовного кодекса КР, не только не несут наказания, но и безнаказанно манипулируют действиями госчиновников в Минздраве, в Минюсте, в Минобразе?”.
Что касается самого статс–секретаря, то автор вынужден повторить, что редакции нет никакого дела до того, кто и с кем, мягко говоря, дружит. Но если грубо нарушаются законы, если государственные структуры не принимают надлежащих мер, если министры и их замы, как страусы, вначале опускали голову в песок и откровенно пытались демонстрировать свою лояльность тому, от которого зависит, кто и в какое может сесть кресло, а теперь с легкой руки лжеадвоката вынуждены проводить время не на рабочем месте, а в судах, то это уже не просто халатность, бездеятельность, круговая порука и
т. д., а беспредел.
Примите к сведению, неджентльмен А. Рыскулбеков, автор этих строк не обвиняет вас в том, что вы довели до предынфарктного состояния заместителя министра, что вы оказывали давление на руководство и сотрудников Свердловского ОВД, когда родственники лжеадвоката организовали провокацию в отношении главврача “Витастома” В. Черного. Это сделают на суде свидетели. До встречи на показательном шоу!
Юрий ГРУЗДОВ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16336/