Многопартийность по–кыргызстански
Без серьезной опаски впасть в преувеличение можно сказать, что с обретением независимости Кыргызстан стал уникальной страной на всей планете. Уверенно занимая в советский период место в верхней части мировой “табели о рангах” по экономическому развитию, по численности людей с высшим образованием на 10 тысяч населения, за 15 лет суверенитета он прочно обосновался в группе безнадежных аутсайдеров по уровню благосостояния граждан, коррумпированности госчиновников. Но зато стал едва ли не первым по перекраиванию собственной Конституции, соотношению партий и депутатов парламента к количеству населения.
За 13 лет существования Основной закон страны претерпевал серьезные изменения пять раз. У нас одна политическая партия приходится на 72 тысячи и один депутат Жогорку Кенеша на 69 тыс. кыргызстанцев. Ну а о том, каков коэффициент полезного действия наших Конституций, парламентариев и уж тем более партий и движений, пусть каждый судит сам.
Кыргызстанская многопартийность со всей очевидностью показала, что наша национальная политическая элита не столько разнопланова и многовекторна, сколько амбициозна и неуживчива, чтобы сосуществовать в рамках двух–трех крупных партий, как это принято в большинстве стран.
Пребывающие практически все время в бездействии, партии заметно оживают и активизируются в периоды предвыборных баталий. В это время они могут даже пойти на создание союзов, альянсов, блоков. После чего вновь растворяются в небытии. Наиболее яркий тому пример — партия “Алга, Кыргызстан!”. Наверное, сегодня уже мало кто помнит, что сформирована она была в результате слияния четырех партий: “Жаны заман”, “Жаны кыймыл”, “Манас эл” и партии кооператоров.
Тогда председатель политсовета новоявленного альянса Болотбек Бегалиев поспешил заявить, что 7 сентября 2003 г. — день рождения “Алга, Кыргызстан!” — станет для Кыргызстана историческим днем. Вторя ему, проакаевские СМИ без тени смущения объявили, что 7 сентября прогрессивные конструктивные силы страны начали невиданный доселе процесс консолидации.
Только глубоко наивный и совершенно оторванный от политики человек мог не понять, для чего объединились четыре пропрезидентские партии в один кулак за год и пять месяцев до парламентских и за два года до президентских выборов. Надо полагать, многие бишкекчане еще помнят, какую бурную деятельность (особенно в преддверии парламентских выборов) развили члены этой “исторической” партии. Съезды, региональные собрания и конференции, больше похожие на политические шоу, широко рекламируемые в прессе и на телевидении, поток интервью членов политсовета “Алги...”. А чего стоит кампания по приведению в порядок в декабре–январе (выборы же на носу) обшарпанных подъездов в жилых многоэтажках Бишкека и детских площадок во дворах. Пожалуй, это была единственная хоть какая–то конкретная польза от наличия всего множества политических партий в стране.
Разумеется, огорчительно, что делалось все это не чистого сердца ради, а корысти для, но, как говорится, с паршивой овцы хоть шерсти клок.
В ходе предвыборной борьбы за места в новом парламенте “Алга, Кыргызстан!” получила беспрецедентную в истории суверенного Кыргызстана поддержку власти. Ирония судьбы. Именно это и стало главной причиной ее печального и бесславного финала. Ушли в историю выборы февраля 2005 года, а с ними канула в Лету и с такой помпой разафишированная партия. Точнее, она ушла в небытие не с окончанием выборов, а с окончанием эры первого президента А. Акаева, поскольку партия эта была, и это ни для кого не секрет, детищем Семьи и создавалась исключительно в поддержку ее “чада и домочадцы”.
В пику “Алге...” через год, в сентябре 2004 г., тогдашняя оппозиция Акаеву во главе с экс–премьер–министром К. Бакиевым сформировала блок девяти партий “Народное движение Кыргызстана”. Как заявил на учредительном съезде НДК 5 ноября 2004 г. К. Бакиев, это движение было создано с одной лишь целью — добиться конституционной смены власти в наступающем году.
Оппозиция отчетливо осознавала, что проакаевский парламент создавался с единственной целью — всеми правдами и неправдами сохранить у руля правления страной А. Акаева.
Думаю, нелишне напомнить, что заместителями Бакиева в НДК стали Ишенкуль Болджурова, Азимбек Бекназаров и лидер компартии Кыргызстана Николай Байло.
Пожалуй, наиболее точно идеологию НДК выразил Дооронбек Садырбаев. Смены власти, утверждал он, можно добиться только сообща, объединив силы.
— Мы должны закрыть глаза на какие–то разногласия, организационные неурядицы различных политических партий, потому что сама попытка объединения неоценима. Не пройдет и двух месяцев, как те, кто не могут расстаться со своими амбициями, поймут и примкнут к движению. Административному ресурсу власти мы противопоставим мощную коалицию, — говорил депутат.
И здесь официальная власть допустила весьма серьезную, на мой взгляд, ошибку. Впав в откровенную истерию, она повела себя в тот момент крайне недемократично. Административное давление, откровенный и беззастенчивый “черный пиар”, информационная война, увольнения с работы членов НДК, отказ в предоставлении помещений в центре и на местах — все это лишь увеличило армию недовольных правящим режимом, подогрело в массах воинственные настроения.
Увы, и блок НДК оказался непрочным и недолговечным. Добившись главной цели — смены власти (правда, не совсем конституционным путем), союз почил в бозе, а многие сторонники Бакиева стали его непримиримыми оппозиционерами.
Возвращение, согласно новой редакции Конституции, к выборам
с 2010 г. половины состава Жогорку Кенеша по партийным спискам, безусловно, даст мощный толчок оживлению деятельности политических партий Кыргызстана.
Надо полагать, четыре года — срок вполне достаточный, для того чтобы объявились и определились претенденты не просто на места в парламенте, но и на право выдвигать своего главу правительства и формировать само правительство. Вот только смогут ли они, эти претенденты, найти рецепт, чтобы заставить избирателей и парламентариев поверить им и в их программы. Ведь абсолютное большинство наших партий не запомнились широкой публике не то что какими–либо позитивными и реальными делами, но даже просто названиями.
Нельзя исключить, что за оставшиеся до выборов нового парламента годы будут созданы очередные политические объединения. По чести говоря, их создателям не позавидуешь. С одной стороны, все более или менее эффектные и броские названия давным–давно разобраны. Так что тут трудно поразить чем–либо неожиданным воображение публики. А с другой — избиратель нынче не тот, что был 13 лет назад. Его уже на мякине не очень–то проведешь. Он уже будет ясно осознавать, ради чего создаются в спешном порядке новые партии и поправляют фасад старые.
Определенные сомнения вызывает конституционное положение о праве президента поручать любой партии формирование правительства в случае, когда ни одной из них не удастся набрать предусмотренные 50% партийносписочных депутатских голосов. Тут велика вероятность того, что через некоторое время главу государства те же самые депутаты начнут критиковать за формирование послушного ему правительства, поскольку партию–победительницу в конечном счете придется определять президенту.
За свою недолгую, в общем–то, историю независимости Кыргызстан уже однажды испытал на себе систему выборов по партийным спискам. Однако в связи с массой скандалов, последовавших в результате таких выборов, и по ряду иных причин от нее очень быстро пришлось отказаться. С учетом полученного опыта не думаю, что новая попытка окажется более удачной. Впрочем, возможно, и заблуждаюсь. Как говорится, поживем — увидим.
Вячеслав ТИМИРБАЕВ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16296/