Ночные страсти по Конституции, или Парад площадного компромисса
Неделю продолжалось противостояние “Белого дома” и оппозиции. Политологи твердили о небывалой конфронтации некогда бывших соратников по мартовской революции. Итог баталии — новая редакция Конституции, согласованный вариант одобрен парламентариями. Закон о регламенте принятия и внесения поправок и дополнений в Основной закон президент Бакиев подписал 8 ноября в десять вечера, и депутаты в двух чтениях, что длились по минуте каждое (небывалая прыть для народных избранников), в полночь под аккорды Государственного гимна встретили новую Конституцию, провозглашающую парламентско–президентскую форму правления.
Кризис завершился фейерверком, а противоборствующие обитатели двух палаточных городков принялись обниматься, плясать и целоваться на глазах у отупевших от бессонных ночей журналистов.
За три дня до и ночь после
Оппозиционеры не собирались ни на йоту уступать президенту. Шестого ноября на центральной площади палаточный городок, сооруженный по прихоти лидеров штаба “За реформы!”, гудел, как потревоженный улей. Лидеры оппозиции призывали своих соратников, которые простаивали на площади уже четвертый день, идти к “Белому дому”. При этом, правда, оговаривались, что захвата “БД” не будет.
Накал достиг апогея. Люди, подгоняемые ораторами на “броневике”, полезли на ограду “Белого дома”. Власть решила не применять силу, но оппозиции нужно было хоть как–то удовлетворить чаяния людей. Пришлось седьмому этажу производить кадровые перестановки. Осмонали Гуронова на посту и.о. министра внутренних дел сменил Омурбек Суваналиев.
Кыргызский Каттани, как зовут в народе милицейского генерала, пообещал, что милиция никогда не откроет огонь по своему народу.
Ночные бдения оппозиции
В ту же ночь оппозиция заперлась в парламенте, взяв с собой журналистов, дабы те не говорили, что депутаты шепчутся в кулуарах и принимают серьезные решения за закрытыми дверями.
Штабисты простым большинством голосов создали учредительное совещание наподобие ГКЧП, снискавшего себе дурную славу на заре девяностых.
Дабы придать всему этому действу вид законности, пригласили главу Конституционного суда Чолпон Баекову. Она заявила, что сам орган легитимный, все решения и документы, что они принимают, нужно провести через парламент, дабы утвердить окончательно, и можно представлять на подпись президенту. Опять же, необходимость создания столь странной структуры продиктована лишь патовой ситуацией в стране. Оппозиционеры с воодушевлением принялись делить шкуру еще не убитого медведя и говорили о том, что они готовы теперь ждать любых ответных шагов со стороны “Белого дома”, от обвинения их в заговоре до заточения в казематы.
Однако Курманбек Бакиев и Феликс Кулов не собирались своих оппонентов, беспрестанно унижающих и оскорбляющих их, упекать за решетку, но утром седьмого ноября на пресс–конференции заявили, что это узурпация власти. Возбуждать или не возбуждать против них уголовное дело по факту попытки переворота — забота Генеральной прокуратуры. К тому же в ее ведении находилась на экспертизе аудиозапись, где оппозиция строила планы захвата власти.
А тем временем на Старой площади у центрального входа в парламент собирались сторонники президента. Антимитингующие настаивали на том, чтобы депутатские кресла оставили Текебаев, Эшимканов, Сариев и иже с ними.
Неожиданно на Старой площади появилась колонна “гостей” с центральной под предводительством Бабанова.
В бакиевских сторонников полетала бутылка с минеральной водой. Это было воспринято как сигнал, как руководство к действию. Бутылки полетели градом, тем, кто подвергся нападению, пришлось отбиваться от напавших их же оружием.
Едва началась потасовка, Бабанов спешно ретировался, прикрываемый бодигардами. Позже вещал в эфире своего телеканала “НТС”, работающего исключительно на хозяина и его друзей по штабу, как они пришли с миром и цветами, а их “угостили” пластиковыми бутылками.
Все прощу за Конституцию
На следующий день митинги продолжились. Однако, дабы предотвратить столкновения, обе площади были взяты ОМОНом и милицией в плотное кольцо. Одни требовали принять новую Конституцию и отправить в отставку тандем, другие — разогнать парламент, а Основной закон вынести на референдум. После обеда оба лагеря облетела весть, что президент должен подписать согласованный с оппозицией вариант Конституции.
Тем временем в парламенте бушевали нешуточные страсти. Бледные и осунувшиеся оппозиционеры бродили по коридорам ЖК и ждали. Закон о регламенте и проект Конституции Марат Султанов и группа депутатов повезли на ознакомление и подпись главе государства.
В восемь вечера торага и депутаты вернулись в палату. На заседании Марат Султанов тут же предупредил, что президент готов подписать Конституцию, как только депутаты примут ее. Но есть нюансы. Президент просит несколько изменить процедуру импичмента, то есть, чтобы отправить президента в отставку, парламенту необходимо было набрать две трети голосов, а не одну треть, как хотели оппозиционеры, а глав Счетной палаты, Центризбиркома и Нацбанка Бакиев намерен освобождать от должности своим указом, а назначать на эти посты только кандидатуры, согласованные с нардепами.
Всех волновал вопрос, собираются ли депутаты требовать отставки правительства. Оппозиционеры сошлись на том, что пока не будут настаивать, чтобы все министры во главе с Куловым оставили свои посты, а там время покажет. Правда, потом парламентарии сошлись на том, что президент, премьер и они сами доработают свой срок, отведенный им прежней Конституцией.
Госсекретарь Адахан Мадумаров, прибывший в парламент, заявил, что президент подписал закон о регламенте. Наверное, таких аплодисментов Адахан Кимсанбаевич не помнит с тех времен, пока был депутатом. Парламентарии, не мудрствуя лукаво, приступили к чтению Конституции. Работа комитета, возглавляемого Исхаком Масалиевым, завершилась за пять минут. Шестьюдесятью пятью голосами народные избранники утвердили Конституцию в первом чтении.
Пятнадцатилетняя история независимого Кыргызстана еще не знала столь молниеносного принятия Главного закона страны.
Вчера в час дня Курманбек Бакиев подписал Закон “О новой редакции Конституции Кыргызской Республики”.
— Главное, чтобы над нами снова не смеялся весь мир, — сказал политолог Нур Омаров. — Основной закон страны не принимается с такой поспешностью. После подписания проекта его следовало передать в парламент, где за два–три месяца были бы детально рассмотрены и выверены все аспекты, и только после этого принимать новую Конституцию. Лишь в этом случае она будет жизнеспособной. В эту же со временем все равно придется вносить дополнения и изменения, слишком много в ней противоречий и недоработок.
— Конечно, парламентско–президентская или парламентская форма правления для демократического государства важный шаг на пути к консенсусной демократии, — утверждает политолог Зайнидин Курманов. — Но в данном случае институт парламентаризма в нашей стране абсолютно не развит. Депутатский корпус продолжает оставаться на уровне общественной “курилки”.
Дарья МАЛЕВАНАЯ.
Фото Владимира ВОРОНИНА.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16179/