Что день прошедший нам сулит?
Вчерашний день в Жогорку Кенеше был не менее напряженным, чем предыдущий, когда в парламенте выступал президент Курманбек Бакиев. По накалу политических страстей, вот–вот готовых выплеснуться из парламента на улицу, ситуация очень напоминала события после 24 марта, когда решалась судьба власти.
Но если тогда новоизбранный парламент спорил о легитимности оппозиционеров во главе с Курманбеком Бакиевым, ставших у руля государства, то нынче вопрос стоит иначе: сможет ли президент договориться со своими политическими оппонентами, среди которых большинство составляют народные избранники.
Видимо, ночь, данная президентом на раздумья, была трудной для всех. Лидерам движения “За реформы!” предстояло решить: пойдут они на переговоры с Бакиевым или вновь демонстративно откажутся, сославшись, что ничего нового они от него не услышат. Сомнения, которые, по всей видимости, испытывала “пятерка”, выразились в поведении Темира Сариева. Вначале он заявил: зачем идти к президенту, тот сам придет в парламент. Но ближе к десяти часам стало ясно, что Курманбек Салиевич не явится сюда, а скорее всего ждет оппозиционеров у себя.
И тогда главные переговорщики от оппозиции все же решили пойти на аудиенцию к главе государства. В связи с этим заседание ЖК было прервано. Все стали ждать новостей из “Белого дома”.
Чем дольше длилось ожидание, тем сильнее нарастало напряжение. С одной стороны, собравшиеся рассуждали: раз так долго говорят, значит, разговор идет конструктивный, стороны слушают друг друга. Но были другие, которые в том, что переговоры затянулись, видели дурной знак: видимо, противоречия настолько остры, что не прийти к общему знаменателю.
Ощущение, что на сей раз все происходящее гораздо сложнее и опаснее для страны, придавали и персоналии, собравшиеся вчера в парламенте. Председатель Верховного суда, генеральный прокурор, председатель Конституционного суда, не говоря уже о членах правительства. По коридорам законодательной власти бродила исполнительная, причем в полном составе, кроме премьер–министра, который участвовал в переговорах.
Лишь после двух часов дня появившийся в зале депутат Эшимканов в несвойственной ему манере довольно немногословно и сухо сообщил, что переговоры затянулись, об их результатах станет известно из заявления президента, которое тот должен сделать либо вечером, либо утром следующего дня. О нюансах рандеву президентской четверки и оппозиционной пятерки он не стал распространяться.
Но из его слов стало понятно, что митинг 2 ноября, по всей видимости, состоится все равно, даже если стороны придут к согласию. Не потому, что, как считают некоторые, деньги на его организацию затрачены, люди к маршу готовы. А хотя бы для того, чтобы еще раз продемонстрировать свою политическую силу и влияние. Не исключено, что тональность и лозунги, с которыми оппозиция собиралась на площадь, могут измениться.
В любом случае бишкекчанам — политизированным и аполитичным — нужно набраться терпения и сохранять хладнокровие. Относиться к митингам, которые были и будут сотрясать площадь Ала–Тоо и впредь, как к непременным атрибутам молодого демократического общества, а борьбу за власть считать издержками переходного периода.
Лариса ЛИ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16125/