Аликбек Джекшенкулов: Наша национальная дипломатия на пути развития
Люди совершенно уникальной профессии — дипломаты. На их долю выпадает решать вопросы на государственном уровне, общаться с самыми видными политиками разных стран, ограждать граждан своего государства, пребывающих за рубежом, от неприятностей. Одним словом, они хранители островка родины. В день их профессионального праздника министр иностранных дел Аликбек Джекшенкулов дал интервью нашей газете.
— Аликбек Джекшенкулович, с какими успехами наши дипломаты встретили праздник?
— Мы инициировали издание Указа президента об усилении координирующей роли МИД с целью обеспечения эффективного проведения единой внешней политики. Утвердили новую структуру, привели ее в соответствие с международными стандартами. Созданы департаменты, новые структурные подразделения по международным экономическим связям, защите прав и интересов соотечественников за рубежом и другим направлениям. Их возглавили молодые, но опытные, образованные, поработавшие за рубежом дипломаты-профессионалы.
Разработана новая концепция внешней политики страны. В отличие от предыдущей она разработана с широким участием представителей общественности, политических партий, неправительственных организаций, регионов и, безусловно, академических кругов, ветеранов дипломатии. В целях усиления идеологической основы и ответственности во внешней политике был разработан и принят Кодекс этики дипломата. Он представляет систему норм, устанавливающих и регулирующих правила поведения сотрудников дипломатической службы. Постановлением правительства утверждена символика МИД.
Впервые проведена совместная коллегия МИД с Комитетом по международным и межпарламентским связям Жогорку Кенеша, где был обсужден ряд важных вопросов. Ну а на успешных официальных визитах президента К. Бакиева в Россию, КНР, Турцию, Казахстан и Узбекистан, наверное, нет надобности еще раз останавливаться. На юбилейном саммите ШОС Кыргызстан был избран председателем данной организации.
Министерство иностранных дел наращивает усилия по улучшению сотрудничества в первую очередь в экономическом направлении с такими странами, как Япония, арабские страны, Южная Корея, которые являются важными направлениями внешней политики Кыргызстана. Внешняя политическая деятельность сегодня имеет действительно многовекторный, сбалансированный, реальный и прагматичный характер.
—Трудно ли быть главным дипломатом страны? Это гордость или ноша?
— Вы знаете, быть дипломатом — в первую очередь большая ответственность. Ты представляешь свою страну во внешнем мире. Через дипломатов складывается впечатление о государстве. Если, не дай Бог, малейший промах, могут быть серьезные последствия. Это тяжелая ноша, прежде всего в моральном, психологическом плане. Работа у нас ответственная. Если мы не будем вдвойне работать в такой нелегкий период для страны, как сейчас, мы не сможем противостоять вызовам времени. Наше государство молодое. Поэтому и национальная дипломатия на пути развития.
— Вы много лет работаете в сфере дипломатии. На ваш взгляд, каким должен быть дипломат?
— Как я уже отметил, где бы он ни был, дипломат представляет свое государство. Мы не должны допустить, чтобы через нас могло сложиться негативное представление о Кыргызстане. Поэтому требования к представителям нашей профессии довольно жесткие. Чтобы быть дипломатом, мало быть образованным и профессионалом. Говорят, что по одежке встречают, по уму провожают. Внешнему виду должны соответствовать и внутренний мир, и человеческие качества. При приеме на работу мы обращаем внимание не только на профессионализм, но и на такие качества человека, как устойчивость, толерантность, сдержанность.
— Сейчас многие активно начали агитировать за HIPC. Не изменилось ли ваше мнение по этому вопросу?
— Скажу открыто, нет. Нельзя подойти к такому важному вопросу только с точки зрения сиюминутной экономической или финансовой выгоды. Здесь, я считаю, главное значение имеют политические и идеологические составляющие. По последним данным Всемирного банка, по уровню развития Кыргызстан занимает 109 место из 192 государств — членов ООН. При вхождении в HIPC мы автоматически окажемся в лучшем случае на 162 месте, то есть станем одной из тридцати наибеднейших стран. О каком позитивном международном имидже или авторитете Кыргызстана может идти речь? И какой инвестор будет доверять нам?
Как мы будем выглядеть на фоне наших соседей, бурно развивающихся Китая, Казахстана, стабильного Узбекистана? Ведь, как правило, страны HIPC окружают подобные им экономически слаборазвитые государства. Более того, Казахстан стремится стать одной из 50 самых развитых стран мира. А мы что, будем пополнять список 30 самых отсталых государств?
Я бы порекомендовал тем людям, которые яро выступают за вхождение Кыргызстана в данную программу, в первую очередь побывать в странах HIPC. Ведь нельзя сравнивать Кыргызстан с этими государствами. У них в буквальном смысле была безвыходная ситуация, когда они пошли на такой отчаянный шаг. Где–то была война, где–то люди массово умирали от голода, СПИДа. Да и основная часть населения этих стран безграмотная. А у нас ведь люди образованные и высокоинтеллектуальные, растет экономика, развиваются коммуникации. У нас есть все, чтобы решать такие проблемы, полагаясь на собственные силы и потенциал.
— Уверены?
— Безусловно. Давайте вспомним те трудности, которые преодолели некоторые страны Юго–Восточной Азии. Они сделали это за счет сплоченности, сильного духа и патриотизма. Вспомним Южную Корею, где женщины отдавали золотые украшения, чтобы не допустить дефолта. Премьер–министр Мохаммад Махатхир призвал малайзийских бизнесменов собирать средства, чтобы бороться с дефолтом, и эксперимент удался. Возьмем Японию, которая смогла не только спасти, но и развить фантастическими темпами свою экономику после трагедии второй мировой войны. На мой взгляд, настал момент, когда мы все вместе — политики, ученые, экономисты, партии и НПО — должны собраться и подумать, как выйти с достоинством из бремени долгов.
— В случае Кыргызстана какой выход из ситуации вы видите? Ведь наш внешний долг составляет немалую сумму.
— Мы достаточно глубоко проанализировали и изучили опыт других стран, решивших аналогичные вопросы иными путями. За примерами далеко ходить не надо. Возьмем, скажем, Таджикистан, которому страны “большой восьмерки” и Всемирный банк согласились списать внешний долг. Поэтому данный вопрос необходимо решать в рамках Парижского клуба и двустороннем порядке со странами–донорами.
Нам необходимо научиться зарабатывать деньги. Мы должны быть уверены, что сможем справиться с вызовами и проблемами такого характера, а не надеяться на то, что кто–то будет списывать наши долги. Сами подумайте, кого будут больше уважать доноры и инвесторы, того, кто готов на все, лишь бы ему простили долги, или того, кто намерен усердно работать, чтобы заработать и расплачиваться?
Также мы должны активно бороться с коррупцией. Легализовать теневую экономику. Развивать такие перспективные отрасли, как гидроэнергетика, горнодобываюшая промышленность, туризм и другие.
— Какова вертикаль проведения внешней политики страны?
— По Конституции президент определяет внешнюю политику страны. Поэтому МИД подчиняется непосредственно главе государства. Мы вносим соответствующие предложения в виде служебных, аналитических записок по международным вопросам и только после согласования приступаем к исполнению. Министерство также разрабатывает проекты и заключает по поручению президента и правительства международные договоры, вносит предложения о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров, а также координирует деятельность других органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой внешней политики.
— Если бы у вас была такая возможность, что бы подарили кыргызским дипломатам в день их профессионального праздника? Что вы делали в этот день?
— Будь такая возможность, подарил бы всем сотрудникам классные костюмы темно–синего (дипломатического) цвета, белые сорочки, галстуки и, конечно же, черные лакированные туфли.
Насчет праздника. Состоялась церемония открытия памятника Сакин Бегматовой, было торжественное собрание, присвоение досрочных и очередных дипломатических рангов сотрудникам.
— Аликбек Джекшенкулович, вас иногда критикуют. Как вы к этому относитесь? Есть ли у вас завистники?
— В принципе я к этому нормально отношусь. Когда критикуют, как человек, безусловно, переживаю. Думаю над тем, как работать, чтобы исправить ошибки и работать так, чтобы не было повода для критики. Что касается завистников, то некоторые люди так устроены, здесь ничего не поделаешь.
— Нам известно, что вы защитили кандидатскую диссертацию по экономике и докторскую по политологии. Над чем сейчас работаете в научном плане?
— Вы знаете, есть много идей, мыслей. Но, к сожалению, пока катастрофически не хватает времени. Приходится работать по 12—16 часов в сутки, без выходных. Думаю, со временем продолжу исследования по теме, по которой защищал докторскую диссертацию, — о роли и месте стран Центральной Азии в мировом сообществе.
— Недавно был открыт памятник Сакин Бегматовой, которая имеет большие заслуги в развитии кыргызской дипломатии. На какие средства он был установлен? Не секрет, что сейчас в государственных ведомствах серьезные проблемы с финансами.
— Иногда очень полезно остановиться и оглянуться. Считаю, уважение к памяти, умение использовать ценный опыт прошлого поможет добиться успехов в будущих делах. Памятник Сакин Бегматовой был установлен на средства тех кыргызских дипломатов, которые глубоко осознают и понимают это. Установлением памятника мы еще раз подчеркнули ее неоценимые заслуги перед кыргызским народом, почтили ее память. 19 лет проработав министром иностранных дел Кыргызстана, Сакин Бегматова внесла большой вклад в процветание нашей страны, особенно в формирование и развитие кыргызской дипломатии. Пройденный ею путь — яркий пример искреннего и добросовестного служения народу.
— Что вы можете сказать о нынешней внутриполитической ситуации в Кыргызстане? В частности, о предстоящем митинге оппозиции…
— Самое главное, нашему народу нужны мир, согласие и стабильность. Если мы не откажемся от митинговой страсти, в последнее время вошедшей в привычку, то нанесем серьезный урон международному авторитету страны. Кыргызстан небольшое, внутриконтинентальное государство с ограниченными ресурсами. Нам трудно развиваться без привлечения инвестиций, технической и грантовой помощи извне. Мы прилагаем усилия, чтобы продвигать наши интересы в этом направлении. Но чтобы добиться положительного результата, еще раз хочу отметить, у нас должна быть стабильность. А политическая борьба должна быть в парламенте или в других соответствующих местах и не нарушать спокойствие людей.
Любовь БОРИСЕНКО.
Фото пресс–службы МИД.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16048/