Распечатать: ЖКХ: стоимость услуг и их оплата РаспечататьОставить комментарий: ЖКХ: стоимость услуг и их оплата Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: ЖКХ: стоимость услуг и их оплата Посмотреть комментарии

17 октября 2006

СОЦИАЛКА

ЖКХ: стоимость услуг и их оплата

    Работники жилищно– коммунального хозяйства (ЖКХ) убеждены, что без повышения тарифов отрасль обречена и перебои в подаче тепла, газа, электричества неизбежны. Однако рост тарифов без анализа состояния отрасли и возможности населения оплачивать жилищно–коммунальные услуги (ЖКУ) может привести к обратному эффекту.
    Приближающиеся холода неизбежно повлекут нештатные ситуации в снабжении городов теплом, энергией, особенно в малых городах. К сожалению, это происходит каждую зиму, и каждый раз коммунальщики говорят об огромных долгах потребителей. Однако сказать, что все поголовно не платят за жилье и коммунальные услуги, нельзя. Сообщения СМИ подсказывают, что основные неплательщики — бюджетные организация и частный бизнес. Плюс потери у самих коммунальщиков и коррупция при сборе платы за услуги.
    Участники системы предоставления коммунальных услуг делятся на потребителей услуг (население, частные предприятия, бюджетные предприятия) и на поставщиков услуг — электроэнергии, горячей и холодной воды, отопления, газа, обслуживания канализационной сети. А еще есть законодательная база, которой руководствуются и потребители, и поставщики, есть власть, которая выступает от имени общества и должна регулировать взаимоотношения между участниками системы.
    Потребители. Самая многочисленная часть потребителей — жильцы многоэтажных домов. После введения Закона “О приватизации жилищного фонда в Республике Кыргызстан” практически весь жилищный фонд стал частной собственностью граждан. Соответственно, изменилась структура управления жилищным фондом и значительно усложнились условия его функционирования. Последний капитальный ремонт домов был в 1992 году, поэтому жилищный фонд города Бишкека находится в критическом состоянии.
    Это привело к резкому обострению проблемы сохранности и содержания жилого фонда, особенно многоэтажных домов, имеющих места общего пользования. Положение усугубилось тем, что население, привыкшее получать эти услуги бесплатно, сегодня психологически, а часть населения и материально, не готово взять на себя ответственность за сохранность и содержание всего дома, то есть быть собственниками.
    Это отношение сказывается и на оплате коммунальных услуг, у населения достаточно высокая задолженность перед различными поставщиками, особенно энергетиками и тепловиками. По различным оценкам, треть населения в городе относится к бедным, с доходом на человека менее 730 сомов в месяц. Поэтому значительное число семей должны получать жилищные субсидии, которые должны идти на погашение задолженности по ЖКУ.
    Поставщики. Поставка услуг осуществляется предприятиями–монополистами — энергетическими компаниями, ТЭЦ, компанией по поставке воды, канализация, уборка мусора. Вся эта система досталась от советских времен, поэтому для ее ремонта и обслуживания нужны значительные средства. Средств в местном бюджете недостаточно, тарифы ниже себестоимости услуг, если еще добавить техническое состояние, которое ухудшается с каждым годом, то система переживает нерадостные дни. В городе свыше 60 % всех сетей электроэнергетики, теплоснабжения, водопровода и канализации нуждается в капитальном ремонте, поэтому аварии неизбежны, а в случае непринятия срочных мер отрасль ждет серьезный кризис.
    Власть. Основной документ, регулирующий жилищные отношения, Жилищный кодекс Киргизской ССР, принятый в 1983 году и измененный в 1995 году. Вопросы реформирования монополистов — поставщиков коммунальных услуг, не решаются многие годы. В 1998 году была принята Концепция реформы жилищно–коммунального хозяйства в Кыргызской Республике (далее — Концепция), которая была рассчитана до 2005 года. Но основные цели Концепции не были достигнуты.
    Нельзя сказать, что местные власти не пытаются решать проблемы ЖКХ, например, в Бишкеке в 2002 году была принята программа реформирования ЖКХ города. Но без единой стратегии реформирования отрасли в масштабах страны невозможно двигаться вперед.
    Формирование тарифов на коммунальные услуги. Важный источник финансирования для организаций, поставляющих ЖКУ, средства от горожан. Другая часть средств поступает от бюджетных организаций, частных предприятий. Если к частным предприятиям–должникам поставщики еще могут найти какие–то меры взыскания задолженности, то возможности поставщиков взыскать долги с граждан и бюджетных организаций ограничены.
    Это во многом связано с тем, что ценообразование в жилищно–коммунальном и топливно–энергетическом комплексе имеет социальную составляющую, поскольку прямо влияет на жизненный уровень населения. ЖКУ жизненно необходимы, и получать их люди будут независимо от политической и экономической ситуации в стране. Вопрос лишь в том, по какой цене.
    В вопросе тарифов на ЖКУ все согласны, что надо менять существующую систему, когда оплата услуг покрывает менее двух третей их себестоимости. При этом используется система перекрестного субсидирования, когда высокие тарифы для одних категорий потребителей покрывают низкие тарифы для граждан.
    Например, за 2001—2005 годы средняя зарплата по стране выросла в 1,8 раза, а стоимость ЖКУ практически была заморожена. И при этом мы имеем высокую дебиторскую задолженность потребителей за ЖКУ.
    Система ценообразования на коммунальные услуги имеет два важных фактора. Во–первых, власти, стремясь ограничить монополистов, устанавливают предельные уровни рентабельности предприятий — поставщиков услуг, что приводит к росту затрат жилищно–коммунальных и топливно–энергетических организаций.
     Во–вторых, при затратном подходе к цене не учитывается фактор спроса и способность потребителей оплачивать услуги соответствующей стоимости и качества, отсюда установление цены за услуги ниже себестоимости, перекрестное субсидирование различных потребителей.
    Цена за услугу не способствует развитию отрасли. При ограничении рентабельности у организации нет стимулов к снижению затрат, при низких тарифах растут проблемы с получением платы за отпущенные услуги. Это не позволяет жилищно–коммунальным и топливно–энергетическим организациям безубыточно функционировать, потому что неясно, как взыскать с населения и бюджетных организаций долги за коммунальные услуги.
    В результате мы имеем в отрасли, которая предоставляет ЖКУ, ситуацию, похожую на “крест” или “ножницы”, когда потребление услуг растет, а качество и оплата падают. В отрасли растет аварийность, управление отраслью теряется, власти все больше вынуждены заниматься латанием “дыр”, выдачей социальных пособий, частный бизнес не идет в отрасль, которая не может нормально развиваться.
    В этой ситуации все чаще раздаются призывы заставить горожан платить все 100 % стоимости услуг ЖКХ. Сейчас эта доля составляет 65–70 %, и большая часть населения не сможет платить полную сумму из–за низких доходов. Для бюджетников, части пенсионеров, многодетных семей существует положение: если расходы на содержание жилья и жилищно–коммунальные услуги превышают 27 % семейного бюджета, то они имеют право на жилищные субсидии. Но получить их очень трудно из–за бюрократических проволочек. А потому многие не платят за услуги или имеют задолженность.
    У населения есть еще веский аргумент. По их мнению, цены на услуги ЖКХ растут очень быстро. Этому есть объяснение, в условиях монополизма цены в нерыночном секторе ЖКХ будут всегда расти быстрее, чем в условиях рынка. К тому же власти из–за своей нерешительности все регулирование рынка ЖКХ сводили к замораживанию цен и тарифов на тепло, газ, электричество, особенно для жителей. Теперь, когда время упущено, требуется принимать уже жесткие меры по росту тарифов, а это связано с социальными потрясениями.
    Призыв к скорейшему переходу на 100–процентную оплату стоимости услуг ЖКХ предполагает, что граждане готовы платить за услуги, а стоимость услуг экономически обоснована. Однако все не так просто.
    Исследования, проведенные в России, показали, что есть определенные пороговые значения, при которых население может оплачивать услуги ЖКХ. Повышать тарифы на ЖКУ можно только до тех пор, пока платежи не превысят 6 % от среднего дохода населения.
    Если тариф выше пороговых значений, то рост тарифов прямо пропорционален уменьшению собираемости оплаты, при этом дальнейший рост тарифов порождает только рост долгов, взыскать которые не представляется возможным. Затраты на “выбивание” долгов превышают сам дополнительный сбор, как сегодня происходит, например, в энергетике.
    Если власти решат только повысить тариф на ЖКУ, то это приведет к дальнейшему снижению уровня собираемости, резко вырастет число семей, которые нуждаются в жилищных субсидиях, а меры принуждения не смогут заставить людей платить за услуги.
    Необходимо увеличить уровень доходов населения, тогда рост стоимости услуг не превысит порогового значения и уровень собираемости будет достаточно высокий. Доходов работников, особенно бюджетного сектора, пенсионеров при освобождении цен на ЖКУ может не хватить на оплату услуг, и граждане попадут в тяжелую ситуацию. Получается ловушка, государство держит низкие цены на услуги ЖКХ, чтобы поддержать население, тем самым уничтожая отрасль. А отрасль, не получая доходов, снижает качество услуг, и тем самым положение малообеспеченного населения еще больше ухудшается.
    Напрашивается вывод, что часть населения просто недополучает доходы, которые позволили бы им оплачивать услуги ЖКХ. Поэтому если будут увеличиваться зарплата и пенсии, то люди смогут нормально существовать и платить за услуги, и тогда параллельно будет идти снижение объема субсидий из бюджета на компенсацию услуг ЖКХ. А сама отрасль, получая реальное финансирование, сможет развиваться и улучшать качество услуг.
    Рост зарплаты в стране должен идти параллельно с ростом тарифов на ЖКУ. К сожалению, про эту взаимосвязь не принято говорить, но это так.
    Необходимо вновь вернуться к разработке стратегии развития ЖКХ, и надо понимать, что это не отраслевая проблема, а общая проблема, ведь коммунальными услугами пользуется все общество. Если не начать проводить нормальные рыночные преобразования в ЖКХ с учетом неизбежных проблем в социальной сфере, то сезон аварий и сбоев в обеспечении теплом, водой, газом у нас будет круглогодичный.
    Улан РЫСКЕЛДИЕВ, эксперт Фонда “Сорос — Кыргызстан”.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/15929/


Распечатать: ЖКХ: стоимость услуг и их оплата РаспечататьОставить комментарий: ЖКХ: стоимость услуг и их оплата Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: ЖКХ: стоимость услуг и их оплата Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007