Криминал, он и в Африке криминал
С развалом Союза образовалось 15 новых государств с практически одинаковыми или очень схожими проблемами. И отнюдь не последней в этом списке оказалась борьба с преступностью. Как обстоит дело с криминалом у нас, мы хорошо знаем. А как с этим делом у других партнеров по СНГ? Пользуясь случаем, мы попробовали частично выяснить это у военного прокурора Армении, заместителя генпрокурора республики, кандидата юридических наук А. М. Хачатуряна.
— Армен Мовсесович, какова общая тенденция состояния преступности в Армении?
— Хотя за последние годы в республике наблюдается сокращение зарегистрированной преступности, мы прекрасно сознаем, что преступность — это неизбежный и обязательный продукт любого общества. Полная ее ликвидация, окончательное преодоление причин правонарушений и условий, способствующих их свершению, — задача нереальная. Даже самое совершенное общество и государство вынуждены мириться с существованием преступности как неизбежным социальным злом. Отличие лишь в том, что правовое государство и зрелое гражданское общество в состоянии контролировать и сдерживать преступность, противостоять опасным тенденциям ее развития, обеспечивать социальную справедливость и справедливую карательную политику в отношении лиц, совершивших преступления.
Как и все постсоветские республики, Армения делает последовательные шаги на пути строительства правового государства. Однако совершенно очевидно, что сегодня нам, как впрочем и вам, еще рано говорить об утверждении господства закона в жизни общества. На этом пути сделаны лишь первые шаги.
— Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы это движение было более заметным и быстрым?
— Борьба с преступностью может быть эффективной, если она осуществляется на прочной правовой основе. Развитие законодательства, направленного на борьбу с преступностью, должно быть тесно связано с реформами экономики, политической и социальной жизни общества, с принятыми государством международными обязательствами. Не менее важна и гармонизация внутригосударственной политики борьбы с преступностью с нормами и принципами международного права, с положениями международных пактов и договоров. Думается, и у нас, и у вас этот подход осложняется особенностями национальных традиций, правовой системы, уровнем правовой культуры населения и его менталитетом, объективными факторами переходного периода развития общества.
Сегодня повсеместно, на всем пространстве СНГ, сложилась такая ситуация, когда основным средством борьбы с преступностью продолжает оставаться уголовное преследование лиц, преступивших закон, хотя главным должно быть предупреждение правонарушений. К сожалению, мы продолжаем переоценивать карательную сторону в деятельности силовых органов и недооценивать роль общественности и предупредительных социальных мер. В итоге мы боремся со следствием, не затрагивая причин.
Надо признать, что в Армении до сих пор не разработана концепция государственной политики и стратегия борьбы с преступностью. Тогда как разработка комплексной программы данной борьбы в республике является задачей дня.
— Какой видится вам эта программа, что должно находиться в ее основе и насколько она будет эффективна в реальной борьбе с преступностью?
— На мой взгляд, программа борьбы с преступностью должна иметь основные и промежуточные цели. Основная цель должна быть закреплена в обобщенном виде — значительное сокращение общей преступности. Промежуточные цели должны быть оформлены для отдельных видов преступлений. Главное внимание здесь должно быть уделено особо тяжким видам и преступлениям, направленным против личности. Однако здесь следует иметь в виду, что в сфере борьбы с преступностью нереально и даже вредно ставить цели на получение конкретных количественных результатов, скажем, сокращение убийств на 15%, грабежей или изнасилований на 22% и т. д. Подобный подход неизбежно приведет к очковтирательству, к сокрытию от учета части преступлений со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Выскажу, быть может, не очень популярное мнение, но порой бывают ситуации, когда за благо принимается не то чтобы снижение преступности, а хотя бы удержание ее на прежнем уровне, без допуска роста. Ведь не секрет, что с развалом Союза практически все республики бывшего СССР оказались на первых порах во власти хаоса и преступность в них резко возросла. Или возьмем, к примеру, экстремизм и терроризм. На рубеже ХХ–ХХI веков они обрели международный, глобальный характер. Успешно бороться с ними отдельному государству в современных условиях просто не по силам.
— Кстати, не только террористы и экстремисты, но и весь криминальный мир вообще все больше объединяется, не признает государственных границ, тогда как силовые структуры даже в рамках СНГ сотрудничают довольно слабо. Или я ошибаюсь?
— Еще 17 мая 1996 года главами государств Содружества была утверждена межгосударственная программа совместных мер по борьбе с организованной преступностью и другими опасными преступлениями на территории стран — участниц СНГ. Периодически данная программа пересматривалась, в нее вносились коррективы с учетом требований времени. В частности, 25 января 2000 года была утверждена новая программа совместных мер борьбы с преступностью на 2000–2003 годы. Предусмотренные в ней мероприятия были основаны на анализе криминогенной обстановки, с учетом прогнозируемой динамики преступности на территории стран Содружества. Эта программа включала организационно–правовые вопросы, практические мероприятия, вопросы информационно–научного, кадрового, материально–технического и финансового обеспечения предусмотренных мероприятий, механизм контроля за их исполнением.
Однако совершенно ясно, что ни одна межгосударственная программа не может предусмотреть, а главное, преодолеть совокупность внутригосударственных проблем ее участников. Серьезной проблемой в реализации совместных мер борьбы с преступностью остается нестыковка законодательств, разночтение и разный подход к оценке одних и тех же видов преступлений, да и элементарно слабая материально–техническая и финансовая обеспеченность правоохранительных органов и силовых структур.
Скажем, отправить следственную группу или экстрадировать преступника из одной республики в другую зачастую становится неразрешимой проблемой. И этим умело и охотно пользуются весьма опасные и крупные преступники.
Не секрет и то, что повсеместно бандформирования и преступные группировки оснащены материально–техническими средствами и обеспечены финансово не в пример лучше работников силовых структур.
Но это уже тема совсем иного большого и серьезного разговора, которая выходит за рамки нашей беседы.
Вячеслав Тимирбаев.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/15525/