Одиннадцать шагов к совершенству
В целях создания справедливой, независимой и эффективной судебной системы Курманбек Бакиев высказал ряд предложений по ее реформированию.
Первое — заложить в основу судебной реформы в Кыргызстане следующие идеи: суд должен быть доступен гражданам, его деятельность должна быть прозрачна для гражданского общества; представителям народа необходимо создать условия для участия в отправлении правосудия; судебная система нуждается в притоке “свежих кадров”, разделяющих современные правовые ценности; она должна иметь возможность самостоятельно формировать свой бюджет и распоряжаться выделяемыми бюджетными средствами; в рамках судебной системы должен быть признан и развит восстановительный подход к нарушенным общественным отношениям в противовес карательным.
Второе — в ходе конституционной реформы заложить новые основы деятельности судебной системы, направленные на повышение независимости судей и в то же время их ответственности. “Простому человеку неважно, как построена судебная система. Главное, чтобы она могла справедливо, законно, оперативно разрешать судебные дела”, — подчеркнул глава государства. В этой связи К. Бакиев считает целесообразным сохранить Конституционный суд как самостоятельный орган правосудия по защите Конституции и конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Третье — перейти к назначению (избранию) судей до достижения предельного возраста. “Однако это не должно создавать впечатление вседозволенности. Считаю, сохранение полномочий судей до предельного возраста должно сопровождаться до тех пор, пока их поведение будет являться безупречным. Безупречность обязывает каждого судью быть более ответственным во всем и везде, и на службе и в неслужебное время. Судья должен отвечать своему высокому статусу, принимающему решение от имени государства. Поведение судьи должно быть эталоном для подражания”, — подчеркнул президент.
Четвертое — сохранить статус неприкосновенности судей. “Иммунитет неприкосновенности дает возможность судьям объективно, справедливо, законно, без оглядки на давление рассматривать дела и принимать законные решения”.
Пятое — подойти по–новому к отбору судейских кадров. Важным моментом при назначении судей является отбор кандидатур, которым должен заниматься специализированный орган. Ныне этими вопросами занимается Национальный совет по делам правосудия. Данному органу должно быть предоставлено исключительное право вносить представления об освобождении судей от занимаемой должности за нарушение Кодекса чести судей, когда их поведение перестало быть безупречным. “Предлагая увеличение срока полномочий судей, реанимирование судейского самоуправления, решение других организационных и материальных гарантий судей, мы сводим риски воздействия на судей до минимума”, — подчеркнул президент.
Шестое — в ближайшее время реализовать конституционное право граждан участвовать в отправлении правосудия. Ввести суд присяжных заседателей. “Еще одним направлением в области общественного контроля судебной системы считаю необходимость развития и поощрения тесного участия в деятельности судов и правоохранительных органов представителей общественности, оказывающих помощь в мирном разрешении конфликта: медиаторов, оценщиков исков, социальных работников, а также специалистов, способных выступить в роли третейских арбитров”, — предложил глава государства.
Седьмое — для обеспечения защиты прав граждан на досудебном этапе необходимо ускорить передачу от прокуратуры судам полномочий по санкционированию следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан: заключение под стражу, досмотр, обыск и изъятие вещественных доказательств в жилище, прослушивание телефонных и иных переговоров, досмотр и арест корреспонденции.
Президент предложил исключить из уголовного законодательства применение смертной казни и заменить ее пожизненным либо длительным фиксированным заключением.
Восьмое — повысить прозрачность и открытость судопроизводства. Перевести все судебные акты в электронный формат и обеспечить свободный доступ к ним граждан, обеспечить с помощью технических средств дословную запись всего судебного процесса.
Девятое — разработать типовые проекты зданий правосудия и начать их строительство. Обеспечить достойные условия работы судей, присяжных заседателей, судебных исполнителей, секретарей и приставов, прокуроров, адвокатов, представителей сторон, изоляцию ожидающих допроса свидетелей, а также присутствие в залах общественности. Обещаю, что соответствующие финансовые средства будут изысканы. Необходимо начать поиск лучших проектных зданий правосудия, приемлемых для наших условий.
Десятое — обеспечить каждому гражданину доступность квалифицированной юридической помощи, а всем нуждающимся — бесплатную юридическую помощь.
Одиннадцатое — не допускать вмешательства в деятельность судов и судей, присвоения их функций другими государственными органами и должностными лицами. “Мы должны оградить суды и судей от давления как со стороны должностных лиц, так и отдельных граждан. Необходимо принять ряд мер и законодательно предусмотреть ответственность за попытки захвата зданий судов, оказания физического давления на судей. Решения суда — окончательный вердикт от имени государства, и все должностные лица и граждане должны подчиняться этому решению”.
Любовь Борисенко.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14893/