Коррупция в строительстве — игра с огнем
Как обстоит дело с масштабом коррупции и мерами борьбы с ней в строительной отрасли? Отчет об этом представил правительству директор Госагентства по архитектуре и строительству (Госстрой) Ишенбай Кадырбеков.
По словам И. Кадырбекова, “ежедневно в наши подразделения поступают не десятки, а сотни заявлений и жалоб на деятельность строительных госструктур и на разногласия между самими гражданами”.
Главной причиной возникновения коррупции, утверждает И. Кадырбеков, являлась существующая до недавнего времени организационная неразбериха, которая допускала двоевластие в системе Госстроя: одновременно существовали и орган архитектуры, и орган государственного архитектурно–строительного контроля. Их раздельная деятельность приводила к путанице, которая была на руку нечистоплотным чиновникам. После оптимизации структуры орган Архстройконтроля был упразднен, а его функции переданы единой организации в областных территориальных структурах — Архстройнадзору. Меньше стало структур, выдающих разрешительные документы, следовательно, и лазеек для нечестных чиновников.
Следующим фактором коррупции был конфликт интересов. Орган, выдающий разрешение на возведение объекта, не может быть одновременно и контролирующим. И само собой, он не должен быть самоокупаемым, поскольку в этом случае ясна его кровная материальная заинтересованность.
Не забыл глава Госстроя упомянуть и практику телефонов доверия в его ведомстве. Но пока телефон этот мало кому известен.
Как и везде, одной из причин и условий коррупционного давления называется кадровая проблема. Не хватает кадров, а имеющиеся в своем большинстве “недотягивают” по качеству. Теперь с руководителями будут заключаться трудовые договора, где оговорены их полномочия и степень ответственности, что закреплено положением. Немаловажным фактором является и профессионализм. С сожалением было отмечено, что потеря “профи” продолжается. На частные архитектурные услуги сейчас имеется изрядный спрос, что и приводит к оттоку спецов из госорганизаций.
Озаботился Госстрой и малой информированностью граждан в территориальных органах стройархитектуры. Приходя за разрешением или лицензией, они должны знать, как оформляются документы, а главное — ознакомиться с прайс–листом на стоимость официальной выдачи каждой бумаги. Но, честно признался И. Кадырбеков, в регионах, которые он лично объехал, ничего этого он не увидел.
А факты взяточничества и вымогательства наблюдаются повсеместно. Хотя по каждому сигналу проводится служебное расследование и принимаются меры к виновнику.
Искренне удивлен главный строитель тем, что, несмотря на проходившие в последние годы кампании по упрощению системы проектно–сметной документации и получения разрешительных документов, коррупционное давление выросло. Почему? Ныне расформированный ГАСК давал строителям много предписаний. Но он же и проводил экспертизу. Теперь вводятся единый норматив, единая система экспертизы и контроля, уже доведенные до каждого района. Ожидается, что впредь будет невозможным ни двоякое толкование, ни нарушение прав и обязанностей обеих сторон.
В тысячный раз за последние годы шла речь и о “едином окне”, где заказчик мог бы оставить заявку и через определенный срок получить весь пакет необходимых документов за конкретную плату.
Вопросы безопасности строительства, в том числе и сейсмической, остры как никогда. В Бишкеке было проверено 13 объектов и выявлены негативы в авторском надзоре и контроле со стороны Архстройнадзора. Авторский надзор был лишь на двух объектах. Тревожна ситуация на строительстве больших домов при отсутствии контроля. Сейчас осуществляется тотальная проверка проблемных объектов.
Много нареканий в адрес ведомства вызвала бесконтрольная перепланировка жилых зданий с нарушением несущих конструкций, перестройка и сооружение объектов с нарушением не только строительных, но и противопожарных норм, подъезда к зданиям.
Вызывает озабоченность и строительство на месте скверов и зеленых насаждений, в местах природной вентиляции улиц.
Ф. Кулов заверил, что если, не дай Бог, случится недоброе, как с аквапарком в Москве, “то полетят головы, а виновники не отделаются несколькими годами тюрьмы, все будет гораздо хуже. Надо ужесточить системы контроля в архитектуре и строительстве, чтобы заранее упредить возможные неприятности”, — завершил он обсуждение, призвав даже к непопулярным мерам сноса незапланированных построек.
Елена Мешкова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14646/