Мисс Марпл, добро пожаловать,
или частный детектив по призванию
Улыбнитесь, за вами наблюдают
Первое крупное частное детективное агентство появилось в России на заре “смуты девяностых” и носило название “Пинкертон”. Как говорится, пример соседей заразителен, как грибы после дождя стали появляться коммерческие сыскные агентства на просторах бывшего СССР.
Не обошла эта участь и Кыргызстан. Пионером частного розыска по собственной инициативе стала структура, состоящая из двух квалифицированных бывших сотрудников убойного отдела одного из районных отделений милиции. Лицензию сии добры молодцы получили в Минюсте 10 лет назад, в 1996 году, правда, продержались на плаву не более года. Пучина рыночной экономики поглотила неискушенных в бизнесе новичков.
Однако печальный опыт первопроходцев не остановил упрямцев, желающих попробовать себя в амплуа частного сыщика.Так появилось второе, третье, а затем и десятое детективное агентство, словом, сегодня, по статистике, официально зарегистрированных подобных структур, имеющих разрешение на розыскную деятельность в частном порядке, насчитывается более ста. По роду, так сказать, занятий, они все похожи друг на друга, как однояйцовые близнецы. Но тем не менее есть и существенные различия.
От прелюбодеяния до убийства
Например, кто-то предлагает только услуги личного характера. Как правило, к таким вот детективам обращаются мужья или жены, подозревающие свою вторую половину в адюльтере. В этом случае детектив берется установить, действительно ли имела место измена или это все игра воображения ревнивого супруга или супруги.
Но есть и сыскные агентства, которые играют по-крупному. Там сыщики не занимаются поимкой неверных жен или мужей. Они разбирают настоящие уголовные дела. При этом работают в тесном взаимодействии с оперуполномоченными государственных убойных отделов. Зачастую таким сыщикам поручают распутать сложное дело о краже или убийстве или настаивают на том, чтобы сыщик помог разыскать пропавшего без вести несколько лет назад человека.
Профессия в деталях
Получив задание, детектив берется за дело. По словам Кубана Сарыбаева, профессионального сыщика (он и его друг Талиб в частной розыскной деятельности уже семь лет и съели на этом поприще собаку), работа частного сыщика не без доли романтики, но прежде всего это титанический труд. Работать приходится по двадцать четыре часа в сутки.
Сначала детективу нужно собрать всю информацию о, так сказать, главных действующих лицах или фигурантах того дела, которое ему поручили расследовать. Ну а после следует мозговой штурм. Иногда на раскрытие одного преступления уходит до трех–четырех месяцев, а то и полгода. Хорошо, если при расследовании официальные стражи порядка не ставят палки в колеса.
Кубан Сарыбаев рассказывает, что, как правило, до того момента, как обратиться к детективу, потерпевшие ищут помощи и поддержки у сотрудников правоохранительных органов. Но… или блюстители правопорядка ограничены во времени и до дела, которое пострадавшему кажется животрепещущим, у них просто не дошли руки, и увесистые папки отправились “под сукно”, или просто, как часто бывает, опера и следователи так завалены работой, что стараются всячески избавиться от “висяков”, дабы не портить план по раскрываемости убийств.
Вот тут и выходит на сцену частный детектив. Перво-наперво он направляется к сотоварищам по розыску, но только в погонах, и просит предоставить информацию. Как правило, такого “гостя” принимают неохотно и делиться с ним “нарытыми” уже сведениями не спешат.
Но бывает иначе. В таком случае частный сыщик, работающий за гонорары клиентов, и оперуполномоченный, трудящийся на благо отечества за государственную зарплату, заключают между собой негласный договор — не вмешиваться в расследования друг друга. Иными словами, милиционер с легкостью передает дело удачно подвернувшемуся детективу и облегченно вздыхает: от одного ярма избавился, а впереди еще две кражи, одно изнасилование, убийство и разбой…
А тем временем сыщик приступает к работе. Конечно, есть дела, за которые частные детективы не берутся, и не потому, что это противоречит профессиональной этике. Просто иногда встречаются дела бесперспективные, где найти, “откуда растут уши”, практически нереально. В таком случае клиенту отказывают в оказании услуг.
Что же касается прейскуранта, то в детективном бизнесе нет такого понятия, как фиксированная стоимость. Здесь цена зависит от сложности дела и от количества затраченных средств, ресурсов, времени, на то, чтобы докопаться до истины. Но в среднем это от трехсот долларов и выше. Как правило, люди, решившие прибегнуть к помощи частного детектива, небедные и от трехсот долларов несильно худеет их тугой кошелек.
В детективы я пойду, пусть меня научат
Если у вас в кармане диплом юридического факультета плюс стартовый капитал, и вы хотели бы заняться частным сыском, то вперед. Но, внимание, не стоит забывать, что свой хлеб детектив зарабатывает с большим трудом. По словам того же Сарыбаева, плохой сыщик — это ленивый сыщик.
— Ореол романтичности присутствует, но по сути это очень кропотливый труд. Вот взять хотя бы нашу контору. Мы трудимся без выходных. Главное, работать головой и ногами и иметь достаточно широкий круг контактов. Везде должны быть люди, к которым можно обратиться за помощью, — говорит Сарыбаев.
При этом, как утверждает детектив, хорошо, если вы уже прошли курс молодого бойца и владеете техникой самообороны, но настоящего сыщика красит умение размышлять логически, а не черный блестящий пистолет. Словом, стать детективом можно, а вот удержаться в этой деятельности и снискать себе славу Эркюля Пуаро сложно. Кроме того, хороший детектив должен быть психологом. Каждому клиенту необходимо внушить доверие, иначе он просто не доверит свои тайны.
Порой к сыщику обращаются люди с поистине бредовыми, на первый взгляд, заявлениями.
— Главное — терпение. Проверять нужно всех, даже тех, кто обратился за помощью, порой сами эти люди и виноваты в том, что оказались в подобной ситуации, — утверждает Сарыбаев.
По заверению профессионалов, кто уже не один год занимается частной сыскной деятельностью, мода на частных сыщиков лет так через пять не только не пройдет, напротив, увеличится в десятки раз.
Как таковых конкурентов у детективов нет, каждый сыщик в своем деле дока, единственные соперники — это высокопрофессиональные оперуполномоченные сотрудники милиции, в частности отделов убийств и краж.
Если они будут выполнять свои обязанности по поимке опасных преступников на “отлично”, то частным сыщикам не останется ничего другого, как признать свое поражение и уйти в тень. Но, как уверяют сами детективы, еще ни в одной стране мира не удавалось полностью ликвидировать частные сыскные агентства и еще нигде деятельность сотрудников правоохранительных органов не была полностью, то есть абсолютно, на высоте и без единого зерна критики.
Так что детективам суждено расцветать, причем на провале их коллег в погонах.
Ноу–хау от сыщиков
Кроме услуг по поимке особо опасных преступников, частные детективы предлагают и специфическую помощь работодателям — владельцам крупных частных фирм. Такая услуга включает в себя сразу несколько пунктов, цена за каждый — отдельная.
Свое предложение частные детективы, владельцы охранно–детективного агентства, собственно и предложившего это нововведение, Кубан и Талиб назвали “психодиагностика персонала”. Что это значит? Это своеобразная аттестация, только не знаний, а, так скажем, благонадежности того или иного сотрудника.
Естественно, что каждый крупный предприниматель заинтересован в том, чтобы в его фирме, так сказать, на административном этаже трудились исключительно честные, проверенные люди, которым можно доверить все — от личной тайны до коммерческой. Но как разглядеть за только что пришедшим устраиваться на работу менеджером или секретарем–референтом своего верного сподвижника, который не обманет, не подставит и не предаст? Времени на пробы и ошибки нет. В профессиональном плане этот человек может быть выше всяких похвал — идеи из него бьют фонтаном, организованный, дисциплинированный, да еще и трудоголик. Но вот можно ли на него положиться?
Тут и приступают к работе сотрудники детективного агентства, контракт с которым уже заключил работодатель. В обязанности последних входит проверить всю подноготную менеджеров второго и третьего звеньев от дня, часа и места рождения, восстановить биографию, сдобренную при этом комментариями родственников, соседей, однокурсников, коллег по прежнему месту работы, до того момента, как тот или иной человек устроился на работу в фирму.
А как же конституционное право каждого человека на частную жизнь, спросите вы? Ответ: все свои действия детектив совершает только с согласия того человека, который в данный период проходит аттестацию на прочность у своего начальства.
Если отчет, личная характеристика того или иного работника устроит босса, то его оставляют на работе, но напоследок предлагают еще и пройти тесты. При этом сотрудника или сотрудницу приглашают в офис агентства, усаживают за компьютер и демонстрируют десять психологических тестов. В них представлен перечень вопросов, причем все они повторяются время от времени, но в различных вариациях. Предполагается, что человек не сможет солгать трижды. Тому, кто проходит тестирование, надевают наушники, и из динамика льются дробь тамтама и ритуальные завывания шаманов.
Все эти приемы, как позже объяснила психолог (кстати, она тоже сотрудник охранно–детективного агентства, внедряющего новинку на рынок, и она же составляла тесты), используются как своеобразный прессинг. В таком состоянии сотрудник и так испытывает стресс — решается его судьба, от вердикта сыщика и психолога зависит, останется он на работе или нет, да еще и дикая музыка — времени на лукавство не остается, мозг работает в режиме “критическая ситуация”.
Кстати, подобные проверки работодатели с помощью доверенных им детективов и психологов устраивают периодически своим сотрудникам. Подобная практика применяется и в России, и в Казахстане. У нас пока она только на этапе становления, но у охранно–детективного агентства уже есть на руках договоры с двумя министерствами и рядом частных компаний.
Приживется ли в Кыргызстане этот опыт — аттестовывать работников по личным показателям, а не только по профессиональным навыкам, — неизвестно. Ясно одно, у детективных агентств появилась еще одна ниша для бурной деятельности. А свято место, известно, пусто не бывает.
Дарья Малеваная.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14502/