Тупики беспредела
6 июня Бишкек вновь залихорадило. Виновниками всплеска нездоровых страстей стали на сей раз водители маршрутных микроавтобусов, объявившие забастовку. А спровоцировало их на этот шаг очередное повышение цен на горюче–смазочные материалы, которые, если сегодняшняя тенденция будет сохраняться и набирать обороты, того и гляди превратятся в горюче–сказочные.
Не берусь предлагать какое–либо кардинальное и чудодейственное средство исцеления. Его у меня нет. Однако считаю должным поделиться кое–какими соображениями, которые родились в ходе неоднократных, с глазу на глаз, бесед с теми, кто имеет самое непосредственное отношение к предмету данного разговора.
Примечательно, что, выходя на траекторию откровенности и открытости, участники диалога, а среди них были как руководители транспортных компаний, так и рядовые водители, ставили непременное условие — не называть их имена, должности, место работы. Объяснение одно: проблем и неприятностей на работе и без того хватает, и дополнительные передряги им ни к чему.
Если отсечь междометия, вводные слова и обороты, непечатные выражения и ненормативную лексику, а также неизбежные в таких случаях эмоциональные перехлесты, которыми изобиловала речь моих собеседников, и суммировать проблемы, затрагиваемые ими, то обобщенная суть будет такова.
Стихийная и спонтанная забастовка водителей, с одной стороны, показала шаткость системы госуправления, неспособность власти ввести жизнь в русло соблюдения законности и правопорядка. А с другой — лишний раз наглядно подтвердила, что определенная часть населения все еще находится во власти какого–то массового психоза, охвачена эпидемией стадного послушания воле умелых кукловодов, которые, пользуясь трудностями, переживаемыми обществом, и недовольством масс, преследуют сугубо личные политические или элементарно меркантильные интересы.
Задумаемся, что сделано, какие уроки извлечены руководством транспортного департамента мэрии Бишкека после аналогичного марша протеста водителей полугодичной давности? Да ровным счетом ничего и никакие. Нельзя же всерьез выдавать за активизацию деятельности маниловские фантазии о строительстве в Бишкеке монорельсовой дороги или прожекты о закупке большой партии троллейбусов и автобусов. К сожалению, на большее мастерства у руководства городским автотранспортом, похоже, не хватило.
Как утверждали мои собеседники–транспортники, происходит это потому, что, по большому счету, сложившаяся на сегодняшний день ситуация выгодна тем, кто по долгу службы обязан заниматься и решать эти проблемы. Общеизвестно, чем больше хаоса и неразберихи в отрасли, чем запутаннее дела, чем мутнее водичка, тем легче ловить рыбку и прятать концы. Рыбу же ловят управленцы отраслью.
У меня нет оснований не доверять моим собеседникам. И едва ли не каждый из них обращал внимание на то, что нет в департаменте транспорта мэрии хоть одного мало–мальски ответственного работника, у которого бы не было хотя бы одного (чаще двух, трех, четырех) транспортных АО, ОсОО или иных фирм, записанных на дочку, внучку, жучку, кошку. А каждая фирма — это 5, 10, 15 маршрутов. А каждый маршрут — это весьма приличный ежедневный поток “живых” денег. Но кто в нашем крайне бедном государстве заинтересован в наведении порядка в этой отрасли?
Признаться, я поражался убийственной и неотразимой логике водителей “бусиков”. У большинства из них за спиной было 8–10 классов не бог весть какого прочного и глубокого образования. Но они очень просто и доходчиво объясняли, как можно навести тут порядок. Ума большого, говорили они, тут не требуется. Необходимы лишь желание и воля.
Отвлекусь от рассуждений собеседников. Скажу о своем, наболевшем. Вспомним, какой скандал разразился в столице в декабре прошлого года, когда начальником горГАИ был назначен Райымкул уулу Касымбек. А ведь он начал работать очень активно. Едва ли не ежедневно по телевидению транслировали совместные рейды работников автоинспекции и СМИ. И знаете, кто первый восстал против этого? Автоинспекторы. Ведь им попытались перекрыть краник их ежедневных неправедных доходов.
Смею утверждать, что с приходом к руководству столичным УВД М.Конгантиева беспорядка и беспредела на дорогах Бишкека стало больше. В погоне за пассажирами и доходами водители маршрутных такси грубо нарушают правила дорожного движения, не обращают внимания на сигналы светофора, игнорируют права пешеходов на уличных переходах. Кто приведет хоть один пример, когда инспектор ГАИ наказал водителя “бусика” за перевозку большего числа пассажиров, чем посадочных мест в автобусе? Зато “гаишники” не пропустят ни одного водителя, который не отметился у них взносом по установленной таксе. Трудно сказать, кто более повинен в транспортном беспределе на улицах столицы — водители или инспектора ГАИ.
А теперь слово вновь моим собеседникам. В Бишкеке, говорили они, существует устойчивая преступная связь между хозяевами автофирм и работниками горавтоинспекции. Ежемесячно водители платят установленные взносы для смазки “крыши” в ГАИ. Зато они освобождены от необходимости ежедневно отстегивать щипачам с жезлом в руке на каждом перекрестке. Вот и закрывают глаза постовые автоинспекторы на нарушения правил движения, на перегруз автобусов, на остановки их в неположенном месте. Результат — увеличивающееся число ДТП и жертв с летальным исходом.
Вопрос на засыпку. Может ли, в состоянии ли и хочет ли начальник ГУВД Бишкека М.Конгантиев решить эту проблему? Если “да”, то почему ничего не делается в этом направлении? Если “нет”, то почему он занимает кресло, которое занимать в таком случае не должен?
Теперь перейдем к самой главной проблеме – стоимости ГСМ и проезда в маршрутном такси. Как показывает практика, это исходная и конечная точка периодически возникающих конфликтов. Я не экономист. Но твердо знаю, что при желании очень нетрудно подсчитать, причем на каждом внутреннем городском маршруте, среднюю себестоимость перевозки одного среднестатистического пассажира. Знание высшей математики тут совершенно не требуется. Опять–таки все упирается в желание и волю. Пока же требования водителей о повышении тарифов за проезд полностью зависят от их совестливости и нахальства. Одни считают, что нынешних пяти сомов вполне достаточно, нужно лишь умерить аппетиты взяточников в конторах и на дорогах, другие хотели бы повысить плату до семи сомов, а третьим и десяти сомов мало.
Еще один аспект проблемы. Водители, которые работают на себя, возят пассажиров на собственном “бусике”, как правило, на жизнь не ропщут. Их существующее положение устраивает. К сожалению, куда больше наемных работников, так называемых арендаторов. Они арендуют автомашину у “хозяев”, которые владеют подчас 5–10 “бусиками”.
Вот на ком лежит вся тяжесть подневольного ярма. Владельцы этих транспортных средств налогов с весомой прибыли не платят. Как утверждают транспортники, об этом хорошо знают и налоговики, и госчиновники, кому должно это знать. Но… Хаос и беспорядок им выгоднее.
Зная и видя все это, транспортники лишь криво усмехаются и смачно ненормативно выражаются, когда слышат о решимости руководства страны обуздать коррупцию.
Чтобы диалог не свелся к очередному пустопорожнему разглагольствованию в пользу бедных, я спрашивал собеседников, что можно и нужно сделать, чтобы хоть как–то исправить положение. В обобщенном виде их предложения сводятся вот к чему.
Первое. Установить всех владельцев маршрутных такси и уточнить число водителей–арендников. Необходимо знать, от какой печки плясать.
Второе. Реально определить и законодательно установить границы месячной арендной платы. Ввести обязательные для сторон договорные условия с четким контролем соблюдения их положений и параметров.
Третье. Безотлагательно провести хронометраж движения “бусиков”, пассажиропотоков и на этой основе определить целесообразность существования дублирующих, пересекающихся и мешающих друг другу маршрутов. Сегодня транспортные артерии столицы уже не в состоянии переварить наличный транспорт.
Четвертое. Провести масштабную и тотальную ревизию лицензий у владельцев маршрутных такси. Изобличенных в незаконных и сомнительных сделках лишать лицензий с обязательным гласным и исчерпывающим объяснением причин.
Пятое. Нуждается в независимой экспертизе обоснованность и достоверность появления в водительском удостоверении пункта “Д”, дающего право управлять автобусом. Необходимо, наконец, покончить с преступным бизнесом, когда за 50 долларов неопытный и слабый в профессиональном отношении водитель получает это разрешение, подвергая опасности пассажиров, коллег по уличному движению, да и себя самого.
Шестое. Разработать и ввести систему, при которой водитель, имеющий патент, а значит частный предприниматель, мог бы по своему усмотрению работать как в организации, так и самостоятельно. Это, с одной стороны, позволит сократить отряд мздоимцев — посредников, а с другой — конкретизирует, выведет из тени ответственное лицо.
Слушая своих собеседников, я подчас ловил себя на мысли, что в их откровениях и предложениях кое–что работало против них самих. Но по трезвому размышлению я пришел к выводу, что эти люди сами устали от того хаоса и беспредела, который творится сегодня в транспортном обслуживании столицы. Они готовы пойти на определенные потери, поскольку порядок, если он будет установлен, в конечном итоге выгоден всем.
Неужели после 15 лет независимости надо и сегодня кому–то доказывать, что многие наши начинания (замечу, порой весьма неплохие) гибли и гибнут из–за беспредела в квадрате в условиях глубоко запущенного безвластия. Гибнут из–за политики без человеческого фактора и измерения. Все более очевидные проявления беспредела в сфере общественного транспорта Бишкека показывают, что эта парабола развития событий бесперспективна. Это дорога в никуда. А точнее, тракт к социальной катастрофе.
Вячеслав Тимирбаев.
Фото Владимира Пирогова.
Выручил “одиннадцатый номер”
В отсутствие верениц маршрутных “бусиков” непривычно разгруженной показалась улица Советская во вторник вечером.
Туда–сюда, шумя шинами, неслись потоки легковушек. Довольно оживленными для позднего времени (полдесятого) выглядели тротуары — обезбусивший народ пехом валил домой.
Меня обогнали несколько забитых людьми “бусиков”, но почему–то без маршрутных табличек. Кто–то кого–то куда–то вез, видимо, просто пользуясь удачным случаем пополнить собственный карман. А может, это были затаившиеся штрейкбрехеры.
На “Юбилейке” люди ждали троллейбус, и он вскоре подошел и подобрал живущих в 3, 4, 5, 6 микрорайонах.
Безмаршруточная жизнь сопровождала меня до “Физприборов”, где на противоположной стороне сделал остановку одинокий “бусик” (кажется, 152–й, в ночи не очень разглядишь), шедший вниз по Советской. Кстати, полупустой, как ни странно… На “Физприборах” догнал меня троллейбус, но, глядя на его светящийся аквариум, я решил: за свой трояк не стоит рисковать собственным здоровьем — чуть не пол–Бишкека ехало в этой единице “рогатого” транспорта.
Было досадно: дожились! Все как–то разом наплевали на земляков–пассажиров. Одни бастуют, другие (троллейбусники) на ладан дышат, не в силах вовремя пособить горожанам. За такой бардак (что, конечно, трудно представить) в советское время кое–кто вмиг бы лишился партбилета, а то и кресла. Безответственность привела к безнаказанности. Весь город оказался практически надолго парализован. У больших “думских” голов в мэрии и “БД”, как всегда, не нашлось оперативной альтернативы. Ответственные (хочется думать) люди оказались бессильны перед прихотью отдельно взятого монополиста. Но сами от того ничуть не пострадали, оставив это прочим бишкекчанам, которых в итоге и выручил “одиннадцатый номер” — собственные ноги.
Александр Никитенко.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14321/