Распечатать: Когда наступило затишье РаспечататьОставить комментарий: Когда наступило затишье Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Когда наступило затишье Посмотреть комментарии

6 июня 2006

"ДЕМОКРАТИЯ"

Когда наступило затишье

    Оппозиция в лице отдельных депутатов Жогорку Кенеша, лидеров ряда политических партий и НПО взяла тайм–аут в проведении шествий и митингов, акций протестов до осени. В период затишья самое время спокойно и трезво проанализировать сложившееся положение.
    Не берусь определенно сказать, кому эта передышка более необходима. Власти, обществу или самой оппозиции. Ведь протестная акция 27 мая наглядно показала, что градус протеста, не отличавшийся высоким накалом даже 29 апреля, спустя месяц заметно пошел на убыль. Причем не только среди участников массовки, но даже и у постановщиков этого действа и исполнителей главных ролей.
    Невооруженным глазом было видно, что инициаторы митингов–шествий всячески старались избежать 27 мая амплуа заезженной пластинки. Не получилось. Новых идей и требований к руководству страны они за столь короткий срок родить не смогли. Пришлось довольствоваться копиями первого мирного митинга–шествия. А копия, пусть даже и очень талантливая, все–таки хуже оригинала. На свет были извлечены старые идеи, прежние лозунги, знакомые всем требования. Ничего нового.
    И хотя по горячим следам майского шоу некоторые каналы поспешили заявить, что его участниками стали порядка 30 тысяч человек, в это не поверил, думаю, никто. Словом, кризис жан-ра налицо. Возможно, это главная, но отнюдь не единственная причина трехмесячного перерыва в кампании оппозиционной митинговщины. Несомненно, учитывали члены штаба по проведению регулярных, как планировалось, акций протеста и то, что лето — время каникул и отпусков, в том числе и у парламентариев. И, надо полагать, инициаторы митингов из Жогорку Кенеша не настолько преданные сторонники реформ, за которые они так ратуют на словах, чтобы жертвовать ради них своими летними каникулами.
    Что же касается третьей причины, то она, как мне кажется, укладывается в народное наблюдение: пиво без водки — деньги на ветер. Ведь не секрет, что среди участников массовых шествий и митингов значительную часть представляла, говоря театральным языком, клака, нанятые за определенную плату люди. Однако потраченные на их участие в митинге средства оказались пивом без водки. Ожидаемого результата, в особенности 27 мая, они не дали.
    Конечно же, не надо обладать даром провидения, чтобы сказать, что подавляющее большинство граждан Кыргызстана недовольны ростом цен, не снижающейся безработицей, растущей трудовой и просто миграцией, увеличивающейся пропастью между бедными и богатыми, столь затянувшимся кризисом во многих сферах экономики. Все так. Но можно ли с помощью шествий и митингов решить хотя бы одну из этих проблем? Вот и получается, что граждан, недовольных жизнью, вчерашней и сегодняшней властью, много, а готовых по этому поводу выйти на улицы и площади с криками “Долой!”, “Позор!” и “Хватит!” ничтожно мало.
    На мой взгляд, влияние радикалов на умы и души людей, на умонастроения в обществе сегодня крайне невелико. Нет пока что у оппозиции серьезной социальной опоры. Потому и пытаются они делать ставку на свое ближайшее окружение да на безработных и люмпенов из охвативших столицу кольцом новостроек и прилегающих к Бишкеку сел.
    Надо смотреть на мир трезво и реально. Времена изменились. Оголтелые антиправительственные речи и воззвания, неконструктивные противостояния власти сегодня не пользуются широким спросом. Одни группы населения не настроены участвовать ни в каких акциях протеста просто из–за собственной апатии к политике, другие — из убеждения, что пользы от подобных телодвижений ничуть не больше, чем вреда. Но есть и третья часть электората. Это люди, которые усматривают за наскоками определенных представителей оппозиции на власть плохо завуалированную попытку ставить ей палки в колеса, помешать ей в последовательном движении к выводу страны из кризиса. Плюс к этому знаю весьма серьезных и неглупых людей, которые элементарно не доверяют тем, кто выступает в роли глашатаев и выразителей чаяний народа. И уж тем более не верят они, что лидеры современной оппозиции знают, а главное, могут управлять страной лучше и эффективнее, чем это делают нынешние власти. А не доверяют и не верят потому, что “вожди” фронды действуют, на их взгляд, не под диктовку требований времени, не исходя из сложившейся в республике ситуации, а преследуя свои сугубо личные амбиции и интересы, которые совершенно не совпадают с интересами подавляющей части общества.
    Едва ли есть смысл доказывать, сколь популярны, понятны и доходчивы в современной жизни лозунги “Хватит врать!”, “Криминалу — нет!”, “Мы ждем перемен!”, “Долой воров!”, “Долой криминал!” и им подобные воззвания, под которыми проходили митинги–шествия 29 апреля и 27 мая. За годы независимости Кыргызстана люди действительно устали от нескончаемого вранья властей предержащих, от разгула криминала, от коррупции и воровства во всех эшелонах управления.
    Однако сами организаторы митингов менее всего склонны действительно бороться с криминалом. Просто очень уж им хочется выступать на митингах, с экранов телевизоров и страниц газет в тоге народных защитников и выразителей воли и интересов народа. Беру на себя смелость утверждать это в силу того, что за короткое время едва ли не каждый второй депутат Жогорку Кенеша выступил в амплуа просителя за тех, кто вступил в противоречия с законами государства. За пять месяцев этого года в Кыргызстане прошел вал заступничества парламентариев перед правоохранительными органами за откровенных и порой весьма опасных правонарушителей. Но я что–то не припомню, чтобы хоть один из лидеров оппозиции с мандатом депутата Жогорку Кенеша публично осудил это постыдное явление.
    Но если они всерьез и по–настоящему заинтересованы в ликвидации воровства и криминала, почему же мирятся с тем, что их коллеги активно защищают злоумышленников?
    С одной стороны, инициаторы и организаторы митингов из Жогорку Кенеша без стеснения пиарятся как непримиримые борцы с разгулом криминалитета, а с другой — спокойно мирятся с тем, что их товарищи по палате берут под свою защиту, “крышуют”, говоря современным языком, злоупотребляя общественным положением и доверием избирателей, правонарушителей.
    В числе основных требований оппозиции к власти значится обуздание криминалитета и немедленного разоблачения и наказания заказчиков и исполнителей нашумевших убийств последнего времени. Вот и в одной из недавних статей совершенно неизвестного в республике политолога Тимура Асанова утверждается, что новая власть всего за один год создала беспрецедентный и неподконтрольный разгул криминала.
    Не думаю, что здесь взяло верх искреннее заблуждение. Скорее здесь налицо грубая и сознательная ложь, попытка посеять в обществе недоверие к руководству страны. Авторы этой “липы”, видимо, забыли либо не знали, что 20 мая 2004 года (за 10 месяцев до свержения Акаева и его бегства из республики) газета “Общественный рейтинг” со ссылкой на IWPR отмечала в одной из статей: “5 мая, когда весь Кыргызстан торжественно отмечал День Конституции, из автомата Калашникова был в упор расстрелян начальник Главного управления по борьбе с должностными преступлениями МВД Чыныбек Алиев. Это уже восьмое за прошедшие два месяца заказное убийство в Кыргызстане, а за три последних года в стране совершено 30 заказных убийств, из которых раскрыто только одно. Кризис в работе правоохранительных органов — налицо. Наблюдатели отмечают широкое распространение в правоохранительных органах коррупции, кумовства, а также отток квалифицированных кадров, неудовлетворенных условиями труда в милиции. В результате растет беззаконие”.
    В этой же статье приводится фрагмент выступления депутата Жогорку Кенеша Николая Байло: “Убийство представителя власти говорит о том, что сегодня власть не контролирует ситуацию в стране. Она бессильна. Криминал открыто входит во власть. Эта ситуация размывает устои государства и демократии. Не исключено, что после очередных выборов криминал войдет в официальную власть”.
    Это, к слову, об обвинении новой власти в том, что она создала всего за один год беспрецедентный и неподконтрольный разгул криминала, а заодно и о компетентности так называемого политолога Т.Асанова, глубине и справедливости его выводов.
    Пойдем дальше. В том же 2004 году информагентство РБК составило рейтинг 150 стран с наиболее высоким показателем применения наказания в виде лишения человека свободы. Согласно ему Кыргызстан занял 11 место с показателем 390 заключенных на 100 тысяч населения. Еще чуть–чуть и “островок демократии” вошел бы в первую десятку самых “зековских” стран планеты.
    Говорю об этом потому, что расцениваю требование оппозиции обуздать в кратчайшие сроки криминал как чистой воды грубый и безответственный популизм. В последнем в его жизни телевизионном интервью академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил, что все серьезные и фундаментальные изменения в обществе происходят постепенно. По мановению волшебной палочки, в мгновение ока в жизни ничего не совершается. Требовать этого — значит либо сознательно вводить граждан в заблуждение, либо вновь направлять их по заведомо ложному пути. Нельзя требовать ни от власти, ни от общества, ни от отдельно взятого человека решения изначально утопических и невыполнимых задач.
    Вячеслав Тимирбаев.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14267/


Распечатать: Когда наступило затишье РаспечататьОставить комментарий: Когда наступило затишье Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Когда наступило затишье Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007