Стратегический продукт
Чтобы не доставал вопрос “А откуда в Кыргызстане коньяк?”, мы решили отправиться на коньячный завод “Шампанвинкомбината” и посмотреть, как он делается.
Побывали в сердце, так сказать, этого предприятия — на купажном участке, где расположены здоровенные дубовые бочки с коньяком.
Экскурсию вела заведующая лабораторией коньячного производства Дюшекан Султангазиева. Почти всю свою молодость, а в общем 30 лет посвятила она ответственному делу — составлению композиции коньяка. Приходится частенько дегустировать, чтобы подобрать отменный аромат, букет напитка... “Но по мне же не видно!” — замечает она. “Наоборот, хорошо сохранились”, — улыбаются журналисты.
— Здесь творятся чудеса, — сказала Дюшекан Бекешевна, когда мы проникли в цех.
В этом подвале в массивных дубовых бочках отдыхают коньяки после купажа — марочные 12 месяцев и одинарные 3 месяца, потом уже идут к потребителю. Нам показали одну не совсем обычную бочку — там хранится коньяк “Энесай” целых 20 лет. И при нас разлили это ценное содержимое по бутылкам. И первая фильтрация тоже прошла на наших глазах.
— Растили, растили, и вот на свет вышел наш “ребенок”, — тепло сказала Султангазиева.
Зачали, как подчеркнула заведующая, 20 лет назад коньячный спирт и именно его взаимодействие с дубом породило неповторимый букет, аромат, вкус.
Всего такого коллекционного коньяка “вырастили” 1425 декалитров — 20 тысяч бутылок, еще должны отложить и для золотой коллекции. Хотят даже по такому случаю открыть музей, ведь необходимость в нем действительно есть.
Гордятся на заводе и новым оборудованием — оно из Италии, в общем, технология выдержана по всем правилам.
В другом подвале уже не дубовые бочки, а цистерны.
— Тоже живые, — отметила Султангазиева. — Внутри у них дубовые клепки, там хранятся одинарные спирты, то есть до пяти лет выдержки по классическому, декоративному методу. Всего здесь 270 тысяч декалитров.
Гордостью золотого запаса считается бочка от 1968 года, на ней так и написано: “Заложен на долголетнюю выдержку”. Идет уже 38–й год хранения…
— Эти бочки, как люди, — разные по характеру, типу, — говорит Дюшекан Бекешевна. А она точно знает, что говорит, потому что целыми днями подбирает нужный вкус. — И стараемся сделать так, чтобы всем понравилось. Музыкант сочиняет музыку, например, а я — коньяк. Этим делом должен заниматься смелый человек, не каждый выдержит. Но, впрочем, это дело привычки.
Хотя нам, посторонним, действительно было не совсем комфортно в этих коньячных помещениях. Все дело в “доле ангела” — испарениях спирта.
— Коньяк здесь теряет тридцать процентов спирта, — заметила Дюшекан Султангазиева.
А вот сам “Шампанвинкомбинат” теряет гораздо больше... Как отметил его гендиректор Абдымалик Мырзаев, в прошлом году они стали активно изучать маркетинг продукции комбината. Ведь нелегальное производство алкоголя занимает от 50 до 70 процентов, от 2,5 до 3 миллиардов сомов оборота алкогольной отрасли находится в теневой сфере.
— И мы вынуждены были пойти на расходы, чтобы улучшить технологическую линию производства, закупили дорогие бутылки, колпачки… Хотим выйти на экспорт, поднять тем самым экономику страны, — сказал Мырзаев.
Кстати, думают работники и над названием продукции. “Коньяк” ведь слово французское, впрочем, как и “шампанское”.
— Коньяк — стратегический продукт — надо экспортировать, — говорит Дюшекан Султангазиева. — Я была во Франции и даже сделала пару замечаний коньячникам — на заметку приняли, послушались. Именно там закралась у меня мечта сделать наш коньяк узнаваемым. Тем более что французы сказали: вода у вас вкусная, и горы тоже есть. Словом, вдохновили нас, и теперь нашу продукцию показать не стыдно.
Юлия Сушкова.
Фото Владимира Пирогова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14255/