Дом, в котором мы живем
С распадом 15 лет назад Союза ССР в его новообразованиях много чего развалено, порушено, утеряно. И далеко не последнее место в перечне потерь занимает ликвидация налаженной системы эксплуатации, содержания и ремонта многоквартирных жилых домов.
Спору нет, и в советское время эта государственная система вызывала немало нареканий и недовольства владельцев жилья, но то, что творится в этой сфере сегодня, не лезет ни в какие ворота. Вот уж поистине, что имеем — не храним, потерявши — плачем. Ведь в еще относительно недавнем прошлом жилец многоквартирного дома твердо знал, куда и к кому обратиться, если, скажем, потек кран, засорилась канализация, не греют батареи отопления. Сегодня созданные на базе вчерашних жилищно–коммунальных (или эксплуатационных) контор и домоуправлений ОсОО самовольно, без нашего, жильцов, желания и ведома, сложили с себя все эти полномочия. Собственники квадратных метров в многоквартирном доме, оказавшись в затруднительной жилищно–коммунальной ситуации, как правило, остаются один на один со своими проблемами.
Иными словами, произошел громадный разрыв между реформированием экономики страны, процессом разгосударствления жилищного фонда, управления им и психологией людей. За десятилетия жизни в государственных или ведомственных квартирах на правах найма граждане привыкли к тому, что все главные заботы по поддержанию домов в надлежащем порядке возложены на государственные жилищно–эксплуатационные организации (ЖЭК, ЖЭУ, ЖКК, ДУ и т.д.).
Став после приватизации собственниками жилья, многие кыргызстанцы продолжали, да и сейчас все еще продолжают надеяться на опеку жилищно–эксплуатационных контор. Однако экономическая реформа в Кыргызстане привела к тому, что государственная система эксплуатации и ремонта многоквартирных домов была разрушена, а вот новая эффективная и жизнеспособная взамен не была создана. Вчерашние ЖЭКи в короткое время превратились в АО и ОсОО, по сути только сменившие вывески. Работать по–старому они уже не хотели, а по–новому еще не могли. К сожалению, и до сих пор не научились.
Вот передо мной два договора на техническое обслуживание многоквартирного жилого дома. Один был заключен с АО “Бишкекжилремонт” в 1999 году. Второй — с ОсОО “Жанаша” (бывшее ЖЭУ) в 2004–м. В первом обязанности подрядчика, то есть АО, состоят из 38 позиций. Во втором — из пяти. Обратим внимание. В 1999 г. АО “Бишкекжилремонт” брал на себя обязательства менять прокладки в водопроводных кранах и смесителях, набивать какие–то сальники, устранять течи трубопроводов и засор канализации, прочищать сифоны, ремонтировать элеваторные узлы, теплоизоляцию трубо-
проводов, электропроводку, фрагментарно протекающую кровлю и т.д. и т.п. Спустя пять лет все обязанности, определенные для себя самим ОсОО “Жанаша”, были сведены к разработке одного лишь перечня первоочередных работ, ознакомлению жильцов с правилами содержания своих квартир и их дома, отчету ОсОО перед домовым комитетом о работе за полгода, проведению оценки физического состояния общего имущества многоквартирного дома. И вот всю эту, простите великодушно, ахинею новоявленное частное домоуправление на полном серьезе пытается всучить нам под видом услуг.
Поневоле возникает вопрос: кто же сошел с ума — работники ОсОО или мы, собственники жилья? Ведь размер платы за такие вот, с позволения сказать, услуги ОсОО значительно увеличило.
Речь же об этом я завел в связи с тем, что, наверное, мало кто в Бишкеке знает, что с 15 апреля по 15 декабря этого года в столице задействована программа “Бишкекский дом”, инициированная Фондом “Сорос — Кыргызстан” и поддержанная столичными мэрией и горкенешем.
Проект “Бишкекский дом — это конкретный ответ на острое и настоятельное требование времени. Ведь в Бишкеке обитатели 2500 многоквартирных домов, ставшие собственниками жилья, содержат за свой счет 21 домоуправление на правах ОсОО, не получая взамен должных услуг по санитарному содержанию домов и придомовых территорий, техническому обслуживанию и ремонту квартир и зданий, их инфаструктуры.
О беспрецедентном упадке жилищно–коммунального хозяйства наглядно и весьма убедительно свидетельствует небывалая прежде загрязненность и захламленность даже центральных районов Бишкека. Что уж тут говорить об окраинах. Лишенные регулярного технического обслуживания и ремонта дома буквально на глазах ветшают, дряхлеют, ухудшается и разрушается их инфраструктура.
Такова уж алогичная особенность нашего времени. Число коммунальных услуг и их качество неуклонно снижаются, а вот плата за них столь же неуклонно возрастает. Сегодня уже мало кого удивляет явление бюрократического характера, дикое как с позиций здравого смысла, так и с точки зрения социальной справедливости — суммарный итог счетов по квартплате, за отопление, горячее и холодное водоснабжение, услуги домоуправления, газ, свет, телефон, канализацию и др., значительно превышает пенсии, получаемые значительным числом одиноких и беспомощных стариков. Ну скажите на милость, как население должно и может относиться к государству, которое заставляет тысячи своих пожилых сограждан платить только за коммунальные услуги больше, чем само платит им? Многие кыргызстанцы убеждены, что коммунальщики сверх меры задрали цены за отопление и горячую воду, не прекращаются нарекания на введение единого тарифа на электроэнергию, за которым по сути скрывается очередное повышение цен на нее.
Однако все это не более чем эмоции и субъективные ощущения граждан. Независимой экспертизы экономической обоснованности тарифов никто в республике никогда не проводил. Хотя подозреваю, в большинстве случаев они устанавливаются по явно завышенной шкале. Думается, вот чем следовало бы заняться руководству антимонопольного комитета, а не вмешиваться во внутренние дела общеобразовательных школ, диктуя, сколько платить учителю из вносимых родителями средств на учебу детей в так называемых контрактных классах.
С другой стороны, сами граждане плохо знают свои права и обязанности в жилищно–коммунальной сфере, не умеют грамотно читать присылаемые им счета, чем нередко пользуются недобросовестные бойцы фронта коммунальных услуг. Наиболее распространенный обман — цена, указанная в присланной потребителю квитанции, превышает реальный уровень и качество услуги. Чаще всего это наблюдается в оплате за тепло– и водоснабжение, поскольку у большинства населения соответствующих приборов учета нет.
Кстати, инициаторы проекта “Бишкекский дом” считают, что в большем объеме информации по данной проблеме, в обучении нуждается не только население, непосредственные потребители услуг, но и руководители домовых комитетов, товариществ собственников жилья и ассоциаций домовладельцев, органов местного самоуправления, а также и поставщики услуг.
Только хорошо продуманная и четко налаженная информационно–обучающая система поможет повысить инициативность граждан, усилить общественный контроль за уровнем и качеством услуг по санитарному содержанию домов и прилегающих территорий, коммунально–техническому обслуживанию и ремонту, будет способствовать улучшению ситуации в содержании жилищного фонда и управлении им.
Главная цель начатой восьмимесячной акции — вовлечь жильцов многоквартирных домов в управление жилфондом, содействовать становлению рыночных отношений в ЖКХ, наладить деловые и доверительные партнерские взаимосвязи между потребителями и поставщиками коммунальных услуг. Для этого намечено развернуть широкомасштабную информационную кампанию. Главное внимание будет уделено распространению знаний о правах и обязанностях владельцев квартир, пропаганде позитивного опыта по управлению общим имуществом и содержанию многоквартирного дома, эффективных форм взаимодействия между жильцами и домоуправлениями, защиты прав собственников жилья.
Инициаторы проекта “Бишкекский дом” отмечают, что в последнее время конфликт между собственниками жилья и существующими в разной форме жилищно–коммунальными организациями углубляется. Одни, резко снизив набор, уровень и качество услуг, самостийно сложив с себя обязанности по техническому обслуживанию и ремонту многоквартирных жилых домов, пытаются в прежнем, а то и в большем объеме получать за свои виртуальные услуги. Другие готовы платить коммунальщикам, но платить по экономически обоснованным и реальным ценам за конкретное и осязаемое дело. Удастся ли восстановить между ними нормальные, цивилизованные взаимовыгодные отношения? Поживем — увидим.
Вячеслав Тимирбаев.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14120/