Совсем не сказочная реальность
Реальное представление о жизни мы утратили еще во времена Акаева. Он предлагал один миф за другим до тех пор, пока у всего народа не открылись глаза. И в самом деле: все было, как в сказке. Закроешь глаза под сладкие речи Акаева, и вот ты уж в Швейцарии, сидишь себе на травке, забот не знаешь. Откроешь глаза, глядь, а перед тобой все тот же пустой и разбитый кувшин, голодные старики и вечно злые и недовольные чиновники. Кончилось все это тем, чем и могло кончиться. Одни отправились в дальние края писать свои собственные сказки, другие совершили революцию.
Но поскольку мы уже привыкли жить в сказках, то и после революции, вопреки всякому здравому смыслу, продолжаем мечтать.
О чем мы мечтаем теперь? О том, чтобы жизнь вокруг переменилась сразу и стала прекрасной в одночасье. То есть чтобы теперь, поскольку революция совершилась, снова ничего не надо было делать, а оставалось бы только сидеть на кисельных берегах и пить из молочных рек. Но — о ужас! — нет ни кисельных берегов, ни молочных рек, ни скатертей-самобранок, нет ничего из всего того, что называется сказками. И что же остается? Остается только работать.
И тут выясняется, что как раз этого мы и не умеем. Пыльно это очень, напрягает. И что же делать? Как что, новую революцию. Потому что по любому сказочному сюжету нужно найти антигероя, уничтожить его и сразу же попасть в рай на земле.
Однако получается, что и сказки, классические сказки, многие из нас или совсем не читали, или читали, но ничего не поняли. А между тем сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. И если обратиться именно к ним, а не к мифам, которые мы, под руководством Акаева, научились сочинять, то как раз и выяснится, что без ТРУДА не вынешь и рыбку из пруда. А постоянные митинги, революции и все такое прочее никакого отношения к труду не имеют.
Сказка о Мальчише-Кибальчише
После того как совершилась революция, в Кыргызстане появилась масса так называемых революционеров. Некоторые из них никакого отношения к революции не имеют, а, напротив, неплохо жили во времена Акаева. Тем не менее сегодня они достают из своих запасников какой-нибудь пример “обиды” и начинают носиться с ним, словно курица с яйцом. Некоторые так или иначе противостояли Акаеву, но сегодня почему-то хотят за это какой-то материальной награды. Так что непонятно, почему они боролись с тем режимом — из идейных соображений или меркантильных. Другие не реализовали свои амбиции при Акаеве и, кажется, не могут реализовать их и при новой власти. Значит, и они тоже готовы к новой революции? Разномастные и разношерстные эти “революционеры” и создают в стране обстановку нестабильности и напряжения. Каждый из них, может, и хорош сам по себе. Удивляет другое: не в сказке живем, а раз так, то задумались ли они хотя бы над тем, как их личное геройское поведение может повлиять на судьбу страны? Ведь не в сказке живут, в реальности. И должны понимать, что, перетягивая “одеяло”, то бишь интересы нашей страны, в свою сторону, оставляют незащищенным и открытым большую часть народа.
Но вот, засвечиваются то тут, то там в публичных выступлениях, ораторствуют, глаза горят, и в голову им даже не приходит, что после каждого их такого выступления в стране усиливается миграция! Скоро русских в Кыргызстане можно будет пересчитать по пальцам, как и молодых кыргызов, получивших хорошее образование и всеми правдами и неправдами старающихся уехать отсюда. Если положить на одну чашу весов “благородный” гнев новоявленных революционеров, а на другую — душевные терзания мигрантов, то последняя значительно перевесит первую. И знаете почему? Потому, что мигранты осознают, что БРОСАЮТ родину, а политиканы не осознают, что ПРИНУЖДАЮТ их к этому. Кыргызстан, его судьба, его будущее остаются как бы за скобками интересов политиканствующих субъектов.
Они могут возразить: мы видим, что делается не так, мы видим, с чем необходимо бороться, и что же, нам молчать в таких обстоятельствах?
Нет, нужно работать в этом направлении. Но именно — РАБОТАТЬ, а не митинговать.
Но в отличие от сказочного Мальчиша-Кибальчиша лично напрягаться им не хочется. Чуть что — айда все на майдан, а там разберемся, кто Кибальчиш, а кто Плохиш.
Как отличить человека, действительно думающего о судьбе страны, от того, кто думает исключительно о своей выгоде? Очень просто. Слушая политиков, представьте себе, что вы перебираете крупу. Отсеивайте все громкие, страстные, но пустые слова. То, что после этого останется, и есть их суть. Уверяю вас, это очень действенный прием.
В этом месте мне очень хотелось бы порекомендовать нашей новой власти прежде, чем отпускать в оппозицию того или иного чиновника, быстро и грамотно проанализировать его деятельность на государственном посту. Что обещал и что оставляет после себя? И обнародовать эту информацию. Тогда героев у нас значительно поубавится, зато работников прибавится, не так ли?
Сказка о драконе
Эту сказку в Кыргызстане знают все. Герой начинает бороться с драконом и… сам превращается в дракона. Всматриваясь в лица сегодняшних оппозиционеров, очень хочется спросить их и тех, кто на них делает ставку, способны ли они сменить власть, которая, по их мнению, уже стала драконом, так, чтобы не стать еще более страшным драконом? Увы, оптимизма все эти персоны не внушают. И прежде всего потому, что, будучи на службе у государства (то есть тут мы говорим в основном о чиновничьем племени), НИЧЕГО реального для его подъема не сделали. Одни слова. Ну ладно, когда словами — громкими и дерзкими — оперируют так называемые независимые НПО, у них других средств нет. Но чиновники?!
Недавно мне страстно говорили о том, кто может заменить два главных лица в стране. Называли имена. Спрашиваю: почему именно они? Отвечают: они смелые, жесткие и решительные. Из чего это следует? Ну как же, ответствуют, не боятся критиковать власть. Действительно, критикуют власть, что называется, не выбирая выражений. А дальше-то что? Что, кроме этого? Отвечают: вот сядут во власть, тогда и посмотрим. Вот к чему приводит не данная вовремя официальная оценка деятельности того или иного оппозиционера из числа чиновников.
Вот такое у нас понятие о роли политиков в нашей жизни. Вместо того, чтобы назначать на должности профессионалов и спрашивать с них прежде всего за дело, мы продолжаем выдвигать тех, кто много и красиво говорит. Или говорит мало, но ядовито. Или помалкивает, но с таким многозначительным видом, что и без слов все ясно.
На таком фоне уже как-то и не возникает вопрос: а почему, собственно, речь вообще нужно вести о смене власти? Власти, которую ИЗБРАЛ народ? Она кому-то не нравится? Давайте разбираться в этом, но не с чьих-то личных позиций, а с позиций всей страны. К тому же нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что Бакиеву и Кулову страна досталась в тяжелейшем экономическом и нравственном кризисе. Не надо морочить себе голову сказками, что ликвидировать последствия акаевского режима можно быстро и безболезненно. Так не бывает. А раз не бывает, не нужно морочить голову народу тем, что “просто” не тех выбрали. Ерунда все это. Бакиев и Кулов наиболее приемлемый вариант в тех обстоятельствах, которые мы имеем. И не дай нам Бог увидеть на их месте тех многочисленных “кандидатов”, имена которых с таким упоением сегодня называют представители разных кланов, сообществ и временных формирований.
Но нет, нам пытаются навязать именно их интересы. Бакиева упрекают в основном в том, что дал важные должности не тем, кому следовало. Тут действительно есть над чем подумать. Но подумать также и над тем, чем обернется смена кадров. Нынешние государственные чиновники, обидевшись, тоже уйдут после этого в оппозицию, и на их защиту встанут другие кланы и сообщества. Разве не так? И все пойдет по новому кругу. И так будет до тех пор, пока, повторю, деятельность каждого человека не будет проанализирована хладнокровно и объективно и эта его характеристика не будет утверждена. Расплывчатость в формулировках, в характеристиках, в оценке деятельности государственных чиновников автоматически приводит к тому хаосу, когда нам начинает казаться, что все изменится к лучшему, если мы станем менять правителей чаще, чем происходит смена времен года в природе.
Кулова упрекают в том, что он не “подтянул” на высокие должности тех, кто сострадал ему, когда он сидел в тюрьме. Мы, мол, за него страдали на площадях, а он теперь забыл о нас. Что это такое, спрашивается, как не голый расчет? Кто-то ходит на митинги, довольствуясь за это 100 сомами, кто-то — в расчете на продвижение по службе?
Далеко же мы уйдем при таком раскладе, когда готовы продать интересы родины за копейки или теплое кресло…
Вот почему ничего, кроме скуки и обиды за свое отечество, все эти постреволюционные митинги не вызывают.
Глядя на разгоряченную толпу, не видишь в ней народа. Народ в это время сеет и пашет, надеется на возрождение промышленности, культуры, нравственности, права. И с опаской смотрит на митинговые толпы: какой еще неожиданный поворот они приготовили для него и страны? Каких еще потенциальных драконов они ведут на веревочке?
Сказка о ненасытном мешочке
Есть у кыргызского народа просто замечательная сказка. Она написана давними людьми будто бы специально для нашего времени. Сын хана охотился в горах, когда привлекло его некое серебристое мерцание. Он подошел поближе и увидел девушку особенной чистой красоты. Как водится, юноша влюбился, пошел свататься к старухе матери девушки. Пообещал ей калым в виде слитка золота с конскую голову. Старуха отказалась. Зачем так много? Возьми вот этот маленький кожаный мешочек и наполни его. Этого будет достаточно. Юноша радостно высыпал в мешочек все золотые монеты, которые были в его кошельке. Мешочек мгновенно проглотил их. Тогда юноша побежал к отцу, и тот высыпал в мешочек все золото, которое было в казне. Но и на этот раз мешочек только звякнул монетами на самом своем донышке.
Тщетно пытались богачи всего края наполнить коварный мешочек. Ничего не получалось. Тогда старуха мать, сжалившись над сыном шаха, взяла горсть земли, высыпала ее в мешочек, и тот сразу наполнился.
Очень мудрая сказка. Но почему-то совершенно забытая современными кыргызами. Такое ощущение, что нынешние политики собираются жить вечно, что не чувствуют они предельности времени, что ненасытны, как тот сказочный мешочек. И никто из них не думает о том, что однажды, много лет спустя, когда Кыргызстан (я верю в это) выстоит и окрепнет, когда люди перестанут бежать из него, вспомнят и их имена и устыдятся их. Устыдятся того, что в трудное для родины время они все силы бросали на то, чтобы удовлетворить собственные амбиции. Уверена: никто из нынешних политиканствующих субъектов не украсит своим именем историю Кыргызстана. Тогда зачем и почему все эти страсти? Повесил бы каждый перед своими глазами этот коварный мешочек, тогда, может быть, страна начала бы работать, а не митинговать.
Людмила Жолмухамедова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/13764/