Как ЦУМ был спасен от мародеров
Гражданское общество, по классическому определению Гоббса, — прежде всего общество собственников.
В постсоветских странах почему–то забывают об этом, полагая, что гражданское общество можно создать путем демократического просвещения народа, обучая его знаниям и правовой грамотности.
На что способен этот средний класс, мы увидели во время мартовской революции, и, собственно говоря, один из важнейших уроков революции — то, как удалось спасти ЦУМ от разграбления мародерами. Сегодня почему–то редко задаются вопросом: как могло получиться, что в самом центре столицы выстоял самый крупный и богатый торговый комплекс, тогда как все подобные центры подверглись ограблению?
В этом заслуга прежде всего малого бизнеса, того самого среднего класса арендаторов и владельцев лавок в самом большом торговом комплексе Кыргызстана. Именно они — около 700 человек и их родственники — готовы были стоять до конца за спасение ЦУМа, так как каждый из них обладал своим кусочком собственности и бизнеса в этом универмаге.
Хотя, конечно же, свою большую лепту внесли и руководящий персонал ЦУМа, сотрудники службы безопасности, люди Усена Кудайбергенова, ночные визиты нового руководства Кыргызстана К. Бакиева и
Ф. Кулова, участие депутата Марата Султанова, команды Садыка Шер–Нияза, военного полковника Таланта Кунасова.
Однако все это лишь второстепенные факторы. От мародеров общество может спасти только класс состоявшихся собственников, готовый, если придется, стоять насмерть за свое имущество и права.
Вот что говорит директор ЦУМа Абдилла Арзыматов:
— В 8 часов вечера нас было от силы человек 30 — сотрудников службы безопасности и персонала ЦУМа, его руководителей, включая самого президента господина Джорджио Фиаккони. Это был самый критический момент для нас: каким–то чудом первые волны — две группы, насчитывающие по 50 человек, явно нацеленные на мародерство, — прошли мимо нас, не рискнув напасть на ЦУМ, хотя тогда уже все знали, что “Бета–Сторес” пал под напором мародеров. Мне кажется, свою роль сыграли желто–оранжевые повязки на наших руках. Затем хлынули гораздо большие массы людей, но к тому времени значительно выросло и число защитников ЦУМа. Мы обзванивали арендаторов, они приезжали с родными и друзьями, приходили поддержать нас и жители окрестных домов. Примерно к 9 часам нас уже было человек 300, мы встали буквой П по периметру здания, защищая его с юга, запада и востока. Однако толпа, насчитывающая уже несколько тысяч человек, стала вести себя все более и более агрессивно. В следующий критический момент нас спасло падение “Дордой Плазы” и Silk way, так как значительная часть людей хлынула туда. К 10 часам нас уже было человек 500, но напряжение не спадало. Положение особенно обострилось после того как к людям, собравшимся вокруг ЦУМа, стали примыкать пьяные орды молодежи, возвратившейся после грабежа вышеупомянутых торговых комплексов. Мы особенно благодарны Садыку Шер–Ниязу и Таланту Кунасову, которые были не только авторитетными людьми, способными управлять толпой, но и обладали необходимыми военными знаниями в организации обороны ЦУМа.
Мародеры вели себя все более и более агрессивно, напирая на нас, стремясь нас спровоцировать на насильственные действия. Особенно опасной была южная сторона ЦУМа. Мародеры там выстроились в три шеренги, впереди шли подвыпившие молодые люди, позади них, на проспекте Чуй, стояли организаторы и вдохновители атак, а за ними располагались те, кто кидали камни в стекла. Появление Кулова и Бакиева после полуночи заметно остудило разгоряченных демонстрантов. Однако с их уходом толпа вновь стала наступать на нас. Примерно к 3 часам ночи к нам подоспели на помощь несколько конников Усена Кудайбергенова, а ближе к утру появились милиция и солдаты.
Наталья Белоусова, сотрудник ЦУМа, говорит, что его спасли самоотверженность руководителей и арендаторов. “Это чудо, что никто из нас не пострадал. Я всю ночь была на улице, плакала и умоляла собравшихся, говорила с ними на кыргызском языке”.
Ася Жапарова, арендатор ЦУМа, считает, что торговый комплекс спасли в первую очередь арендаторы. “Но мы благодарны всем, кто помог нам в ту роковую ночь. Я сама ходила с группой арендаторов в Жогорку Кенеш, и депутаты нам помогли, направив сотрудников правоохранительных органов”.
Виктор Жирков, начальник службы безопасности ЦУМа, считает этот день самым тяжелым в его жизни: “Мы предоставляли мегафон Садыку Шер–Ниязу, после чего влияние этого человека на толпу усилилось. Он сам по себе представительный мужчина, одинаково хорошо говорил как на русском, так и кыргызском языке. И это был очень важный момент в сдерживании огромных масс людей.
Существенно и то, что стекла нижних этажей ЦУМа были бронированными, выдерживали удары камней. Если бы стекла рухнули, ничто не смогло бы сдержать натиск мародеров.
Нам помог сам Всевышний, что никто из нас серьезно не пострадал, хотя несколько моих сотрудников все же были травмированы, но, слава Богу, камни не попали никому в голову”.
А вот что сказал по поводу происшедшего в ту ночь сам Садык Шер–Нияз, заместитель омбудсмена республики:
— Мы с Маматом Момуновым и людьми из аппарата омбудсмена и благотворительного фонда “Айтыш” — всего 30 человек, — как только начались грабежи в Бишкеке, решили внести свою лепту в защиту имущества горожан. ЦУМ был выбран нами потому, что оказался в самой сложной ситуации. Никто из нас не имел никакого материального интереса в защите этого объекта. В данном случае мы боролись не за свои имущественные или иные материальные интересы, а за других собственников.
Чтобы впредь исключить проявления подобных буйств, необходимо поддерживать и развивать средний класс. В сельских регионах это прежде всего крестьяне и фермеры, работающие на своих участках, а в городах — малый и средний бизнес, акционеры компаний, хорошо оплачиваемые специалисты и так далее. Когда все будут работать и жить хорошо — это и есть рождение стабильности и порядка. И тогда уменьшится не только коррупция, но и опасность зарождения таких беспорядков, когда на улицы выходят мародеры. Народ должен быть обеспечен и защищен своим делом, бизнесом, собственностью. Только при этом власть имущие не смогут манипулировать им как толпой в своих корыстных целях, выплескивая из глубин его подсознания самые темные инстинкты.
Для меня это самый важный урок мартовской революции, хотя я и моя команда смертельно устали в ту ночь.
Замир Осоров.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/13404/