Восточные сказки от Текебаева
Скажу прямо и честно, что как журналист и исследователь нашей сегодняшней общественной жизни я стремлюсь высветить все тайны трайбализма и регионализма в менталитете нашего народа, избегая малодушия, лицемерного заигрывания как с сильными устоявшимися кланами, так и с теми, кто стремится занять их место.
Что бы ни говорили о Кыргызстане и о кыргызах, сколько бы светлых слов и призывов ни изрекалось с высоких трибун, даже в самые радостные мгновения нашей общественной жизни, когда, казалось, происходит единение всей нации, все же подспудной и главной темой наших чувств, надежд и чаяний остаются родной кыргызский трайбализм и регионализм. Это когда все рассматривается, в первую очередь, сквозь призму родового деления и по принципу землячества и региональной принадлежности к югу или северу Кыргызстана. Можно сказать, на подсознательном уровне все мы трайбалисты. Южане, как автор этих строк, оправдывают такое состояние души тем, что нужно развивать отсталый регион Кыргызстана; многие, если не большинство, из северян, наоборот, являются трайбалистами только потому, что не хотят мириться с подобными переменами и перспективами, когда выходцы с юга, представленные в республиканских госорганах, растут числом и качеством, как бы вытесняя северян, когда теряются монопольные права последних на власть, бизнес, культуру и так далее.
В принципе, в трайбализме и регионализме нет ничего плохого, мы такие, какие мы есть, но важно, чтобы шел процесс — пусть со скрипом и натужно — интеграции и единения всех этих кланов, регионов, родов. Главное, чтобы на все эти болезненные темы не налагалось табу, потому что, по моему глубокому убеждению, на эти проблемы у нас закрывают глаза лишь те политики и общественные деятели, которые не хотят преодоления этой тяжелой болезни, образом жизни которых как раз является устоявшаяся и порочная в своей основе система клановости и трайбализма с большим доминированием севера над югом.
Только трайбализмом и регионализмом можно объяснить нынешний феномен Омурбека Текебаева, когда его не поддерживает большинство избирателей в Базар–Коргонском районе, зато на севере Кыргызстана за него заступается, можно сказать, весь цвет северных трайбалистов и регионалистов, начиная от проакаевских депутатов в стенах Жогорку Кенеша и кончая лидерами НПО и частью гражданского сектора в столице, которые также оказались вовлеченными в эти политические игры.
Сам по себе Текебаев, конечно же, не является политическим противовесом Бакиеву, однако он выступает от имени ЖК, законодательной ветви власти и, более того, как бы олицетворяет все оппозиционные президенту силы.
Кыргызы издревле говорят: “Аттан мудурулгєн турат, сєздєн мудурулгєн турбайт”. Дословный перевод означает: ”Упавший с лошади поднимется, а тот, кто ошибется словом, — нет”. Меня всегда поражала глубина этого изречения, предупреждающего, чтобы мы были предельно ответственны в обращении со словом. Из–за одного неуместного слова можно погубить любовь, испортить карьеру, потерять друга, а теперь мы видим, что значит слово в большой политике. Тот, кто говорит правду, получает благословение народа, а кто искажает ее, не справляясь с эмоциями, теряет все.
Между тем в прошлой своей статье я заступился за Текебаева, потому что верю, что демократия зиждется на разделении трех ветвей власти и этот человек, олицетворяющий законодательную ветвь власти, почему–то мне представлялся политиком, способным на компромиссы и жертвующим своими личными амбициями ради общего дела. Он даже чем–то напоминал мне в этом плане спикера легендарного парламента Медеткана Шеримкулова и не должен был ни в коем случае представлять оппозицию. Увы, я ошибся, и теперь мне становится еще более очевидной та истина, что мой земляк Омурбек Текебаев — человек, не только не достойный должности президента (о чем он всегда мечтал и что явилось главной причиной его раздора с Бакиевым), но и то, что пришел он на должность спикера ЖК только по злой воле судьбы, поддерживаемый такими влиятельными политиками северного клана, как Байболов, Эшимканов, Шерниязов, Сариев, — главным образом из–за того, что разделял вместе с ними их трайбалистское по сути неприятие президента.
И как бы ни защищали Текебаева некоторые его коллеги по Жогорку Кенешу и определенная часть оппозиционно настроенных к президенту лидеров НПО в лице Эдиля Байсалова, Асии Сасыкбаевой, Азизы Абдрасуловой, выступающих теперь в его защиту, хотелось бы пожелать всем им, чтобы они лучше учитывали общественное мнение Кыргызстана, а не смотрели на Бакиева лишь как на политическую фигуру, неугодную им больше в силу все тех же личных или даже клановых или региональных пристрастий. (По мнению правозащитницы Бурул Усманалиевой, заявление отдельных лидеров гражданского сектора в защиту Текебаева говорит о том, что гражданское общество также вовлечено в эти игры. Между тем при проведении опроса жителей Ак–Суйского и Тюпского районов Иссык–Кульской области более 70% опрошенных сказали, что не одобряют выступления Текебаева, которое ущемляет честь и достоинство президента КР, ведет к еще большему расколу между президентом, исполнительной властью и парламентом Кыргызстана.)
Безусловно, базаркоргонцы заслуживают более порядочного политика и если международные организации или НПО попытаются провести или хотя бы показать, как осуществляется процедура отзыва неугодного депутата, то эта акция будет иметь в этом округе ошеломляющий успех. Но нынешний Жогорку Кенеш, а также лидеры НПО, если будет предпринята акция по отзыву Текебаева, увидят в этом прежде всего использование административного ресурса и “злую волю президента и его серого кардинала Усена Сыдыкова”. Ошибаетесь, господа, избиратели давно уже мечтают избавиться от Текебаева, да вот только не могут воспользоваться этим своим конституционным правом.
Вот что говорит по этому поводу общественный деятель и писатель Омурбюбю Бегалиева:
— Омурбек Текебаев должен уйти с занимаемого поста. Он продемонстрировал публично, что является неуравновешенным человеком. Я уже давно догадывалась, что этот человек не достоин управлять государством, теперь же весь Кыргызстан увидел его подлинное лицо и сущность. Так ведет себя не просто плохо воспитанный человек, но и человек, который в своем неприятии президента имеет в Жогорку Кенеше таких же соратников в лице Омурбека Бабанова, Болота Шерниязова, Мелиса Эшимканова, Темира Сариева, Кабая Карабекова и некоторых других. Это их привычный лексикон, используемый в узком кругу. За исключением разве Кубатбека Байболова, который, несмотря на свое неприятие президента, все–таки не способен на подобные высказывания.
По мнению лидера партии НДК Виктора Черноморца, ничего подобного в мировой практике не было, чтобы спикер парламента вел себя, как заправский хулиган, используя оскорбительные выражения в адрес первого лица в стране.
Впрочем, многие депутаты Жогорку Кенеша также шокированы словами спикера. Они были уверены, что Текебаев понимает свою ошибку.
Но выступление спикера после того как Жогорку Кенеш отклонил его отставку, напрочь отметает все надежды и иллюзии относительно того, что этот лидер способен к какому–либо компромиссу с президентом и его администрацией.
Его получасовая речь, насыщенная колкостями и едкими замечаниями в адрес президента и его окружения, дополненная мимикой эдакого мужественного правдоборца, со слащавым и брезгливым лицом, представляется мне образцом или даже, если хотите, шедевром политического заигрывания или подыгрывания северным трайбалистам, засевшим как в парламенте, так и общественном секторе. Можно вкратце выразить суть его желчного выступления словами — все, кто работает в администрации президента, начиная с самого президента — это акалар, то есть трайбалисты — южане, а он единственный южанин (ука), который ведет себя так, как должно вести всем южанам–депутатам и политикам. Естественно, эта речь, ориентированная на могущественный клан северных трайбалистов, была как манна небесная для них, и Текебаев перед нами предстает не как поборник демократии, справедливости и законности, а как раз–таки наоборот, как изощреннейший демагог, тонкий подхалим и знаток психологии северных трайбалистов. Впрочем, перед нами предстает как бы в концентрированном виде, квинтэссенция того самого отрицательного южанина или восточного человека — не важно, в политике или других сферах жизни, — который склонен к любым компромиссам, предательствам и самым грязным технологиям, ради того, чтобы удержаться в своей должности.
Для меня нет никакого сомнения в том, что трайбализм — это тяжелое наследие нашего народа. Процесс излечения от этого недуга будет очень не прост и займет много времени. Но меня радует то, что значительная часть депутатов ЖК все–таки выступила за отставку Текебаева, и это были не только представители юга, которые “мстили” своему “предателю–земляку”. Среди депутатов–северян, общественных и культурных деятелей растет понимание того, что главную угрозу единству Кыргызстана представляет именно северный трайбализм, искусственно подпитываемый извне могущественными третьими силами в лице бежавшего из страны Аскара Акаева и его многочисленных сторонников и прихлебателей.
И есть среди нас, с моей точки зрения, такие личности, как депутат Муратбек Мукашев, чуйский правозащитник Сапар Аргынбаев, политолог Эмиль Каниметов, филолог Керим Расулов, философ Омурбюбю Бегалиева и многие другие уважаемые мной северяне, которые не просто понимают подспудную суть происходящего на наших глазах, но и активно борются против клановости, трайбализма и демагогии, выраженной в настоящее время в неприятии всего, что делает всенародно избранный президент. То есть стоят выше этого застарелого мировоззрения, идущего из темных глубин нашего феодального прошлого, когда принадлежность и безоговорочная верность определенному роду или клану были главным условием нашего выживания. Теперь же такой образ мысли и действий является губительным. И можно было бы согласиться с тем, что Текебаев является образцовым кыргызом–южанином, как он назвал себя в последнем своем выступлении, когда бы его декларативный антитрайбализм не был так густо замешан на демагогии и безмерных политических амбициях, когда для того, чтобы унизить своего давнего политического конкурента в лице нынешнего президента годятся все средства. А впрочем, это тоже одна из губительнейших традиций нашего древнего прошлого, от которого постепенно излечивается наше поколение.
Замир Осоров.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/13101/