Давайте работать на благо народа
Эти слова президента Бакиева относятся не к одним только депутатам.
Они относятся ко всем гражданам Кыргызстана. А следовательно, и к Министерству труда и социальной защиты, не так ли? К этому министерству они относятся также еще и потому, что в своем выступлении перед парламентом президент Бакиев сказал, что в нынешнем году исполнительная власть намерена обеспечить сельчан таким количеством сельхозтехники, каким они были обеспечены (если были) за последние четырнадцать лет. Спрашивается, а есть ли у нас специалисты, которые могли бы поддерживать и ремонтировать, когда понадобится, эту технику? Вообще, что у нас происходит с подготовкой квалифицированных рабочих кадров не только для села, но и для промышленности, которую, кажется, страна готова поднять из разрухи?
“МСН” однажды уже писала на эту тему, однако названное министерство на поставленные в ней проблемы никак не отреагировало. Зато отреагировали директора и специалисты профессионально-технических училищ.
И в который раз дружно продекларировали: с системой подготовки рабочих кадров давно пора что-то делать…
Тем более что ее как бы и нет
Профессионалы с горечью говорят: в Кыргызстане система профтехобразования закончилась на Касендееве. То есть в 1998 году. С тех пор поменялось многое. Например, было не то девять, не то десять министров. Их присутствие в министерском кресле на системе профтехобразования не сказалось никак, если не сказать резче. Поэтому сегодня в нашей стране НЕТ концепции такой системы подготовки кадров. Более того, в министерстве, считают директора и специалисты, работать над ней, в общем-то, и некому…
Я не стану сейчас вдаваться в структурные подробности министерства и его управлений — те, кто там работает, отлично ее знают, те, кто там не работает, все равно ничего не поймут. Разве что заметят, что и сама эта структура не способствует развитию системы профтехобразования.
Но что же делать? И с чего начинать? Да простят меня в министерстве, но поскольку там почему-то не находится времени для встреч с директорами училищ и специалистами этого профиля, то придется газете озвучивать их ожидания. Так вот, специалисты считают, что развивать эту систему без четко выработанной нормативной базы невозможно. Что до тех пор, пока в министерстве не будут работать в основном профессионалы, а не случайные люди, никакого делового разговора о системе в принципе быть не может. Что в таком министерстве обязательно должны проводиться рабочие совещания, чего уже на самом деле давно нет. И что коллегия министерства сегодня выносит “на народ” готовое решение, и оспорить его нет никакой возможности, даже если оно противоречит тем реалиям, в которых сейчас живет система профтехобразования. Как обучать рабочих нового поколения? Где, как и при какой системе оплаты они должны проходить практику? Откуда училищам брать средства на обновление учебной базы? Как вернуть в них специалистов, большинство из которых ушли, уехали, не аттестованы (!), сидят на базарах? Что делать с маловразумительными инструкциями, которые выходят из стен министерства? Кстати, об аттестации. Если в министерстве практически не осталось профессионалов, то как они могут аттестовать тех, кого обязаны аттестовать по должности? Не знаю. И, к слову сказать, все сокращения по этому министерству прошли за счет тех управленцев, кто как раз и занимался системой профтехобразования. Интересно, почему?
Что вообще делать со всем тем грузом проблем, которые копились не один год, но совершенно не видны были из-за радужных планов Акаева всем поголовно жителям Кыргызстана дать высшее образование, хотя бы потом им с этим образованием и невозможно было найти работу? Разговоры о высшем образовании, создание многочисленных университетов, институтов и академий совершенно не оставляли места для трезвых расчетов каких и сколько кадров нужно стране, каковы потребности рынка в них, какие вообще могут быть в этом направлении перспективы, сколько потенциально талантливых парней и девушек вместо того, чтобы пройти обучение в одном из училищ и заняться любимым делом, “закончили” университеты и опять вернулись на базары к своим родителям? В те времена в нашей стране так упорно говорили о значимости интеллекта, который будто бы появляется (развивается) исключительно посредством получения высшего образования, что профессия “рабочий” как бы противопоставлялась интеллекту, следовательно, не вписывалась в государственную концепцию.
Невозможно подсчитать, какой урон нанесли нашей стране такие “теории”. Отток рабочего класса из Кыргызстана был катастрофическим. И если сейчас же, сразу не начать формировать его заново, ни о каком подъеме экономики не может быть и речи. Рабочие нашли себе работу за рубежом. А это — огромные отряды гидростроителей, текстильщиков, каменщиков, токарей, слесарей, сантехников, маляров, строителей, шахтеров, сварщиков… Всех не перечислить. Вряд ли большинство из них вернется назад. Выжили только швеи. И как выжили! Нашу продукцию покупают и ждут далеко за пределами Кыргызстана. На иных предприятиях смену готовят сами. Но кто поручится за качество такой подготовки и кто гарантирует ее массовость? Кто, наконец, защитит при этом права молодых рабочих?
Жаль, что история не имеет сослагательного наклонения, поэтому остается только вздохнуть: если бы мы не растеряли свой рабочий потенциал, если бы хватило тогда мудрости у государственных чиновников на иные концепции, а не на те, по которым мы жили, все могло бы быть иначе.
И все–таки что делать?
Очень хочется надеяться на то, что министр Е. Семененко все-таки найдет время для того, чтобы выслушать директоров училищ, и вместе с ними начнет решать весь тот узел проблем, который обязано распутывать как раз возглавляемое им министерство. Тем более что есть интересный, а главное, выстраданный проект реформирования структуры начального профессионального образования. Автор его уже как-то обращался к министру. И его вроде бы даже выслушали, но на том дело и кончилось. Проект, на мой взгляд, кажется достаточно продуманным и логичным. Но ведь не я и не наша газета должна заниматься такими вопросами, не правда ли? Должно заниматься министерство, потому что ему еще есть пока что на кого опереться.
Слушаю этих людей — глаза горят, задумок много, желания работать еще больше. Но спрашиваю: а вы-то как задержались в этой системе? Ответы просты и естественны, как восход солнца: двадцать восемь лет стажа, начинал с мастера, теперь все это бросить? Пришла в эту систему в семнадцать лет, проработала тридцать, хотела уходить, да людей, с которыми работаю, помогаю своими знаниями и советами, жалко…
И вот ведь до чего же у нас все-таки народ упертый: профессиональные их навыки, любовь к работе, желание во что бы то ни стало сохранить систему годами (!) остаются невостребованными, а он знай гнет свое. Нужен нашей стране рабочий класс, и все тут. На этом и стоят. И даже отважились на открытую конфронтацию с родным министерством, потому что понимают, что с ним, родным, каши не сваришь. Я не стану сейчас называть их имена, хотя они меня и не просили об этом. Не стану потому, что после первой моей публикации газету попытались втянуть в разборку мелкого конфликта в одном из училищ, которым уже давно занимаются суды и на который у министерства уже, кажется, есть своя точка зрения.
Дело не в таких конфликтах, будь они даже совсем не мелкими, их в системе, повторю, поднакопилось немало. Дело в принципе: обернется ли министерство труда лицом к школам рабочих кадров или не обернется? Если не обернется, тогда хотелось бы знать, какую смысловую нагрузку в его названии несет слово “труд”? Просто для красного словца или именно в интересах государства?
Или мы, наша страна, при почти что массовой безработице будет завозить квалифицированных рабочих из-за рубежа? Не слишком ли непозволительная роскошь? Всем сегодня хорошо известно, что хороших мастеров надо искать днем с огнем, их имена передаются от одного потребителя их труда к другому, как имена кинозвезд. Иногда в училища звонят и высокие чиновники: срочно нужен сантехник, подошлите толкового, срочно нужен электрик, подскажите, кого позвать. Рабочие специальности у нас стали не массовыми, а элитными. Когда такое было?
Думаю, что министр точнее меня объяснит своим подчиненным, почему в правительстве о значимости подготовки рабочих кадров говорят одно, а фактически делается совершенно другое? И уж наверняка точнее меня он ответит на такой вопрос: почему так трудно, а фактически невозможно совсем попасть на прием к министру труда и социальной защиты тем, кто зависит от работы министерства? Такая “практика” утвердилась во многих министерствах, но почему? Почему в нашей стране упорно не меняется стиль работы чиновников, которые способны говорить нормальным человеческим языком исключительно с теми, кто стоит выше их, и совершенно не способны точно так же разговаривать с теми, кто стоит ниже их?
Это обстоятельство, между прочим, объясняет, почему кыргызстанцы так рвутся к власти, любой. Потому что тогда, при портфеле, ты как бы становишься особенным, не таким, как все остальные прочие. Говорю же: в нашей стране немного перепутали понятия. По теории, быть на государственной должности — значит работать больше, чем те, кто должности не имеет. А на практике получается иначе — чиновники позволяют себе “не унижаться” до нужд народа и не снисходить до его голоса. Вместо управленцев мы там и сям имеем начальников. А это, согласитесь, совсем не одно и то же. Тысячи граждан нашей страны могут привести тысячи примеров того, как были унижены невниманием, резкостью тона, высокомерием своих непосредственных начальников. Будто они, эти самые начальники, сделаны из другого теста и будут начальниками вечно.
Пока у нас не будут четко расписаны права и обязанности чиновников, из такой ситуации нам не выбраться. И по–прежнему на шикарные апартаменты для чиновников будут уходить те государственные средства, в которых так нуждаются наши регионы и просто граждане.
Пожалуй, на этом и остановлюсь. Чтобы перечислить все проблемы сегодняшней системы профтехобразования, нужно исписать не одну страницу. Но зачем? Чтобы убедить конкретного министра в неотложности их решения? Впрочем, полагаю, не наше это дело. Газета всего лишь обращает внимание исполнительной власти на то, что рано или поздно, но стране понадобятся рабочие кадры, профессия рабочего снова станет престижной. Если, конечно, к тому времени оставшиеся училища не прекратят своего существования…
Людмила Жолмухамедова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/12964/