Сможет ли Жогорку Кенеш подняться выше президента?
Без преувеличения можно сказать, что выступление К.Бакиева в минувшую пятницу стало главным событием недели. Президента поддержали не только его сторонники и люди, далекие от политики, любящие твердый стиль руководства, но и зауважали даже многие представители из лагеря непримиримых противников, мечтающие о его досрочной отставке.
Я уже говорил в предыдущей своей заметке о том, что слова правды, сказанные президентом в адрес Жогорку Кенеша, серьезно повлияли на общественное мнение. И дело здесь не только в том, что все кыргызстанцы в глубине души соскучились по политической стабильности и всегда хотят видеть во главе страны твердого руководителя, но и в том, что подобные политические откровения приводят в конечном итоге к росту гражданского и демократического сознания и политической культуры всех кыргызстанцев. Недаром кыргызы издревле больше всего ценили вовремя сказанное слово правды, говоря о том, что если этого не сделать, то в следующую минуту “отец правды погибнет”.
При всей резкости критика Бакиева все–таки не была разгромной и была четко ориентированной на достижение согласия и компромисса. Хотелось бы пожелать депутатам Жогорку Кенеша, чтобы они извлекли максимум пользы из этого выступления и меньше поддавались на интриги, шантаж и прочие замыслы, направленные лишь на дискредитацию другой ветви власти, очевидные для сторонних наблюдателей.
Президент своим выступлением обнажил некоторые негативные моменты, творящиеся на хозяйственном дворе и кухне Жогорку Кенеша, связанные с планами по приватизации депутатских квартир, машин и резкого увеличения расходов на содержание парламентариев.
Вместе с тем не следует сбрасывать со счетов тот момент, что, защищая Жогорку Кенеш, спикер кыргызского парламента и давний противник Курманбека Бакиева Омурбек Текебаев высказал весьма трезвую мысль о том, что не согласен с планами президента скорой приватизации энергетического сектора и что Бакиев, настаивая решительно на этих планах, повторяет ошибки Аскара Акаева, который также любил быстро реализовывать подобные проекты. (Хочу напомнить, что именно из–за такого проекта Аскара Акаева мы потеряли Узенгу Кууш.) Эта позиция Текебаева напомнила многим кыргызстанцам о недавних усилиях спикера сделать максимально прозрачной схему поступления денег за использование военно–воздушной базы Ганси, чтобы все средства поступали в госбюджет, о его акциях по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти. Можно только приветствовать подобные инициативы Жогорку Кенеша и его спикера в рамках их полномочий.
И точно так же Жогорку Кенеш, если он на деле заинтересован в победе над криминалом и беззаконием, должен был начать с инициирования законов, которые бы запрещали народным избранникам заниматься на период депутатской деятельности всякого рода бизнесом — как легальным, так и нелегальным. Вот тогда бы действительно, цитируя слова президента, в нашем обществе было бы безопаснее жить и работать.
Ни для кого не секрет, что в нынешнем составе Жогорку Кенеша широко представлен крупный и средний бизнес начиная с тех же самых Текебаева, Байболова и кончая Эшимкановым, Бабановым, Шерниязовым, Жолдошбаевым, Шином и многими другими.
И, конечно же, любой бизнесмен в Кыргызстане знает, что делать успешный бизнес на таком уровне сегодня невозможно, не прибегая время от времени к контактам с криминальным миром, либо самому делать вещи не совсем законные.
То же можно сказать и об исполнительной ветви власти. Сама идея использования служебного или депутатского положения для развития своего бизнеса криминальная и преступная.
И тот факт, что Жогорку Кенеш, акцентируя внимание на росте криминала в Кыргызстане, обвиняя в этом исполнительную власть и президента, тем не менее не торопится разрабатывать законы, запрещающие всякого рода бизнес для всех трех ветвей власти, говорит все о том же, что эта критика носит не столько конструктивный, сколько личностный характер.
Нынешний Жогорку Кенеш имеет уникальный шанс для того, чтобы Кыргызстан стал подлинно демократической страной. Во всяком случае, без его поддержки и понимания сделать это президенту будет очень сложно. Но для этого, похоже, надо стать выше личностных застарелых обид и комплексов.
Я знал Текебаева, Эшимканова и Сариева, когда они были совсем еще молодыми и даже не было намека на то, кем они станут. Теперь они гиганты кыргызской политики. Я и многие их сверстники смирились с этим, но им тоже самим следовало бы привыкнуть к тому, что еще совсем недавно бывший равный им Курманбек Бакиев сегодня поднялся над всей страной как всенародно избранный президент.
Понимают ли они, что если не Курманбек Бакиев, то Жогорку Кенеш может стать эдаким коллективным Вацлавом Гавелом, всегда стоящим на страже законности, непрерывно совершенствуя науку согласованной и четкой работы трех ветвей власти, чтобы споры и конфликты никогда не перерастали в выяснение личных отношений, а содействовали стремительному развитию Кыргызстана на путях к народовластию, открытости, прозрачности и цивилизованности.
Замир Осоров.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/12918/