И хвои легкий аромат
Новый год без елки все равно, что брачная ночь без невесты. Гордая и величавая лесная красавица — символ новогоднего праздника. А запах хвои, легкий и дурманящий, смешанный с ароматом мандарина, кружит голову с детства.
Еловое начало
Если дружба начинается с улыбки, как поется в известной песенке, то Новый год начинается с елки. Первым делом надо выбрать, какая именно из лесных красавиц украсит интерьер. Как правило, елки предлагаются на любой вкус — от стройных и длинноствольных до прелестных пушистых пампушек.
В этом году на елочные базары столицы будет поставлено до пяти тысяч елок, так по крайней мере уверяет Нурлан Жумаев, зав. отделом мониторинга леса Государственного агентства по охране окружающей среды и лесному хозяйству.
Правда, пока новогодние хвойные еще не прибыли. Их должны выставить на продажу только в эти выходные. Погода шалит, и продавцы боятся, что елки утратят до Нового года всю свою красоту — пожелтеет и придет в негодность пышное колючее елочное одеяние.
Налетай, разбирай
Детские сады, школы и офисные учреждения уже закупили елки. Там для ребятни устраивают утренники, детишки чествуют лесную красавицу песнями и стихами, а в офисах взяли моду отмечать католическое Рождество. Елка тоже нужна, без нее Рождество и не Рождество вовсе, а так — вечеринка по случаю.
А вот в резиденцию президента доставляют особую ель, ростом 7 метров, не ниже. Она должна быть обязательно пушистая, а иголочки мягкими. Выбирают красавицу для президентских покоев доверенные лица главы государства, а выращивают ее в Чуйском питомнике.
Жумаев отметил, что детские дома и интернаты получают елки бесплатно. А так одна елка на базаре стоит от ста до двухсот сомов. В зависимости от размеров. Как правило, предпочитают от метра до двух. При этом просят попушистее. Длинноствольные, скажем так, с прорехами, не привлекают покупателей. Хотя...
— Если поставить длинноствольную “лысым” боком к стене и нарядить ее, то получится очень даже симпатично и эту погрешность никто не заметит. Такие елки мы специально выращиваем в горах. Прореживая раз в год, чтобы на одном участке их осталось не больше пятисот, остальные вырубаем, вот такие елки и едут в город. А пушистые разводят в питомнике, вообще вырастить ель — очень кропотливый труд, — сказал Нурлан Жумаев.
Каждой елке, привезенной из лесного хозяйства со специально оборудованной новогодней плантации (а их всего в республике три — в Чуйской, Нарынской и Иссык–Кульской областях), около тридцати лет. По елочным меркам, это еще подросток.
Живая лучше
Елки перевозят в специальных грузовиках. При погрузке с капризницами обращаются очень бережно, чтобы ни одна веточка не пострадала. Старожилы уверяют, что видели, как елки плачут, когда их рубят или грубо отламывают ветки.
— Почему поставщики цены завышают? В питомнике они покупают ель, допустим, за 60 сомов, а продают за сто, это в счет транспортных расходов, — говорит Жумаев.
Кстати, все расходы, связанные с выращиванием, уходом и транспортировкой, с лихвой окупаются в канун новогодних праздников.
По твердому убеждению Нурлана Жумаева, живую елку не затмит ни одна. Пусть даже самая дорогая искусственная.
— Можно, конечно, купить искусственную. Сейчас так научились делать, не отличишь от настоящей, даже имитаторы запаха хвои есть. Такая елка до двух, трех тысяч сомов стоит. Ее можно ежегодно наряжать, дом свой ею украшать, ничего ей не сделается. Но это не то. Нет того ощущения детства, новогоднего праздника. Мы же с детства все приучены: елка должна быть живая, и в доме должно пахнуть Новым годом, — признается Нурлан.
И правда: можно обмануть зрение, но не память о неподдельном празднике.
И вот она нарядная
Если елку присмотрели, очередь за игрушками. У кого–то еще сохранились настоящие фарфоровые елочные украшения. Сейчас купить такое чудо — непозволительная роскошь. Да и в продаже их нет, разве что у коллекционеров. Прилавки ломятся от пластмассовых ярких шаров и фигурок китайского производства от тридцати до ста сомов.
— Люди покупают с удовольствием, они легкие, нарядные, есть шары с музыкой, есть с подсветкой, — расхваливает свой товар Назира, у нее контейнер забит праздничной мишурой.
Среди гирлянд и конфетти выстроились в ряд баллончики с искусственным снегом и золотистыми лентами. При желании можно из такого “пульверизатора” выпустить целую снежную бурю.
Наступающий год — Год Огненной cобаки, поэтому у покупателей глаза разбегаются от количества четвероногих. Представлены все породы — от болонки до бультерьера. Добродушные плюшевые, пластиковые мордахи весело улыбаются своим будущим владельцам. Некоторые даже задорно гавкают, стоит только нажать заветную кнопку. Есть и елочные игрушки в виде собаки.
Словом, дерзайте, выбирайте, украшайте. Огненная cобака любит яркие цвета, уютный интерьер и ласковые руки. А в легком запахе хвои и пушистых иголках пусть растворятся все напасти уходящего года.
Дарья Малеваная.
Фото Владимира Пирогова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/12462/