Ричард Уилкинс: Ситуация вокруг Джеруя более чем странная...
Больше года провели в ожидании лицензии разработчики месторождения Джеруй. Сначала правительство Танаева их мурыжило, выдвигая новые условия, затем произошли известные события и никому не стало дела до экономики — революционеры занимались дележом портфелей. Еще несколько месяцев золотодобытчики томились из–за затянувшегося процесса формирования и утверждения правительства. И в конце концов они дождались... письма с отказом. Послание заканчивалось предупреждением, что «в ближайшее время правительство КР направит информацию о компании, которая будет уполномочена вести переговоры о возмещении суммы, инвестированной в разработку месторождения Джеруй определенной международной аудиторской фирмой».
В связи с таким неожиданным поворотом событий какие шаги собирается предпринять инвестор? — на эти и другие вопросы мы попросили ответить исполнительного директора компании «Оксус Голд.» Ричарда Уилкинса.
— В этом году мы инвестировали в проект 30 млн. долларов. Если все пойдет, как планировали, то начнем производство золота в мае–июне будущего года. Мы в этом все очень заинтересованы. Сегодня на руднике трудятся более 700 человек. Сама сумма инвестиций, а вложено в строительство порядка 37 млн. долларов, и то, что мы успели уже построить здесь, свидетельствуют: у нас самые серьезные намерения, и мы их осуществим. Надеемся, что предприятия, возведенные нами, будут работать много–много лет на благо Кыргызстана.
Мы здесь уже несколько лет и не перестаем удивляться такому факту — в СП “Талас Голд.” два собственника, но один из акционеров не делает ничего. Мы финансируем проект, нанимаем людей, оплачиваем их труд, строим фабрику, а наш партнер — “Кыргызалтын” — все это время не принимал в деле никакого участия. И даже голоса в нашу поддержку ни разу не подал. Складывается впечатление, что в Лондоне больше заинтересованы в разработке месторождения, чем в Кыргызстане. Согласитесь, ситуация более чем странная.
На Запад сейчас поступают сигналы об ухудшении инвестиционного климата в республике и о том, что вашему правительству не нужны иностранные инвестиции. Мы же пытаемся своим примером убедить мировое сообщество, что это не так, что, возможно, в наших отношениях существует какое–то недоразумение.
Наряду с вами компания “Оксус” два года ведет добычу золота в соседней республике, за это время она успела получить значительную прибыль. По итогам работы за первое полугодие мы выплатили дивиденды правительству Узбекистана.
— Вы работаете там на таких же условиях?
— Да, объем денежных средств такой же. Но в Узбекистане намного лучше налоговый режим — у них есть и действует программа иностранных инвестиций, согласно которой крупным стратегическим партнерам даются большие льготы. В результате долевое участие составляет 50 на 50. Мы правительству платим больше дивидендов и чуть меньше налогов. У вас налоговый режим похуже, поэтому мы отчисляем правительству гораздо больше средств в виде налогов и меньше — в виде дивидендов. Ну а в итоге общие денежные потоки распределяются следующим образом: примерно 60 процентов получает страна и 40 процентов — инвестор.
Правительство Узбекистана приветствовало приход “Оксуса” в республику, чиновники регулярно встречались с нами и всегда интересовались, чем могут помочь, чтобы ускорить работы? И даже когда цены на золото упали, мы вместе ломали голову над тем, как оптимизировать потери. В Кыргызстане все совершенно по–другому. Правительство ведет себя так, словно нас вообще не существует!
— Как вы дальше собираетесь действовать? А если правительство в скором времени объявит тендер и приведет нового инвестора?
— Я думаю, что тогда у него возникнут большие проблемы и с МВФ, и Всемирным банком, которые включили этот проект в программу. Исполнительной власти придется объявить об этом донорам и приказать нам свернуть работы. “Оксусу” в таком случае ничего не остается как подать иск в суд на правительство Кыргызстана. И, что еще более печально, уволить с работы свыше 700 человек.
— Но речь идет не о сворачивании работ на Джеруе, а о замене партнера. По крайней мере такой вывод напрашивается из письма правительства.
— Как оно это сделает, если все оборудование, объекты, которые мы здесь возвели, являются собственностью “Оксуса”? Даже если нам прикажут покинуть страну, мы демонтируем оборудование, фабрику, технику и перебросим на наши объекты в Узбекистане.
Вы знаете, чтобы заказать и привезти мельницу, например, нужно 18 месяцев. Горнодобывающая промышленность в связи с высокими ценами на золото переживает настоящий бум. Компании стоят в очереди, чтобы им произвели такое оборудование. Новое копперфильдовское оборудование для горных работ надо ждать 14 месяцев. Зачем нам заказывать новую мельницу и ждать столько времени, пока ее соберут? Да мы просто вывезем ту, что смонтировали на Джеруе. Если правительство думает, что в следующем году начнется производство золота без нашего участия, оно сильно ошибается. Потребуется очень много времени, средств. Если нас здесь не будет, то и джеруйское золото вы не скоро получите. Это однозначно.
Уверен, местное население решение правительства воспримет очень негативно, видя, как мы упаковываем вещи для того, чтобы создать рабочие места в Узбекистане и увеличить благосостояние их людей. Мы знаем, ваши соседи широко распахнут нам двери. Но с чем останется Кыргызстан?
— В чем главная причина того, что у вас отобрали лицензию тогда, полтора года назад?
— Объяснение тому — коррумпированность прежнего правительства. Когда мы спрашивали премьер–министра Танаева: за что с нами так поступили, он не мог ответить, и поэтому мы продолжали дело, ни дня не останавливая работы. Нам никто не говорил прямо: перестаньте строить. Нас все время обнадеживали, что вопрос с выдачей лицензии решится положительно.
— Спрошу прямо: с вас вымогали взятки?
— Да, несколько раз. Но мы отказали вымогателям. Не исключено, это и явилось основной причиной отзыва лицензии.
— На ваш взгляд, что же мешает выдать разрешение сейчас?
— Нам не ведомо. Всемирный банк и МВФ отслеживают ситуацию, и она вызывает у них все больше тревог. Мы знаем, что также встревожены происходящим правительства Великобритании, США. Создается впечатление, что новое правительство ищет повод для давления на инвестора, иначе не объяснить: почему то, что построено, оказывается, не нужно новой власти? Мы постоянно отчитываемся перед вашим правительством, хотя нас об этом никто не просит. Посылаем письма, которые остаются без ответа, отправляем фотографии возведенных объектов, которые не вызывают никакой реакции у чиновников.
— Цены на золото сейчас достаточно привлекательные. Некоторые экономисты предрекают, что благоприятная для нас тенденция продлится еще несколько лет, поэтому, видимо, наши руководители надеются, что ничего не потеряют, если заменят одного инвестора на другого.
— Любая компания горнодобывающей промышленности может здесь работать, но это займет не меньше двух лет. Но надо при этом учесть, что на любого, кто захочет нас заменить, компания подаст в суд. Возможно, есть российские компании, заинтересованные в этом проекте, но только ни одна западная компания, потому что их не привлечет перспектива быть втянутыми в судебное разбирательство.
Мы даже поинтересовались у руководителей “Баррик Голд.”, не они ли хотят перехватить наш проект? На что исполнительный директор ответил: Вы думаете, мы сошли с ума? Дело в том, что компании открытого типа такие вещи не делают, это не принято в серьезном бизнесе.
Непонятно, зачем менять инвестора, если вы можете получить золото уже в следующем году, а любая другая компания даст его только в 2009 году? Ведь ей придется пройти через все, что прошли мы. Кто ответит, что мы делаем не так? Компания пошла на существенные уступки, пересмотр условий, когда этого потребовал президент. “Оксус” — самый крупный инвестор с тех пор, как главой государства стал Курманбек Бакиев. Я не знаю ни одной компании, потратившей в вашей стране столько денег, сколько вложили в экономику Кыргызстана мы в этом году. “Оксус” работала в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане и ни с чем подобным там не сталкивалась.
— Ваши дальнейшие действия? Неясность ведь не на пользу никому.
— Мы будем продолжать строить. На местах нам оказывают большую поддержку, в парламенте много сторонников проекта, есть они и среди ученых и специалистов горного дела. Все просят, чтобы мы не останавливали строительство, потому что для выхода из экономического кризиса Кыргызстану нужно золото Джеруя. Двигаться дальше, не сбавляя темпов, нас заставляет и вера простых людей — рабочих и строителей Таласского региона. Мы не теряем надежды, что найдем общий язык и взаимопонимание с правительством и все спорные моменты решим за столом переговоров.
Лариса Ли.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/12413/