По шпалам, как по нотам
Железнодорожный конфликт затянулся на пять месяцев. Председатель рабочего профсоюза Кыргызской железной дороги Эрнис Докенов, начальник поезда Болот Ниязалиев и проводник Ремелес Султаналиев требуют незамедлительного снятия с должности начальника КЖД Кыдыка Исаева. По их словам, бывший депутат Исаев не справляется со своими обязанностями, ему не хватает опыта и специального образования.
Расшатывать кресло под Исаевым железнодорожники стали еще в августе, тогда они объявили бессрочную голодовку в знак протеста на кадровые перестановки в верхах КЖД. Обвинили во всем администрацию президента, мол, это они, эти “белодомовские” чиновники мутят воду и переводят недовольство железнодорожников с экономических рельсов на политические. Начальство назначают без согласования с самими работниками.
— Президент столько раз говорил в своих заявлениях, что пора заниматься экономикой, а не политикой. Но в наши дела вмешивают политику, причем постоянно. Мы просим, дайте нам профессионала, технаря, а не экономиста–менеджера, — сказал Докенов.
По его мнению, именно Исаев своим непрофессионализмом усугубляет и без того тяжелое положение на КЖД. Процветают коррупция и мздоимство. Чтобы одной бригаде пассажирского состава выйти в рейс, необходимо заплатить в кассу начальства три тысячи долларов. Так утверждает Болот Ниязалиев, правда, он как бригадир–экспериментальщик еще не платил необходимый взнос. По его же словам, ему удавалось обходить денежные подводные камни. Вот только за нежелание платить его наказывали безосновательными выговорами и штрафами.
— Я им не платил, поэтому, наверное, и не был интересен. И вообще как бригадир экспериментальной бригады я считаю, что проводить эксперименты на железной дороге глупо, — заявил Ниязалиев.
В свою очередь, умные железнодорожники под предводительством Эрниса Докенова требуют назначить на место начальника КЖД любого профессионала, если же их требование не будет выполнено, они снова поговорят с властями на языке ультиматума.
— Мы все знаем, как наше так называемое начальство вымогает взятки у проводников. Мы хотим настоящего железнодорожника, кто действительно болеет за КЖД, причем на деле, а не на словах, кто реально сможет навести порядок. Проблемы возникли не вчера, с 1995 года стало все рушиться, — посетовал Докенов.
Сегодня железнодорожная система насчитывает до 14 предприятий, а это 5000 сотрудников. Еще во времена бывшего СССР славился скорый поезд Фрунзе — Москва. А состав проводников был гордостью и лицом железных дорог Кыргызстана.
Но сейчас этот некогда величавый филиал выглядит уныло. Во–первых, старые вагоны, которые не менялись последние пятнадцать лет, проводники в затрапезной форме.
— Посмотришь на своих коллег, скажем, из узбекского пассажирского состава — загляденье. Перчатки белые, в вагонах, как в космическом корабле, все на кнопках. А у нас... Да и зарплата нашего проводника — 1550 сомов, как на такие деньги семью прокормить? Вот, к примеру, у наших казахских коллег — 67 тысяч тенге, а мы даже и 50 долларов не набираем. Вот и приходится мелким бизнесом заниматься, — сказал проводник Султаналиев.
Правда, что это за вид предпринимательства, он не сказал. Добавил только, что каждый выживает как может. Однако с таких грошей набрать необходимую сумму, чтобы выйти в рейс, проводникам пассажирского состава все–таки удается. Что ж, с миру по нитке — голому рубаха.
Кстати, по заверениям того же Султаналиева (его поддержали Докенов и Ниязалиев), руководство КЖД решило ликвидировать пассажирский состав Кыргызстана. На смену нашим уезженным поездам придут новые российские, а кыргызских проводников заменят их российские коллеги.
Правда это или нет, не знают даже сами профсоюзники. Получили, как сказали, информацию из своих надежных сугубо доверительных источников.
Как признали сами железнодорожники, если на кыргызские рельсы встанут россияне, пассажиры ничего не потеряют, только приобретут. В убытке останется только сама железная дорога. Тогда долг России возрастет, если Кыргызстан будет эксплуатировать российские составы.
— Мы должны сохранить нашу железную дорогу. Это дело чести. Я воспитан все–таки в добрых социалистических традициях. И теперь мне просто за державу обидно, — сказал патриот Докенов.
Пустят ли российские поезда по нашим рельсам или нет — неизвестно. Пока ясно одно — железнодорожники тоже решили привлечь к себе внимание, если не пикетами и голодовками, так жалобами и обращениями к президенту страны.
Дарья Малеваная.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/12249/