Криминал перехватил инициативу
Потому и вершился беспредел в исправительной системе страны
Убийство, а если быть точнее, расправа над депутатом Жогорку Кенеша Тынычбеком Акматбаевым и еще тремя нашими согражданами — это результат острейших противоречий, существующих уже не один год между Рыспеком Акматбаевым и Азизом Батукаевым. Таков вывод депутатской комиссии, результаты работы которой были озвучены вчера в стенах парламента. И в свете всего этого совершенно очевидно, что выстрелы, прозвучавшие в исправительной колонии № 31 двадцатого октября, были преднамеренными.
...Прежде чем начать свое разоблачительное выступление, председатель парламентской комиссии Алишер Сабиров прокрутил короткий документальный видеофильм, который попал в палату. И эти цветные кадры, снятые неуверенной рукой оператора–любителя, явились убийственным доказательством того, что творилось в наших исправительных учреждениях еще до недавнего времени. Короткометражка более чем красноречиво продемонстрировала тот купеческий размах, с которым отбывали наказание Азиз Батукаев и его свита. Нам показали празднование Дня независимости Кыргызстана, а может быть, другого торжества. Столы ломились от яств, на подходе был свежий барашек, и пир шел нешуточный... Тут же проводились турниры бойцовых собак, борцов и... вовсю раздавались шприцы с наркотой всем желающим. А небольшая плантация конопли преспокойно произрастала прямо в зоне. Мы увидели уютный GYM–зал и сауну. И на воле такие блага имеет далеко не каждый кыргызстанец.
Как выяснила комиссия, для сподвижников и родственников А. Батукаева не существовало колючей проволоки и передачи ему несли целыми баулами. А мы спрашиваем, откуда в ИК взялось оружие...
— То, что произошла трагедия, не удивительно, — рассказал Алишер Сабиров. — При попустительстве руководства ГУИН в исправительной колонии
N 31 были созданы поистине курортные условия. Государство оказалось не в состоянии обеспечить более или менее сносную жизнь заключенным, и тогда инициативу перехватил криминал, который кормил осужденных, плативших в ответ горячей благодарностью.
По сути, как убеждены нардепы, пенитенциарная система в республике давным–давно превратилась в “криминальный инкубатор”, а те, кому положено было решать возникающие острые проблемы, молча взирали на все со стороны. Как рассказал Алишер Сабиров, еще в 1997 году было принято решение построить ряд новых колоний, арестных домов, однако все благие решения так и остались на бумаге. Оказалось, за последние три года проблемы ГУИН ни разу не рассматривались на заседаниях правительства и колонии получали денег всего лишь на одну треть от положенного по бюджету.
— Наверное, в печально известном Бухенвальде люди содержались и то в более лучших условиях, — констатировал А. Сабиров.
Потому и удивляться нечему. Чего уж тут говорить, если Азиза Батукаева перевозили из СИЗО в колонию чуть ли не на личном транспорте сотрудников ГУИН, и получается, что не государственное начальство, а сам Азиз руководил жизнью колонии.
Депутатская комиссия сделала еще один важный вывод — ни премьер–министр Феликс Кулов, ни спикер парламента Омурбек Текебаев не имеют ни малейшего отношения к тому, что случилось в ИК–31.
— Ответ на этот вопрос должен быть найден в рамках уголовного дела, — заявил председатель комиссии. — Но мы не установили фактическую или косвенную причастность двух высоких должностных лиц к убийству.
То есть страсти на митингах с требованиями отставки Феликса Кулова и Омурбека Текебаева были необоснованными и напрасными...
Но вот ведь какое дело — генеральный прокурор республики Камбаралы Конгантиев не подтвердил вывод депутатской комиссии по расследованию убийства Тынычбека Акматбаева и еще троих человек о том, что трагедия произошла на почве противоречий между Азизом и Рыспеком.
— У меня таких данных нет, и следствие покажет, — сказал К. Конгантиев.
Генеральный прокурор сообщил, что сегодня по делу об убийстве проходят семь человек, кому–то из них уже предъявлены обвинения, кому–то еще нет. Азизу Батукаеву будет предъявлено обвинение, поскольку он проходит по нескольким эпизодам.
Так что окончательная точка в громком убийстве еще не поставлена.
Елена Скородумова.
Отчет генпрокурора
В организации убийства депутата Жогорку Кенеша Тынычбека Акматбаева генпрокурор страны Камбаралы Конгантиев обвинил Азиза Батукаева и Рустама Абдулина.
С таким заявлением Камбаралы Конгантиев выступил 30 ноября на пресс–конференции для журналистов. Он подчеркнул, что расследованием данного преступления занимается Генпрокуратура с участием сотрудников СНБ. Следственно–оперативной группой проведено более 35 различных экспертиз, допрошено более 80 свидетелей. Следствие близится к завершению, после чего материалы уголовного дела будут переданы в суд.
Касаясь убийства депутата Баямана Эркинбаева, генпрокурор отметил, что расследование уже практически завершено, преступники задержаны и им предъявлены обвинения.
Разработка и поиск организаторов и убийц ведутся по делу о заказном убийстве парламентария Жыргалбека Сурабалдиева. Генпрокурор заявил журналистам, что следственные мероприятия сотрудниками СНБ уже завершены. Проведено более 27 экспертиз, допрошено свыше 60 человек.
Остановился Камбаралы Конгантиев и на ситуации в системе Главного управления исполнения наказаний при Минюсте КР. Обстановка сегодня в закрытых учреждениях стабильная. Рассматриваются вопросы о законности действий сотрудников ГУИН и колоний, соблюдения законных прав заключенных. Уже возбуждено несколько уголовных дел на сотрудников ГУИН, которые занимались хищениями.
Юрий Груздов.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/12192/