Вынужденная исповедь «экс–(про)куратора»
СМИ Кыргызстана уже сообщали о том, что за пределы нашей страны выдворен экс–куратор газеты «Вечерний Бишкек» Олег Оснаков. По телевидению несколько раз прокрутили сюжет, где, улыбаясь, он помахал журналистам на прощание ручкой на пограничном посту «Ак–Жол», перед тем как ступить на землю Казахстана. Но перед отъездом к своему нанимателю — Адилю Тойгонбаеву — г–н Оснаков успел вынужденно поведать немало интересного об этом «зяте всего кыргызского народа» (и не только о нем) сотрудникам СНБ. Копии протоколов этих откровений попали к журналистам «МСН». Сегодня мы публикуем самое интересное из них.
О стратеге из Бауманки
О.Оснаков представителям спецслужб заявил, что он якобы мало знаком с Адилем Тойгонбаевым. Но, несмотря на это, сумел дать его деятельности достаточно глубокую оценку. По признанию экс–куратора “Вечерки”, существует некий “мозговой центр”, куда, кроме самого О.Оснакова, входят и другие небезызвестные кыргызстанцам личности: Олег Ситько (находится в розыске), два заместителя А.Тойгонбаева, один из которых — московский журналист Сергей Пономарев, еще один — советник Владимир Никитин. Имеет отношение к “могучей кучке” и известный адвокат Максим Максимович, хотя он больше работает на интересы Аскара Акаева. Со своим “мозговым центром” А.Тойгонбаев обговаривает стратегию поведения и тактику борьбы. Какой — понять очень легко, прочитав последующие строки.
Экс–куратор сделал сенсационное заявление о том, что “наш зять” практически не ведет никакого бизнеса. И при этом Адиль Тойгонбаев слывет человеком с деньгами. О его реальном состоянии конкретно консультант лично говорить не стал. Но дал понять, что А.Тойгонбаев сумел вывезти из нашей республики столько, что с лихвой хватит на всю оставшуюся жизнь. Сидя на самых доходных местах нашей далеко не самой процветающей экономики, А.Тойгонбаев сумел “насобирать” в кубышечку столько, что легко мог позволить себе играть в весьма недешевые политические игры.
По словам куратора, А.Тойгонбаев над всеми нами целенаправленно и увлеченно экспериментировал. Наша страна для него была игрушкой. По мобильнику ежедневно десятки раз он позванивал в Бишкек своим кураторам, консультантам и прочим наемным политтехнологам. Экс–куратор признался, что в период начала бензинового кризиса Адиль Тойгонбаев как–то случайно обронил: “Ну вот я еще и по бензину немного поработаю…”.
Казахского стратега ничуть не смущало, что в его играх рушились чьи–то судьбы, происходили личные драмы, а то и трагедии. Страшная картина… Холодящий душу цинизм! Именно так характеризует дела Тойгонбаева Оснаков. В свое время наемные политтехнологи пытались выяснить: зачем, для чего ему, Адилю, надо дестабилизировать обстановку в Кыргызстане? С какой целью он постоянно прессингует своих многочисленных кураторов в СМИ? Выяснилось. Для того, чтобы они “фильтровали” информацию, давали больше негатива. Нужно было все время в контролируемых Тойгонбаевым СМИ делать акцент на том, что бензин дорожает, хлеб дорожает, топливо дорожает, а зима грядет холодная… Словом, любыми способами раскачивать лодку.
Наемные политтехнологи не раз вопрошали, а что будет, если ситуация в стране пойдет по самому страшному “таджикскому” сценарию? Разве вам это надо? “Посмотрим, что будет…” — многозначительно отвечал на эти предостережения “зять всего кыргызского народа”…
То, что А.Тойгонбаев предприниматель никудышный, г–н Оснаков понял почти сразу. Структуру “Вечернего Бишкека” босс называл “никакой, неработоспособной”, КООРТ — метровый телевизионный канал — убыточным, что, в общем–то, нонсенс! Надо было суметь довести курицу, несущую золотые яйца, до такого истощения, — заявил в беседе с представителями спецслужб консультант. Но тем не менее Тойгонбаев всегда живо интересовался, сколько могут стоить подконтрольные ему СМИ.
Однако продавать газету и канал А.Тойгонбаев не спешил. Более того, постоянно твердил, чтобы кураторы продумали, что можно купить на тот случай, если потеряет свои СМИ. Уж очень мечталось “нашему зятю” вернуть себе и канал ОРТ. Ретрансляция центрального российского канала с рекламными вставками не только приносила отличные прибыли, но и особых вложений не требовала…
Отнюдь не капризами журналистов “Вечерки” оказались жалобы на жуткую цензуру, тотальный диктат в творческом процессе и подаче информации. Все так оно и было! — признался перед спецслужбами экс–куратор газеты. Не только готовые сверстанные полосы, но и даже сюжеты телепрограммы “Апта” отправлялись лично на утверждение Адилю Тойгонбаеву. Без его ведома не только буква, но и запятая в газете не появлялась, как и сюжет на телевидении!
Потеря медиа трибун в Кыргызстане — это явный проигрыш “зятя” в его стратегии. Но, по словам экс–куратора, он уже положил глаз на газеты “Бишкек–таймс”, “Приговор”, “7 дней”. За газету “Приговор” ее хозяева хотят получить 15 тысяч долларов, а за газету “7 дней” — 20 тысяч долларов. Зять раскошеливаться не спешит, думает, просчитывает. Видимо, будет советоваться со своим “мозговым центром”. Экс-куратор не скрывал, что А.Тойгонбаев также не исключает возможности купить ТВ “Пирамиду”, ну и продолжает грезить об ОРТ…
Представляют определенный интерес и другие слова О.Оснакова на допросе. Он заявил, что выпускник Бауманки охотно покупает услуги российских, в основном московских, журналистов. Конечно, доказать ничего нельзя, но ведь все — не дети… Понятно, что статьи, в которых Аскар Акаев называется “зарей новой цивилизации”, просто так в “Известиях”, “Независимой газете” не появляются.
Ну и последняя — самая сенсационная — информация от Оснакова. Неугомонный “зять” планирует организовать провокацию в стиле украинского журналиста М.Гонгадзе. По этому поводу он сейчас ведет переговоры с небезызвестным держателем сайта Gazeta.kg Уланом Мелисбеком. Последний и должен выступить в качестве героя вроде Гонгадзе. Понятно, что целью такой провокации является дискредитация ныне действующей власти, желание повесить на нее груз вины за “пострадавшего за правду” служителя свободы слова.
Хотелось бы надеяться, что “кыргызский Гонгадзе” — Улан Мелисбек — станет только виртуальной жертвой–героем. Потому что о настоящем убийстве как таковом речь в СНБ не шла. Просто Улан Мелисбек должен на достаточно долгое время исчезнуть. Или, в крайнем случае, должен исчезнуть кто–то из членов его семьи. Тема провокации с журналистом, увы, пока не закрыта.
Косвенным подтверждением этой информации спецслужб может служить тот факт, что в последнее время в СМИ, да и на самом сайте Gazeta.kg регулярно появляется информация о том, что якобы У.Мелисбеку за “независимость” журналистских взглядов кто–то периодически угрожает. Ему лично и его семье. В связи с чем Улан Мелисбек вот уже третий раз за историю существования сайта объявляет о его продаже. Тем не менее самого факта продажи не зафиксировано. Цена сайта, когда–то стартовавшая с 200 тысяч долларов, теперь упала до 100 тысяч американских купюр.
Разработан и другой сильный ход. “Зять” намерен начать самым активным образом налаживать связи с американцами. “Мозговой центр” казахстанского “стратега” намерен организовать какой–нибудь “Комитет по защите свободы слова”. Потом, положив на лоб марлевую повязку, изображать из себя “гонимую”, загнанную новой властью оппозицию, искать всяческие контакты с международными и правозащитными организациями, организовывать массовые акции протеста, переманивать на свою сторону политиков второго плана. Скажем, тех революционеров, от которых новая власть по разным причинам избавляется. Искать недовольных.
К примеру, когда был снят со своего поста А.Бекназаров, куратор получил задание немедленно связаться с опальным экс–генпрокурором и любой ценой вступить с ним в переговоры, склонить его на свою сторону. Так постепенно, медленно и верно куратор газеты превращался в реального политического игрока. А босс при этом твердил: “Вы же здесь все равно временно… Вам–то что?!”.
Они–то, может, и временно. Но мы–то тут живем! Так почему мы должны позволять всяким “зятьям” и засланным им кураторам ставить над собой эксперименты?!
Предсмертное письмо
Необходимо отметить, что все–таки главной причиной “беседы” иностранного политтехнолога с сотрудниками спецслужб стало появление в “Вечерке” предсмертного письма депутата ЖК Баямана Эркинбаева. Экс–куратор рассказал чекистам, что об убийстве депутата впервые он услышал ночью. Он отправил на место происшествия журналиста и, как и любой на его месте, не смог сразу однозначно оценить происшедшее.
На утро, просматривая Интернет, он якобы столкнулся с письмом, расположенным на сайте Gazeta.kg. Затем позвонил А.Тойгонбаев и, поинтересовавшись, видел ли куратор письмо, приказал поставить его в уже сверстанный номер.
Для себя Оснаков якобы оценил письмо как очень странное. Ведь было совершенно нелогично, что человек, который принял участие в революции, вдруг прославляет А.Акаева. И на предсмертное письмо оно явно не тянуло. Однако стратег из Бауманки для верности распорядился поставить письмо не только О.Оснакову, но и главному редактору А.Гладилову и директору ИД “Вечерний Бишкек” Н.Чыныбаевой. Всем троим он также дал распоряжение увеличить тираж до 30 тысяч экземпляров. Каждый из исполнителей понимал, что такой тираж не продастся. Но приказ шефа не только остался в силе. Фотоиллюстрации были доставлены в срочном порядке в редакцию через водителя “Айрека”.
О том, кто мог написать эту статью за депутата, остается только догадываться. Возможно, кто–то из оставшихся алгинцев.
Когда пошли гулять слухи о том, что Тойгонбаев может быть как–то причастен к гибели Б.Эркинбаева, а они появились сразу после публикации небезызвестной инструкции, вспомнили, что Б.Эркинбаев в свое время обращался к семье Акаевых и просил содействия в улучшении своего политического имиджа. Но перед этим, пояснил сотрудникам спецслужб экс-куратор “ВБ”, А.Тойгонбаев дал указание взять интервью у Б.Эркинбаева. Скорее всего, интервью депутата Б.Эркинбаева и должно было быть тем самым письмом. Прощальным…
Дела семейные, и не только…
Эсэнбэшникам Олег Оснаков охарактеризовал Адиля Тойгонбаева как очень недоверчивого, предельно осторожного человека. Шеф, мол, никогда и никому не доверяет до конца. Любую информацию он перепроверяет по нескольким каналам сразу. Всем имуществом, собственностью распоряжается лично, хотя иногда и позволял делать это брату Алтаю.
По словам куратора, отношения в семье Акаевых с зятем очень напряженные. Он вообще держится особняком. Но понятно, что главный финансист в своей семье именно он, Адиль, поскольку у Бермет Акаевой, по данным консультанта, своего бизнеса нет.
Очень формальными назвал Оснаков и отношения Бермет Акаевой с мужем. И Бермет, и Адиль окружены целой армией политических советников. Они создали сложную многоступенчатую структуру, которая проверяет и перепроверяет верность принимаемых ими решений, дает свои рекомендации. Даже управление в своих структуруах Тойгонбаев осуществляет всегда параллельно, никому не доверяя до конца. А свой электронный адрес он меняет практически еженедельно. Разве что коротенькие указания “слугам” таким способом рассылает.
В одно время А.Тойгонбаев опасался появляться в Алматы. Но когда казахские власти объявили, что не выдадут его, он осмелел.
Никто из многочисленных советников “зятя” никогда не имел выделенного бюджета. Деньги Адиль не доверяет никому. За малейшую провинность, к примеру за опоздание, он наказывает своих сотрудников материально, лишая зарплат, премий. Всем своим туманным “бизнесом” он предпочитает заниматься лично, постоянно все контролирует и перепроверяет. Даже с тем же М.Максимовичем у него весьма сложные отношения. М.Максимович в основном представляет в республике интересы А.Акаева и М.Акаевой. Он фигура достаточно независимая, и А.Тойгонбаев вынужден с ним считаться.
Что касается заработной платы, то О.Оснаков не скрывал, что ему платили порядка 4,5 тысячи долларов в месяц, не считая съемной квартиры, машины, личного водителя, бесплатной связи, еды. Ну и, кроме того, всегда были горы, Иссык-Куль, возможность отдохнуть… При этом Оснаков даже пошутил в СНБ, что когда о сумме гонорара консультанта услышал адвокат М.Максимович, то только усмехнулся.
Финансовое состояние А.Тойгонбаева экс–куратор оценил примерно в 60 миллионов долларов. Это, впрочем, не предел, как мы понимаем. Некоторые правозащитники подсчитали, к примеру, что только экс–президент А.Акаев вывез из страны порядка 4 миллиардов долларов. Не говоря уже об отдельной кассе Майрам Дуйшеновны и Айдара.
Какой же на самом деле суммой манипулирует “зять всего кыргызского народа” — неизвестно. Однозначно можно утверждать лишь одно — это украденные в нашей стране деньги, и именно на них нас же пытаются и утопить.
Подготовил Юрий Груздов.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/11771/