Распечатать: Цементно–шиферное дело РаспечататьОставить комментарий: Цементно–шиферное дело Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Цементно–шиферное дело Посмотреть комментарии

16 сентября 2005

СКАНДАЛЫ

Цементно–шиферное дело

    На этой неделе генпрокурор Азимбек Бекназаров встретился с коллективом АО «КЦШК». Разговор получился не из приятных...
    В актовом зале предприятия народу собралось — яблоку негде упасть. Еще бы, ведь не часто, если не сказать впервые, почти всех комбинатовских работников жалует своим вниманием генеральный прокурор страны вкупе с областным прокурором, акимом района, мэром г.Канта.
    На повестке дня вопрос самый что ни на есть насущный: прокуратура завершила два уголовных дела. Речь идет о незаконной продаже как 13 процентов госакций, так и контрольного пакета — 67,64%.
    Акаевская семья, чьи проделки стараются смазать и некоторые “независимо” — зависимые (от Семьи) СМИ, и отдельные политики, хапнула в свое полное распоряжение одно из самых нехилых предприятий (а на хилые эта семья и внимания не обращала) и пользовалась КЦШК как дойной коровой.
    Собранные по уголовным делам материалы свидетельствуют: сделка по продаже контрольного госпакета акций АО “КЦШК” совершена мнимо и с целью, заведомо противоречащей государственным интересам. Сейчас в Госкомимущества внесено предписание о расторжении договора купли–продажи с компанией Ciments de lux S.A. А также предъявлен иск о признании этой сделки недействительной. А фактическим владельцем компании являлся зять б.президента Адиль Тойгонбаев, которому предъявлено обвинение по ст. 169 УК КР (хищение чужого имущества в особо крупных размерах), и он объявлен в розыск. (Заметим в скобках, что вряд ли казахские правоохранительные органы, заполучив от нашей стороны надлежащие материалы, воспрепятствуют экстрадиции некогда всесильного “зятя всего кыргызского народа”. Нагадил — получи по заслугам.)
    Между тем в Первомайский районный суд направлено уголовное дело по обвинению заместителя председателя Госком–
    имущества А.Макарова (непотопляемого зама при всех председателях) и начальника контрольно–правового управления Б.Мукашева. Эти чиновники ради выгоды и преимуществ зятевой фирмы (а не преимуществ и выгоды своего государства) без проведения надлежащей проверки, за своей подписью дали ответ Ciments de lux S.A, что эта компания выполнила все обязательства по условиям договора купли–продажи. Какая наглая ложь, сказал бы сатирик. Потому что фактически не было инвестировано ни тыйына, ни цента на модернизацию производства и развитие социальной инфраструктуры. Зато зятева компания получила дивиденды на сумму 17 613 389 сомов.
     А в 2002 году Адиль Тойгонбаев перепродал комбинат (его контрольный пакет акций) казахской фирме “Азия–цемент” за 231 млн. сомов. Эта сделка по перепродаже была, на наш взгляд, исключительно в интересах того же А.Тойгонбаева (есть подозрение, что он связан с фирмой “Азия–цемент”). Ведь еще в 2001 году на территории АО “КЦШК” стал действовать торговый дом “Цемент трейдинг”, затем разделенный на два ТД — “Цемент селинг” и “Слейд провижион” (иностранные названия, видимо, должны были убедить народ, что к кыргызстанскому цементу имеет отношение Запад, не иначе).
    Эта афера позволила зятю с компанией прихвостней навариться по самое не могу. Так, с 2001 по 2005 год (уже когда контрольный пакет акций отошел казахской фирме “Азия–цемент”) торговому дому “Цемент трейдинг” было отгружено продукции комбината на льготных условиях и в первую очередь на сумму 385 млн. 947 тысяч сомов, в ТД “Слейд провижион” с 2004 по 2005 год — на 209 млн. 840 тысяч сомов, в ТД “Цемент селинг” с 2004 по 2005 год — на 176 млн. 165 тысяч сомов. Эти торговые дома, кто бы сомневался, были открыты при непосредственном участии Адиля Тойгонбаева, и их существование сделало невозможным рядовому покупателю напрямую приобрести на комбинате цемент или шифер, которые на рынке через посредников шли по цене в 2–3 раза выше отпускной.
    Азимбек Бекназаров привел такие данные: тонна цемента на рынке стоит от 3000 до 3800 сомов, а на юге — все 4000, лист шифера — от 200 до 250 сомов, а в южных областях и того выше. Безусловно, это нездоровая тенденция, когда в разы идет рыночная накрутка и рядовому жителю страны просто не по карману основные строительные материалы.
    Примечательно, что после народной революции цены на цемент и шифер значительно снизились, а потом опять поползли вверх. Тогда новый гендиректор комбината Серик Саликов старался всех убедить, что рынок сам регулирует цены, однако по поводу того, чтобы организовать сеть фирменных магазинов, где можно было бы по доступной цене приобрести мешок–другой цемента или несколько листов шифера, парировал: мол, это сложное дело, требующее дополнительных затрат. Ну может, говорил Серик Саликов, несколько фирменных магазинов появится к концу года.
    А теперь мы узнаем, что Серик Саликов больше не генеральный директор. Совет директоров АО “КЦШК” со штаб–квартирой где–то в Алматы поменял его на другого — Актана Исабекова, тоже казахстанца, раньше возглавлявшего Карагандинский цемзавод. Его видение ситуации такое: “обрубить” торговые дома и посредников, а в региональных центрах создать розничную сеть продажи продукции комбината. При этом заметим, что 53 % продукции уходит в Казахстан, а 47 % цемента и шифера остается в Кыргызстане. Но, похоже, такие пропорции — вещь относительная, о чем мы скажем ниже.
    По выступлениям рабочих и служащих комбината выходит, что им, в общем–то, все равно, кто владелец контрольного пакета акций, лишь бы зарплату платили. Тем более их никто не спрашивал, когда кому–то государство в лице Госкомимущества продавало контрольный госпакет акций, когда кому–то их перепродал Адиль Тойгонбаев. Но если суд решит, что 67,64 процента акций должны отойти государству, значит, должен поменяться и собственник, коли будет организован аукцион. А нынешняя фирма “Азия–цемент” обеспечивает комбинат сырьем с казахской территории, с Кордая, свой же карьер близ Быстровки в загоне. И не получится ли так, что, отобрав по суду госпакет акций у казахской фирмы, прекратятся и поставки сырья из Казахстана и комбинат встанет? А желающих заполучить его акции немало.
    По словам Азимбека Бекназарова, отдельные чиновники из “БД” уже успели перекупить 13 процентов акций, несмотря на наложенный на этот пакет арест. По этому факту возбуждено уголовное дело, после завершения которого генпрокурор обещал обнародовать высокопоставленных фигурантов. А некоторые из высоких лиц хотели бы без всяких аукционов заполучить и контрольный пакет акций комбината. И может начаться такое… что нутром чувствуют работники комбината. А мы все столкнемся с дефицитом цемента и шифера и вообще непомерными ценами на них.
    Выпустив птичку из клетки, как теперь государству вернуть обратно единственный свой цементно–шиферный комбинат? С одной стороны, его владельцы из Казахстана преследуют свои цели. Мы уже рассказывали читателям (“Цемент–невидимка: его много на КЦШК и его нет для ЖБИ”, “МСН” от 19 августа с.г.), что руководители ряда предприятий, чья работа зависит от стабильной поставки цемента, возмущены. Ибо до июля КЦШК строго следовал договоренностям, но затем начались перебои, объем поставок сократился на 30 процентов. А с 1 августа отгрузка цемента вообще прекратилась. При этом руководители наших предприятий указывают на то, что комбинат наращивает объемы экспорта цемента за пределы республики. Да, своя рука — владыка.
    А с другой стороны, когда государство отсудит контрольный пакет акций и “Азия–цемент” останется за бортом, кто поручится, что придут надежные инвесторы, добросовестные хозяева? Кто поручится, что комбинат не растащат по винтикам местные нувориши и что он не обанкротится? Ведь очень примечательна реплика генпрокурора: уже заявляют о себе желающие из нашего чиновничества завладеть КЦШК.
    То есть, когда правительство примет единственно верное решение — расторгнуть договор купли–продажи с компанией Ciments de lux S.A., самые головники и начнутся. Возможно, правильный подход будет — дать шанс фирме “Азия–цемент” и дальше рулить на комбинате с условием, что она возместит потери для бюджета при сделке Госкомимущества с Ciments de lux S.A. и возьмет на себя обязательства вложить в производство порядка 17 миллионов долларов.
    Согласится ли на такие условия казахская фирма — другой вопрос. Но, по крайней мере, морально наше правительство выглядело бы на высоте. Инвесторов не изгоняем, а лишь требуем от них выполнения обязательств. Ведь если фирма “Азия–цемент”, предположим, никак не связана с Ciments de lux S.A. и у них разные хозяева, то первая фирма при покупке у второй контрольного пакета акций должна была убедиться в “чистоте помыслов”. А раз вляпалась, сама должна теперь выпутываться и не жалеть средств для производственных мощностей в Кыргызстане. Если, конечно, эта “Азия–цемент” имеет твердые намерения задержаться надолго на нашем рынке.
    Словом, нужны переговоры, какие–то компромиссы, дабы не потерять единственный в республике цементно–шиферный комбинат. А возрождение еще двух простаивающих — перспектива пока призрачная.
    Геннадий Кузьмин.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/11305/


Распечатать: Цементно–шиферное дело РаспечататьОставить комментарий: Цементно–шиферное дело Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Цементно–шиферное дело Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007