От тюрьмы да от сумы не зарекайся
Подробности последовавших один за другим двух нашумевших арестов
Вчера поздним вечером решением Октябрьского районного суда арестованному в Кыргызстане итальянскому предпринимателю Джорджио Фиаккони была изменена мера пресечения. Из–под стражи его освободили под поручительство депутатов ЖК КР.
Известие о данном решении итальянец получил в одной из камер Бишкекского СИЗО. В соответствии с существующими положениями он был переведен туда из ИВС столичного УВД. В камерах первого, по словам итальянского предпринимателя, никакому давлению, издевательствам со стороны уголовников, персонала ИВС он не подвергался. Не принимал он личного участия и в судебном заседании — неожиданно возникли проблемы с конвоем, и поэтому интересы иностранца на процессе представляли его адвокаты.
Во время нахождения в общей камере ИВС Бишкекского УВД Джорджио Фиаккони отказался от тюремного пайка. Пил только воду и употреблял в пищу овощи и фрукты, которые умудрялись доставлять в изолятор посещавшие его люди.
Но некоторые претензии к неправомочности действий сотрудников наших правоохранительных органов у итальянца все же есть. Во время водворения под стражу в присутствии адвоката он попросил поставить в известность о его задержании Посольство Германии в Кыргызстане либо Консульство Италии в Астане (Республика Казахстан), предоставить ему переводчика итальянского языка, а также обеспечить его необходимыми медикаментами (предприниматель страдает сердечной недостаточностью). Данные просьбы позже даже были занесены в протокол, но впоследствии благополучно проигнорированы.
Что касается здоровья Джорджио Фиаккони, то в камеру к иностранному предпринимателю для осмотра следователи были вынуждены допустить кыргызстанского врача–кардиолога. Согласно заключению последнего, нервные срывы и стрессы, связанные с допросами и самой обстановкой в камере, в любую минуту могли привести к инфаркту.
Следует отметить, что у г–на Фиаккони болезнь сердца наследственная. По этой же причине парализовало его мать. Сам предприниматель уже в Кыргызстане тоже перенес два удара.
События последних месяцев подтолкнули итальянца вновь обратиться за помощью к нашим кардиологам. Те предписали ему (есть запись) соответствующее лечение. Но итальянец предпочел лечиться на родине. Именно с этим, утверждают адвокаты иностранца, и был связан его отъезд в Италию.
Пройдя там интенсивный пятидневный курс лечения, он сразу же вернулся в Кыргызстан. Тотчас же по приезде поставил в известность о своем прибытии следователей. В ответ последовал санкционированный обыск с изъятием документов и арест…
Когда журналисты поинтересовались в Консульстве Италии в Астане якобы дипломатической неприкосновенностью заключенного под стражу в Кыргызстане предпринимателя Джорджио Фиаккони, то не получили никаких комментариев. В Главном управлении консульской службы нашего МИД им посоветовали внимательно изучить Венскую конвенцию, где есть пункт о консульских отношениях, и обратиться за разъяснениями в Управление финансовой полиции при правительстве КР. А там, похоже, посчитали, что звание Почетного консула Италии в Кыргызстане может гарантировать предпринимателю едва лишь дипномера на его автомобиль и…
Официальной причиной ареста итальянца послужило нарушение им такой санкции, как подписка о невыезде. Но, как выяснилось, Джорджио Фиаккони собственноручно ее не давал, ссылаясь на незнание языка. То есть это сделали за него юрист и переводчик. Предприниматель утверждает, что не знал всех тонкостей данной санкции и возможных последствий. Поэтому спокойно уехал из Кыргызстана на пять дней лечиться в Италию.
Была ли на самом деле необходимость в столь суровой мере, как заключение под стражу? Ответ на этот вопрос пока остается открытым. Между тем адвокаты г–на Фиаккони успели подать ходатайство в Октябрьский районный суд об изменении итальянцу меры пресечения. Вчера вечером истекали сроки рассмотрения ходатайства. Но под занавес уходящего дня все–таки было принято решение изменить меру пресечения итальянцу, о чем сказано выше. На момент верстки этого материала в печать (уже стемнело) адвокаты иностранца терпеливо ждали, когда будет отпечатано решение суда с тем, чтобы с этим документом вызволить из камеры больного итальянца.
Что касается нескольких уголовных дел, обвинений, которые финансовая полиция при правительстве Кыргызстана инкриминирует предпринимателю (хищение чужого имущества в особо крупных размерах, использование заведомо ложного документа с печатями несуществующей фирмы, злоупотребление полномочиями служащих коммерческих или иных организаций, неисполнение решения суда), то они представляют собой тоже очень большой интерес.
ВЧера журналистам дали свои разъяснения по этому поводу и сами финансовые полицейские. Подчеркивалось, что дело в отношении Фиаккони началось с 2002 года. В то время акционеры ОАО “ЦУМ “Айчурек” обратились с жалобой в Управление финансовой полиции республики. Якобы Фиаккони поставляет оборудование от несуществующей фирмы из Италии.
Через Интерпол был направлен запрос в Финансовую гвардию Италии. Оттуда пришел ответ: данной фирмы, ранее принадлежавшей жене Фиаккони, в 2002 году уже не существовало.
Кроме того, Государственная налоговая инспекция Свердловского района Бишкека подала жалобу в Бишкекский межрайонный суд по экономическим делам, обвиняя итальянскую фирму “Кэвитал”, которой когда–то руководил Дж. Фиаккони, в неуплате налогов на сумму 795 тыс. сомов. Налоговики выиграли процесс, и Арбитражный суд 28 апреля 2004 года вынес решение обязать “Кэвитал” уплатить долг. Однако итальянский подданный не исполнил этого решения.
Аргументы вроде бы железные. Но вот странность: по подлогу возбуждено уголовное дело было почему–то лишь три года спустя — 20 июля 2005 года. Когда завертелся маховик следствия, по утверждениям наших полицейских, Фиаккони под любыми предлогами не являлся на допросы к следователю. Пришел в полицию лишь 4 августа. Вот тогда–то следователь и принял решение “закрыть” итальянца. Но когда его привезли в ИВС, иностранцу стало плохо. Тогда и было вынесено постановление — отпустить предпринимателя под подписку о невыезде…
ЧитателЯм следует напомнить, что Дж. Фиаккони является одним из главных совладельцев ЦУМа “Айчурек”, издателем газеты Times of Central Asia. Также он владеет пакетом акций банка “Кыргызкредит”, рестораном “Адриатика” в Бишкеке и являлся одним из учредителей СП “Кэвитал”.
СП “Кэвитал” в свое время выкупило здание гостиницы “Кыргызстан”. После реконструкции здание гостиницы было продано компании “Хаятт”. Сама же компания в 2000 году по решению суда была объявлена банкротом, а затем ликвидирована.
Именно как раз с фирмой “Кэвитал” и связано обвинение, предъявленное бизнесмену, о неисполнении решения суда. По этому пункту, что называется, по–настоящему взяли за жабры итальянского предпринимателя наши фискалы после банкротства “Кэвитал”. Возникает вопрос: почему за все грехи (долговой хвост в виде налогов) целой компании, причем после процедуры банкротства, должен отвечать лишь один Фиаккони? Ведь к деятельности этой фирмы имеют непосредственное отношение и другие известные в стране люди.
Кстати, у большинства кыргызстанцев и не без помощи СМИ сложилось твердое убеждение, что итальянец наживался в Кыргызстане под такой могучей “крышей”, как семья экс–президента Акаева. Многие считают: мол, подумаешь, Почетный консул! Да будь он хоть Папой Римским! Нарушил законы Кыргызстана, хапал под прикрытием семьи — должен отвечать!
Но изучив реальное положение дел, можно говорить о другом. Например, о конфликте интересов. Да, речь о ЦУМе “Айчурек”. На протяжении последних нескольких лет там действительно среди акционеров идет самая настоящая война. Противники “итальянского” стиля управления сделали все возможное, чтобы поменять его на другой, более приемлемый нашему менталитету, но особых успехов не добились.
В принципе, эта возня — внутреннее дело самих акционеров ЦУМа. Кто кого обманывает и обворовывает, кто должен ими управлять, решать им самим. Причем цивилизованно и в рамках закона. Но реально это происходило и происходит не совсем так.
— О какой семейной “крыше” тут можно говорить, если за последние пять лет нас проверяли 233 раза, а по закону должны были лишь пять! — горячится генеральный менеджер ОАО “ЦУМ “Айчурек” А. Арзаматов. — Г–н Фиаккони вел и ведет открытую финансовую политику. Поэтому только слепой не увидит прибылей, которые получает ЦУМ. Естественно, находится очень много желающих прибрать столь лакомый пирог к рукам. Сделать это проще всего руками тех акционеров, которые выступают за другой стиль управления и других менеджеров. Судя по развитию событий, они имели и при прежней власти, и при нынешней весьма весомые рычаги давления на нее.
— Господин Арзаматов, если говорить о новейшей истории, то как развивались события уже после мартовской революции?
— В апреле нас посетили с претензиями по поставкам оборудования сотрудники СНБ. Затем в мае финансовая полиция возбудила уголовное дело по неуплате налогов (пятьсот с лишним тысяч сомов). Основание — материалы проверок Счетной палаты в ноябре, декабре 2004 года. Нонсенс! Дело в том, что еще до возбуждения уголовного дела мы не согласились с мнением ревизоров и подали иски в суд. Финансовые полицейские прекрасно знали, что суммы налогов оспариваются в законном порядке, но уголовное дело все же возбудили. К концу мая мы уже имели на руках решение Межрайонного суда по экономическим делам, подтверждающее нашу правоту, но дело полицейские не закрыли. Уголовное преследование Джорджио Фиаккони продолжилось после того, как суд второй инстанции оставил в силе решение межрайонного. У нас есть все основания полагать, что следователи догадывались, что мы выиграем этот процесс, и, похоже, поэтому уже по новому уголовному делу г–ну Фиаккони были предъявлены обвинения в хищении. И это несмотря на то, что все те же акты ревизий Счетной палаты напрочь перечеркивают эти обвинения.
— Насколько соответствует истине информация о том, что в отношении Джорджио Фиаккони было возбуждено уголовное дело и у него на родине в Италии?
— Хотя информация эта и верна, но она весьма искажена. Я уже говорил, что в апреле нас посетили представители спецслужб по фактам поставок фирмой SPAFF ЦУМу оборудования…
— Тогда сотрудники СНБ уже успели выяснить, что такой фирмы не существует?
— Это семейная фирма семьи Фиаккони. Она существовала раньше и существует сегодня. Но на тот момент, когда через Интерпол из нашей страны в Италию были посланы соответствующие запросы, она была перерегистрирована. Говоря нашим языком, из общества с ограниченной ответственностью ее преобразовали на правах преемственности в общество с неограниченной ответственностью. После того, как правоохранительные органы Италии во всем разобрались, все обвинения с г–на Фиаккони были сняты. Хочу выразить надежду, что разберутся во всем, причем не предвзято, а по закону, и наши финансовые полицейские, прокуратура, суды. Но в то же время возникает вопрос: почему на свободе остаются люди, умыкнувшие миллионы, а “закрывают” тех, кто не уплатил налоги, причем спорные. Данные факты невольно наводят на мысль о двойных стандартах не только иностранцев…
Безусловно, менеджер из команды Фиаккони во многом прав. Но вряд ли сегодня стоит говорить о двойных стандартах. Например, тот же Шалхар Джайсанбаев, Эдуард Пак добровольно явились в Генпрокуратуру и пока не дали повода для изменения им меры пресечения с подписки о невыезде на содержание под стражей. А вот экс–премьер–министр Кыргызстана Николай Танаев, как и итальянский бизнесмен, дал.
“МСН” уже сообщала, в минувший вторник он также был арестован. Произошло это после того, как легковой автомобиль, в котором в качестве пассажира сидел г–н Танаев, попытался пересечь кыргызско–казахскую границу. События развивались на пограничном пункте “Ак жол”, перекрывающем трассу Бишкек — Алматы.
Проявили ли личную инициативу наши пограничники, узнавшие экс–премьера, или же они получили жесткое предписание ни под каким предлогом не выпускать его за пределы страны, в принципе, не так уж и важно. Суть в том, что бойцы Погранвойск СНБ поступили в полном соответствии с уставом и сразу же доложили об экс–сановном пассажире своему руководству.
От последнего они получили приказ — доставить г–на Танаева в Генпрокуратуру. Один из пограничников сел за руль автомобиля. При этом, как рассказывают очевидцы, г–н Танаев вел себя очень корректно и не провоцировал пограничников на какие–либо конфликты. В Бишкеке соответствующим протоколом было оформлено задержание, а затем экс–премьер–министр был водворен в одну из камер СИЗО СНБ за попытку скрыться.
Согласно информации, распространенной российскими СМИ, супруга Николая Танаева считает, что ее мужа ввели в заблуждение юристы, объяснив, что он может ненадолго уехать. Но звучат эти слова, учитывая сановный ранг ее мужа, крайне наивно.
Не менее наивно выглядят и комментарии адвоката г–на Танаева Максима Максимовича. По его словам, Николай Танаев не собирался бежать из страны. Он намеревался лишь на один день съездить в Алматы по личным неотложным делам. В подтверждение своих слов адвокат привел тот факт, что у экс–премьер–министра был с собой лишь паспорт и незначительная сумма денег. Г–н Максимович твердо уверен — единственная ошибка, которую совершил его “подзащитный” заключается в том, что он не поставил в известность о своем вояже следователей. Здесь нужно пояснить — Максим Максимович не является личным адвокатом экс–премьера. Он только курирует тех юристов, которым предстоит отстаивать интересы Николая Танаева. Вопрос настырных кыргызских журналистов: делается ли это по личной просьбе Владимира Путина? г–н Максимович комментировать отказался.
Напомним, расследование некоторых эпизодов в “деятельности” экс–премьер–министра было начато почти сразу после мартовской революции. Затем в конце мая Генпрокуратура выдала ордер на его арест. Обвинялся Николай Тимофеевич во многих “прегрешениях” — в злоупотреблении служебным положением, в незаконном использовании бюджетных средств. В частности, незаконном перечислении 18 миллионов сомов Госдепартаменту занятости населения, незаконном использовании бюджетных средств на строительство и ремонт библиотеки первого президента, перечислении 200 тыс. долларов США в резервный фонд премьер–министра, а затем в фонд “Мээрим” и других.
Сам он называл предъявленные обвинения вымышленными, но предусмотрительно жил в России. Времени даром там не терял — решал вопрос получения российского гражданства. В конце концов решением УВД Пензенской области от 2 июня 2005 года за регистрационным номером 1851 Танаев Николай Тимофеевич принял гражданство Российской Федерации. Тогда же паспортным столом Ленинского РОВД города Пензы ему выдан паспорт гражданина России. По закону прежде он должен был отказаться от кыргызского гражданства. Было ли сделано это, пока не выяснено.
Впоследствии мера пресечения (содержание под стражей) Николаю Тимофеевичу была изменена, так как он все–таки прибыл в Бишкек, явился в Генпрокуратуру и изъявил желание сотрудничать со следственными органами. Хотя все сроки, которые были заявлены в обращении генпрокурором Азимбеком Бекназаровым, уже прошли, для Николая Танаева сделали исключение. Под высокое поручительство нескольких депутатов парламента Генпрокуратура изменила экс–премьеру меру пресечения с заключения под стражу на подписку о невыезде, что было удовлетворено судом.
Следует отметить, что и сам экс–премьер, и адвокат Максим Максимович неоднократно заявляли общественности, что расследование проводится объективно. Зачем же тогда было пытаться убежать из страны? Стоило ли подставлять себя под удар пожилому человеку, у которого проблемы со здоровьем? Впрочем, в изоляторе Николай Тимофеевич держится вполне достойно. Сын после ареста отвез ему в СИЗО смену белья…
Александр Ким, Юрий Груздов.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/11248/